Прошел, впервые в истории суверенного Казахстана, международный конкурс на генеральный план Астаны, позади шумные чествования победителей, раздача призов и томительное ожидание: а что же дальше?
Город продолжает жить со всеми своими проблемами улично-дорожной сети, ветшающей инженерной инфраструктуры, саманной застройки центральной части города, огромной и ждущей своей судьбы промышленной зоны. Будем ждать, когда японский мастер за нас будет решать эти оперативные задачи?
Мне думается, что основная забота Кишо Куракавы — это продолжение разработки стратегической концепции развития Астаны, начатой в конкурсном проекте. На плечи местных градостроителей должны лечь насущные текущие задачи, указанные выше.
Вот уже 3-й год идет разработка нового генерального плана в стенах проектно-строительной компании «Ак Орда», генерального проектировщика новой столицы — Казахстана, израсходованы огромные государственные деньги, «а воз и ныне там», т.е. Астана до сих пор развивается без основного градорегулирующего документа.
Я категорически не согласен с утверждением первого заместителя акима г.Астаны Ф.Х.Галимова, курирующего столичный стройкомплекс, опубликованным в газете «Казахстанская правда» от 13 февраля сего года о том, что якобы Астана имеет генеральный план, и то, что в него вносятся коррективы, — это закономерно. Нет генплана Астаны, он еще будет. Застройка города сегодня осуществляется интуитивно, без полноценных проектов застроек, выверенных через профессиональное и общественное мнение, хотя за три года с этой задачей можно было вполне справиться.
К огорчению, отсутствие градорегулирующей документации по застройке нашей столицы имеет далеко идущие негативные последствия. Их нужно срочно исправлять. Прежде всего, зададимся вопросом: почему частная фирма в лице ПСК «Ак Орда» монополизировала такой государственно важный объект, как генеральный план? Кто его учредитель? Может быть, в этом кроются причины столь затяжного процесса разработки генерального плана? Что мешает проверить Минфину истинную картину расходования огромной суммы денег, в несколько сот миллионов тенге, из бюджета республики? Видимо, личные интересы здесь стали преобладать над столь ответственной государственной задачей, поставленной Президентом страны.
За три года разработки генерального плана не было проведено ни одного открытого обсуждения разделов такого важнейшего документа, как проекта застройки первоочередных районов. Раньше, во время самостоятельного Госстроя, во главе с заместителем председателя, членом-корреспондентом союзной Академии художеств Рустемом Аббасовичем Сейдалиным, курировавшим сферу архитектуры и градостроительства, практиковали активное и гласное конкурсное проектирование с компетентным жюри, присутствовала профессиональная критика, работали градостроительные советы при местных органах власти. Это давало свои положительные результаты, когда методом мозговой атаки отбирались зерна из плевел, определялись лучшие решения и, самое главное, экономились огромные государственные деньги. Импорт зарубежной технологии и строительных материалов грозит завозом к нам градостроительных кадров и идей, если сохранится нынешнее положение. Не надо забывать, что наша казахстанская школа была одной из ведущих в бывшем СССР.
Градостроитель в отличие от архитектора-объемщика, — это носитель коллективных замыслов и коллективных решений. Один неверный шаг, и тысячи жителей жилого района обречены, жить рядом с промзоной, с железной дорогой, под шумовой полосой аэропорта или бороться с последствиями подтопления. Это измеряется не только миллиардными потерями, но и самым главным — ухудшением здоровья населения и деградацией ландшафта окружающих территорий.
Вернемся немного назад. Прозвучавшая из уст Президента Н.Назарбаева, точно рассчитанная во времени и стратегически верная идея строительства новой столицы Казахстана воодушевила градостроителей нашей республики и сделала горячими сторонниками этой линии.
Механизм переноса столицы неизбежно поднял вопрос о разработке генерального плана города, а первым шагом к нему был объявленный и проведенный в 1995-96 гг. первый открытый конкурс на разработку концепции развития Астаны. Не буду останавливаться на значительных организационно-технических недоработках проведения данного конкурса и далеко не корректного выявления победителя. Это достаточно широко освещалось в печати. В результате с 1996 года проектирование генерального плана новой столицы и ее первоочередной застройки было поручено вести проектно-строительной компании «Ак Орда», где градостроителям, в силу недальновидности руководителей, была изначально уготована роль исполнителя воли сверху. Подобная, стратегически неверная, позиция ПСК «Ак Орда», заключающаяся в игнорировании сложившейся практики разработки генплана, и подчинение сложных социально-пространственных процессов развития города какому-то идеализированному архитектурно-проектному наивному рисунку и стало причиной резкого высказывания Президента Н.Назарбаева в начале 1998 года. Это опять побудило Президента страны, обратиться к правительству, найти финансовые средства для проведения уже международного конкурса. О составе жюри, его председателе инженере-конструкторе и о многом другом говорили перед конкурсом, но главное, в последующем не было проведено предусмотренное по условиям конкурса общественное обсуждение выставленных 27 проектов.
