Как регулировать рост численности населения больших городов, таких, например, как Алма-Ата? Ведь их непомерное разбухание порождает множество, социальных, производственных и экологических проблем.
Обратимся к опыту высокоразвитых стран, в частности США, где замедление роста большинства крупнейших городов и даже абсолютное снижение численности жителей во многих из них стало закономерным явлением. Так, по данным статистического ежегодника США за 1981 год, в половине всех городов страны с населением 100 тысяч и более человек число жителей за десятилетие сократилось.
Зато как по количеству, так и по суммарной населенности и удельному весу в населении страны заметно выросли средние и мелкие города. Для этого есть множество причин, где одной из существенных является высокая стоимость городской среды, которая проявляется в дороговизне земли, частных и общественных услуг, в высокой арендной плате, повышенных нормах налогообложения. За 1975 — 80 годы цены на землю в 12 крупнейших городах США выросли на 97 процентов, а потребительские цены — на 95 процентов.
В таких городах трудно найти свободные территории, которые соответствовали бы требованиям современной технологии массового конвейерного производства на горизонтальных линиях. Обследования, проведенные американскими учеными, показали, что предприятия, покидающие город, на новом месте в среднем удваивают полезную площадь своих зданий и в 4 раза увеличивают общий размер заводской территории. Обострившаяся ситуация в транспортной и инженерной обеспеченности, низкое качество окружающей среды также ставят свои трудноразрешимые проблемы. В последние годы сюда добавились новые, такие, как нехватка квалифицированных кадров, оскудение базы из-за оттока состоятельной части населения, потеря покупательской способности жителей, высокий уровень преступности.
Что касается проблем развития городов-гигантов в нашей стране, таких, например, как Алма-Ата, то их проблемы в последнее время значительно обострились. В столице Казахстана, например, было намечено вывести за пределы городской черты 15 промышленных и коммунально-складских объектов, таких, как плодоконсервный завод, табачный и меховой комбинаты, заводы «Казгеофизприбор», нестандартного дорожного оборудования и других. Однако за период после разработки генплана ничего этого не сделано, а наоборот, продолжается реконструкция старых и строительство новых цехов на них. На проспекте Рыскулова вырос крупный завод горношахтного оборудования. Спрашивается, почему в столице Казахстана, а не в Караганде, Джезказгане или Балхаше?
В столице дополнительно размещено более 150 новых объектов министерств и ведомств.
Особенно преуспевают Минавтотранс, Минводхоз, Госагропром, Казпотребсоюз, союзные Минсредмаш, Минэлектронпром, Минприбор, Минобороны. Это приводит к механическому приросту населения, изыманию ценных поливных земель под жилые массивы и промышленные зоны. Инженерная инфраструктура Алма-Аты перенапряжена, ощущается острая нехватка тепла не только для жилого фонда, но и для новых предприятий. Последние эту проблему решают путем строительства ведомственных котельных или путем расширения существующих, что вносит дополнительную лепту в загрязнение атмосферы. Нас очень беспокоит то обстоятельство, что предприятия этих министерств располагаются в районе повышенной сейсмичности.
Архитекторы, занимающиеся планировкой города, были поставлены перед свершившимся фактом. По какому постановлению правительства разместился этот завод там, где целесообразно возводить жилые дома?
Кстати, к нашим многочисленным «незавершенкам» добавился еще один объект — стройка заморожена.
На прошедшем Съезде народных депутатов страны перед правительством остро ставились вопросы о произволе ведомств, несоблюдения ими законов, огромном объеме незавершенного строительства, который за три последних года достиг 30 миллиардов рублей.
Алма-Ата перенасыщена многочисленными базами и складами. Это касается и территорий, подчиненных облисполкому, прилегающих к границам города. Давно назрел вопрос о необходимости переноса за его пределы предприятий, складов и баз, связанных с эксплуатацией, хранением и перевозкой горючих и взрывоопасных материалов.
К чему приводит постепенное превращение столицы Казахстана в крупный приемно-перевалочный и снабженческий пункт, показал недавний взрыв цистерны с бытовым сжиженным газом пропаном вблизи железнодорожной станции Алма-Ата II, повлекший за собой человеческие жертвы.
Какая есть необходимость мириться и с размещением вблизи жилых домов газораздаточной станции? Почему база «Казстройматериалы» Госснаба Казахской ССР, работающая на республику, не может находиться на территории области или даже в другом городе?
Анализ расположения предприятий промышленности, складов, баз, учреждений и ведомств, научных и проектных организаций, учебных заведений показывает полнейшую, неразбериху и отсутствие какого-либо научно обоснованного подхода к решению этой проблемы в столице Казахстана.
