В этом году основной объем строительства перенесется на левобережье Ишима. Этот водораздел отсечет старый город с более чем вековой историей. Там, за Ишимом закладывается новый город и его величественный размах сегодня невозможно представить в полном объеме. Усилиями зодчих и градостроителей он будет поистине олицетворять сердце Евразии, станет центром притяжения народов, населяющих старушку-Европу и Древний Восток, для которого испокон веков были чужды европейские каноны развития.
Старый город. В преддверии презентации столицы, чтобы придать вид, соответствующий статусу, провели косметический ремонт фасадов на пр. Республики, Победы, ул. Мира, АкЖайык. Реконструировали и возвели немало зданий, в корне изменившие облик города. Созданное строителями, неоспоримый факт. Но создается впечатление, что объекты вырастают спонтанно, без учета завтрашнего дня, что недопустимо из-за отсутствия градостроительной политики. Нельзя сбрасывать со счетов прожекты, выдвигаемые творческими группами с заботой не о государственных интересах, а личных.
Сегодня, когда затрагивается тема столичного стройкомплекса, часть астанчан склоняется к мысли, что с переходом строительства на левобережье, старая часть города станет позабытой всеми резервацией.
Поделиться своими взглядами на эти и другие проблемы мы попросили заместителя директора по науке института «Акмолакоммунпроект», кандидата архитектуры Нурбека Габдулхамитовича Аужанова.
— Не намечается затишье на стройплощадках старого города?
— Нет. Наряду с провозглашенным Президентом страны планом освоения левобережья будет идти строительство и здесь, где проживает почти все население столицы. Отметим, в этой части города сложилась хорошая транспортная, инженерная, социальная инфраструктура и способствуют более благоприятные инженерно-геологические условия с разветвленной системой парков и скверов. В архитектурном плане уже сложился центр, который будет развиваться и дальше. Например, идет снос жилого квартала за президентским сквером, где планируется обустройство новой площади для проведения торжественных церемонии. Чтобы площадь гармонично вплеталась в архитектурную канву необходимо провести конкурс среди архитекторов и градостроителей республики или хотя бы города. Время, конечно, сжато до предела, но нельзя хвататься за первый попавшийся проект. На основе лучшего варианта надо найти приемлемое решение, чтобы потом не было стыдно перед гостями, да и потомками.
— Уже предлагались проекты?
— Думаю, нет. Недавно турецкие проектировщики предложили примитивную схему благоустройства прилегающей территории Национального музея. Акимат не принял их вариант и поручил нашему институту заняться разработкой проекта. Разработали проектное решение с учетом значимости объекта, философской концепции в национальном духе.
— На пересечении пр. Богембая и ул. Сары-Арка «поставили» два высотных жилых дома. К чему произведена привязка?
— Сегодня они не смотрятся, но этот узел в перспективе будет служить катализатором крупного градостроительного образования в западной части города. Ведь Астраханское шоссе — это ворота для тех, кто въезжает в столицу со стороны Костаная. В градостроительной теории, когда такие здания выносятся на перекресток двух магистралей, можно назвать удачной схемой, оправдывающей себя в функциональном и эстетическом объемно-пространственном плане. Вокруг этих здании должна формироваться интенсивная зона. Допустим, гостям, въезжающим в город, не обязательно ехать в центр, чтобы удовлетворить свои потребности не только в торговом плане. Это примитивный уровень обслуживания. Необходимо, чтобы они уже здесь почувствовали дух столицы, ее культурный уровень. Для этого в этом районе наряду с магазинами и бутиками должны быть объекты соцкультбыта (развлекательный комплекс, кинотеатр, гриль бары, кафе, уютные небольшие гостиницы). Это все нужно не только для гостей, а для живущих в с. Кирово, районе мясокомбината, которые сегодня находятся на голодном социальном пайке.
— Давайте мысленно перенесемся на восточную окраину, ведь эта часть города тоже играет немаловажную роль.
— Пр. Абылай хана — ворота со стороны Алматы и Центральной Азии. 10-15 лет назад архитекторы совершили крупный просчет, когда бессистемно отводили земли под строительство. Нужно было по обе стороны проспекта оставить резервные полосы для застройки в будущем прекрасных объектов. Ул. Кенесары — продолжение пр. Абылай хана и как бы является градостроительной осью. Другая по значимости зона — пр. Республики, ул. Бараева и выход на аэропорт, третья, как я уже говорил, пр. Богенбая, Астраханское шоссе. Это главные транзитные сквозные магистрали и они должны застраиваться в первую очередь, чтобы соответствовали столичному уровню.
— Какие преобразования возможны в районе железнодорожного вокзала?
— В зарубежной практике градостроительства общественно-транспортные узлы по значимости уступают только общегородскому центру. В Астане авто- и железнодорожный вокзалы расположены очень удачно, в одном узле. Здесь есть территориальные резервы, не исключено, что можно вести подземное строительство.
Честно говоря, эта тенденция известна нашим архитекторам и от них уже поступили неплохие предложения по изменению архитектурного облика этого района. Даже изготовлены макеты застройки, где учтены офисы, гостиничные комплексы, досуговые заведения.
— Можно ли назвать удачным месторасположение торгового центра «Евразия»?
— Нет. Торговый центр оказался в стороне от оживленных магистралей. Иначе он смотрелся бы, если «встал» на ул. Хаджимукана. Теперь, чтобы образовать единый архитектурный ансамбль нужно возвести еще какие-нибудь объекты. С другой стороны, его строительство здесь в какой-то мере оправданно. Ведь в этой части города ничего не было, а «Евразия» как бы аккумулирует жизнь этого жилого массива, и люди как прежде не тратят время на поездки в центр.
— На пустом месте возник микрорайон №9, появятся новые. В архитектурном плане, чем будет отличаться застройка нынешних от старых?
— Сегодня к строительству жилых комплексов иной подход. С учетом ветровых особенностей столицы жилые массивы должны быть компактными, при этом важная роль отводится благоустройству. Жителям необходимо предоставить максимум удобств, располагая объекты торговых и бытовых услуг в радиусе 10-15 минут ходьбы.
К сожалению, этими проблемами пока никто не занимался. Акимат планирует создать проектный институт «Астанагенплан», который будет решать вопросы уплотнения застроек, проектно-детальной планировки. Хотя необходимость создания такого института созрела 2-3 года назад.
— Утвержден генеральный план застройки столицы, но в нем приоритетным является левобережье. Есть ли генплан старого города, проектно-детальная планировка? Ведь эти документы для зодчих своего рода рабочая настольная книга?
— Нет ни того, ни другого. Наш институт не является генеральным проектировщиком, поэтому в полном объеме не разрабатываем проектные работы. Только начинаем плотно заниматься градостроительным комплексом, благоустройством. Если бы департамент градостроительства и архитектуры поручил выполнить какие-то объемы, то можно найти средства, привлечь опытных архитекторов и проектировать объекты на больших площадях.
Нужно осознать то, что строим сегодня, останется на века. И, чтобы каждое сооружение столицы осталось в истории как памятник архитектуры начала XXI века…
Айдар Джапаров – газета «Эпицентр» Мнение специалистов – 29 марта 2000 г.
Н. Аужанов