Старый город: перспективы застройки

В этом году основной объем строитель­ства перенесется на левобережье Ишима. Этот водораздел отсечет старый город с более чем вековой историей. Там, за Ишимом закладывается новый город и его ве­личественный размах сегодня невозможно представить в полном объеме. Усилиями зодчих и градостроителей он будет поис­тине олицетворять сердце Евразии, станет центром притяжения народов, населяющих старушку-Европу и Древний Восток, для ко­торого испокон веков были чужды европейские каноны развития.

Старый город. В преддверии презента­ции столицы, чтобы придать вид, соответствующий статусу, провели косметический ремонт фасадов на пр. Республики, Побе­ды, ул. Мира, АкЖайык. Реконструировали и возвели немало зданий, в корне изменив­шие облик города. Созданное строителями, неоспоримый факт. Но создается впечатле­ние, что объекты вырастают спонтанно, без учета завтрашнего дня, что недопустимо из-за отсутствия градостроительной полити­ки. Нельзя сбрасывать со счетов прожекты, выдвигаемые творческими группами с за­ботой не о государственных интересах, а личных.

Сегодня, когда затрагивается тема сто­личного стройкомплекса, часть астанчан склоняется к мысли, что с переходом стро­ительства на левобережье, старая часть го­рода станет позабытой всеми резерваци­ей.

Поделиться своими взглядами на эти и другие проблемы мы попросили заместителя директора по науке института «Акмолакоммунпроект», кандидата архитектуры Нурбека Габдулхамитовича Аужанова.

Не намечается затишье на стройплощадках старого города?

— Нет. Наряду с провозглашенным Президентом страны планом освоения левобережья будет идти строи­тельство и здесь, где проживает почти все население столицы. От­метим, в этой части города сложилась хорошая транспортная, инже­нерная, социальная инфраструкту­ра и способствуют более благопри­ятные инженерно-геологические условия с разветвленной системой парков и скверов. В архитектурном плане уже сложился центр, который будет развиваться и дальше. На­пример, идет снос жилого кварта­ла за президентским сквером, где планируется обустройство новой площади для проведения торже­ственных церемонии. Чтобы пло­щадь гармонично вплеталась в архитектурную канву необходимо провести конкурс среди архитекто­ров и градостроителей республи­ки или хотя бы города. Время, ко­нечно, сжато до предела, но нельзя хватать­ся за первый попавшийся проект. На основе лучшего варианта надо найти приемлемое решение, чтобы потом не было стыдно пе­ред гостями, да и потомками.

Уже предлагались проекты?

— Думаю, нет. Недавно турецкие проектировщики предложили примитивную схему благоустройства прилегающей территории Национального музея. Акимат не принял их вариант и поручил нашему институту занять­ся разработкой проекта. Разработали проектное решение с учетом значимости объек­та, философской концепции в национальном духе.

На пересечении пр. Богембая и ул. Сары-Арка «поставили» два высот­ных жилых дома. К чему произведена при­вязка?

— Сегодня они не смотрятся, но этот узел в перспективе будет служить катализатором крупного градостроительного образования в западной части города. Ведь Астраханское шоссе — это ворота для тех, кто въезжает в столицу со стороны Костаная. В градостро­ительной теории, когда такие здания выно­сятся на перекресток двух магистралей, мож­но назвать удачной схемой, оправдывающей себя в функциональном и эстетическом объемно-пространственном плане. Вокруг этих здании должна формироваться интен­сивная зона. Допустим, гостям, въезжающим в город, не обязательно ехать в центр, чтобы удовлетворить свои потребности не только в торговом плане. Это примитивный уровень обслуживания. Необходимо, чтобы они уже здесь почувствовали дух столицы, ее культур­ный уровень. Для этого в этом районе наря­ду с магазинами и бутиками должны быть объекты соцкультбыта (развлекательный ком­плекс, кинотеатр, гриль бары, кафе, уютные небольшие гостиницы). Это все нужно не только для гостей, а для живущих в с. Кирово, районе мясокомбината, которые сегод­ня находятся на голодном социальном пай­ке.