Несмотря на то, что члены жюри не были ознакомлены с основными исходными материалами территории Города по вине ПСК «Ак Орда», выбор был сделан объективно, проект японского зодчего отразил дух времени и динамичный характер развития современного города. Мне он определенно по душе.
Сегодня Астана, как бывший областной центр, получивший статус столицы, крайне нуждается в скорейшей разработке, обсуждении и принятии решений по комплексной и ансамблевой застройке улиц столицы, ее новых площадей, жилых районов и других мест массового пребывания людей. Благодаря кропотливо исполненным макетам, и не в единственном варианте, выверялась застройка города, что давало путевку в жизнь многим красивым ансамблям. Так застраивался центр Караганды, его юго-восточный жилой район, микрорайоны Актау и Павлодара, проспект Достык в городе Алматы, застройка Степногорска и др.
Альтернативы этому нет. Болезнь «штучного подхода» присуща всем городам, но она проходит с приходом профессионального градостроительного проектирования. Если это спорно, я обращаюсь к главным архитекторам городов с предложением изложить иную идеологию формирования городской среды, сомасштабной человеку.
Нужно широко вовлекать специалистов, которые, слава богу, еще сохранились, нужно проводить всевозможные мини-конкурсы среди профессионалов-градостроителей, объявлять тендеры среди них на гласной основе и т.д.
Так, организаторы конкурса на новый проект столицы Австралии города Канберра постарались привлечь к участию максимально большое количество градостроителей. Условия конкурса, топографическая съемка рассылались по всем известным адресам, а макет участка местности демонстрировался во всех столицах австралийских штатов, а также в Лондоне, Вашингтоне, Нью-Йорке, Чикаго, Оттаве, Париже, Берлине, Кейптауне, Претории и Веллингтоне. В итоге было получено 137 проектов (в нашем случае — 27), из которых был выбран лучший проект У.Б.Гриффина (Walter Barley Griffin) из Чикаго, который активно использовал топографию местности для формирования и структурирования города. В результате Канберра по праву снискала славу одной из красивейших столиц мира. Крупнейшие столицы мира, такие, как Париж, Берлин, Лондон, Вашингтон, Варшава, оказались в авангарде мировой архитектуры и градостроительства благодаря отработанной системе конкурсов на проекты, начиная с города и его окружения и заканчивая планировкой жилых районов и промышленных зон.
В прошлом году мэр Москвы по инициативе столичных архитекторов издал постановление «О проектировании важнейших объектов и градостроительных узлов на конкурсной основе», в результате чего столица России украсится не одним выдающимся ансамблем. Здесь же, в России, переживающей сложные события за последние годы, тем не менее, разработано около 200 генеральных планов крупных городов за счет средств местных органов власти, эффективно работает действующий Госстрой, проходят ежегодные совещания по проблемам архитектуры и градостроительства, выпускаются десятки архитектурных журналов и газет, освещающих актуальные темы. У нас же, в Казахстане, полная идиллия и благополучие, что вступает в явное противоречие на фоне растущих темпов строительства новой столицы.
Несмотря на то, что ПСК «Ак Орда» разрабатывает планировочную документацию по некоторым градузлам, подобная, искусственно-созданная монополия по застройке Астаны уже привела к негативным явлениям, названным выше.
Аким города и его службы в условиях отсутствия генплана, как главного градорегулирующего документа, естественно, не имеют достаточно четких ориентиров в пространственном развитии города. В свое время столичному акимату предлагалось со стороны специалистов-градостроителей создать проектный институт «Астанагенплан», где муниципалитет контрольным пакетом своих акций мог бы влиять на ход и качество разработки генерального плана. Однако эта инициатива осталась без ответа.
Судя по интервью в газете «Казахстанская правда», г-н Галимов в своей программе действий на этот год собирается, в силу отсутствия нового генплана, застрявшего в стенах ПСК «Ак Орда», опираться на генеральный план г. Целинограда, разработанного еще в 1987 г. тогда еще активнодействующим проектным институтом «Казгипроград». Этот генплан давно устарел не только по своим физическим параметрам, но и не отвечает сегодня рыночным требованиям, на нем не въедешь в грядущий XXI век, это уже не областной центр, а столица государства в центре Евразии. Мы считаем, что новой столице нужны молодые, профессионально и нестандартно мыслящие кадры, способные комплексно подходить к решению сложных градостроительных задач, грамотно руководить строительным комплексом Астаны. Это в целом отвечает и перспективной кадровой политике нашего Президента, смело выдвигающего на высокие государственные должности молодых руководителей.
Движение к демократически развитому обществу, к которому призывает президент Н. Назарбаев, в моем представлении, означает, прежде всего, широкое внедрение понятия гласности и соревновательности. Этого пока не скажешь о практике проектирования и застройки Астаны. Это наносит ущерб не только государству, но и престижу Президента Казахстана, благодаря энергии, воле и настойчивости которого преобразуется Астана в подлинно евразийский город Мира и Согласия.
Н. Аужанов – Отечество — №10 (11) 11 марта 1999 г.