Давайте мысленно перенесемся на во­сточную окраину, ведь эта часть города тоже играет немаловажную роль.

— Пр. Абылай хана — ворота со стороны Алматы и Центральной Азии. 10-15 лет назад архитекторы совершили крупный просчет, когда бессистемно отводили земли под стро­ительство. Нужно было по обе стороны про­спекта оставить резервные полосы для заст­ройки в будущем прекрасных объектов. Ул. Кенесары — продолжение пр. Абылай хана и как бы является градостроительной осью. Другая по значимости зона — пр. Республи­ки, ул. Бараева и выход на аэропорт, третья, как я уже говорил, пр. Богенбая, Астраханс­кое шоссе. Это главные транзитные сквозные магистрали и они должны застраиваться в первую очередь, чтобы соответствовали сто­личному уровню.

Какие преобразования возможны в районе железнодорожного вокзала?

— В зарубежной практике градостроитель­ства общественно-транспортные узлы по зна­чимости уступают только общегородскому центру. В Астане авто- и железнодорожный вокзалы расположены очень удачно, в одном узле. Здесь есть территориальные резервы, не исключено, что можно вести подземное строительство.

Честно говоря, эта тенденция известна на­шим архитекторам и от них уже поступили неплохие предложения по изменению архи­тектурного облика этого района. Даже изго­товлены макеты застройки, где учтены офи­сы, гостиничные комплексы, досуговые заведения.

Можно ли  на­звать удачным мес­торасположение торгового центра «Евразия»?

— Нет.  Торговый центр оказался в сто­роне от оживленных магистралей. Иначе он  смотрелся бы, если «встал» на ул. Хаджимукана. Теперь, чтобы   образовать единый архитектур­ный ансамбль нужно возвести еще какие-нибудь объекты. С другой стороны, его строительство здесь в какой-то мере оп­равданно. Ведь в этой части города ничего не было, а «Евразия» как бы аккумулирует жизнь этого жилого массива, и люди как прежде не тратят вре­мя на поездки в центр.

На пустом месте возник микрорайон №9, появятся новые. В архитектурном плане, чем будет отличаться застройка нынешних от старых?

— Сегодня к строительству жилых комп­лексов иной подход. С учетом ветровых особенностей столицы жилые массивы должны быть компактными, при этом важ­ная роль отводится благоустройству. Жи­телям необходимо предоставить макси­мум удобств, располагая объекты торго­вых и бытовых услуг в радиусе 10-15 минут ходьбы.

К сожалению, этими проблемами пока никто не занимался. Акимат планирует создать проектный институт «Астанагенплан», который будет решать вопросы уплотнения застроек, проектно-детальной планиров­ки. Хотя необходимость создания такого института созрела 2-3 года назад.

Утвержден генеральный план заст­ройки столицы, но в нем приоритетным является левобережье. Есть ли генплан старого города, проектно-детальная планировка? Ведь эти документы для зодчих своего рода рабочая настольная книга?

— Нет ни того, ни другого. Наш институт не является генеральным проектировщи­ком, поэтому в полном объеме не разра­батываем проектные работы. Только начи­наем плотно заниматься градостроитель­ным комплексом, благоустройством. Если бы департамент градостроительства и ар­хитектуры поручил выполнить какие-то объемы, то можно найти средства, при­влечь опытных архитекторов и проектиро­вать объекты на больших площадях.

Нужно осознать то, что строим сегодня, останется на века. И, чтобы каждое соору­жение столицы осталось в истории как па­мятник архитектуры начала XXI века…

Айдар Джапаров – газета «Эпицентр» Мнение специалистов – 29 марта 2000 г.

Н. Аужанов

Предыдущая запись СТОЛИЧНЫЙ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС: ПУТИ РАЗВИТИЯ (С УЧЕТОМ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ)
Следующая запись Расти ли городу – гиганту?

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.