Одна из главных причин, порождающих эту анархию, — отсутствие государственного градостроительного законодательства. Во всем мире, кроме СССР, Монголии, Кипра и Турции, такой закон есть. У нас любое ведомство, организация, частное лицо, могут нарушать положения генерального плана, проекта детальной планировки и не нести за это ответственности.
Престиж профессии архитектора в нашей стране снизился как никогда. Слова «архитектура», «зодчество», «градостроительство» редко слышатся и на представительных форумах.
В ФРГ на 10000 жителей приходится 100 архитекторов. В США — 49, Болгарии — 50, Венгрии — 65. В наших республиках: в Грузии — 50, Армении — 35, Литве — 47, Латвии — 45, Эстонии — 32, Казахстане — 13, РСФСР — 8. Туркмении — 7 и т.д. Отсюда и отношение к профессии архитектора и к его работе со стороны руководителей крупных ведомств, партийных и советских органов.
В ограничении размещения новых предприятий и роста численности населения в крупных городах хорошо проявила себя реализация предложений нашей экономической науки: введение платы за привлечение рабочей силы. Министерствам и ведомствам тогда станет накладно приглашать людей со стороны. Им выгоднее будет готовить специалистов на месте. Два примера уже есть: в Риге введена плата — 20. тысяч рублей на одного приезжего, а Киеве — 12,4 тысячи рублей. Это оказало существенное влияние на ограничение механического прироста населения в этих городах.
Второй важнейший момент — плата за землю. Введение арендной платы позволит местным Советам управлять развитием города экономическими методами.
ГПИ «Алмаатагенплан» начал выполнять работу по комплексной экономической оценке территории Алма-Аты.
Подобная оценка земли дает градостроителю, местным Советам возможность с цифрами в руках убеждать в необходимости строительства, например, торгового центра возле автодороги или железнодорожного вокзала или же на пересечении важных магистралей, а не в глубине жилых массивов. Это позволило бы вести отводы участков по продуманной методике, дало бы возможность создать систему крупных общественных, торговых и культурных центров в наиболее многолюдных узлах.
Например, строящийся сейчас огромный универсальный магазин на пересечении улицы Ауэзова и проспекта Абая целесообразно было бы возвести возле вокзала Алма-Ата I или нового автовокзала на берегу озера Сайран. Это значительно снизило бы и нагрузки на торговые объекты в центральной части города, уменьшила бы людские и автомобильные потоки сюда.
Главное — забота о сохранении свободных пространств внутри жилых районов, которые можно использовать под парки, скверы, бульвары, спортивно-игровые площадки, то есть забота о человеке.
У нас же продолжается практика бесконечного уплотнения жилых кварталов как в центре — что недопустимо по экологическим, транспортным и другим причинам, — так и в микрорайонах. Еще один пример непродуманного планирования развития города — это строительство крупнейшего в республике универсального спортивно-зрелищного зала на 11 тысяч зрителей в новом жилом районе «Самал». Со временем в этой части города возникнут острые транспортные проблемы.
Размещение в этом районе ряда крупных объектов, таких, как Музей истории Казахстана, республиканский Дворец пионеров, Музей В. И. Ленина, Дворец имени Ленина, усиливает социальное неравенство проживающих в Алма-Ате людей, делает данный район в каком-то смысле элитарным. Острейший дефицит в объектах культурного назначения существует в западных районах города и в районе железнодорожной станции Алма-Ата I. Именно здесь наблюдается повышенный рост правонарушений среди подростков, преступность, наркомания. Налицо взаимосвязь между уровнем обеспеченности в объектах культуры, спорта и т.д. и ростом числа правонарушений. В Алма-Ате совершенно запущено освоение подземного пространства, пассивно используются пешеходные переходы. На этот счет есть прекрасные примеры в Киеве, в Ереване, где вблизи станций метро разместились крупные подземные торговые центры.
Особенно вольно обращаются с ценной городской землей руководители промышленных и коммунально-складских объектов. Вместо того, чтобы активизировать подземное строительство на несколько этажей, возводить многоэтажные складские комплексы, кооперироваться со смежными производствами, они стараются: выбить новые гектары под хозяйственные корпуса.
Несмотря на горький опыт прошлого, когда в Алма-Ате в 1887, 1889 и-1911 годах произошли сокрушительные землетрясения, постановление Совета Министров СССР «Об упорядочении строительства в сейсмических районах страны» от 20 мая 1970 года не выполняется.
Настала необходимость провести комплексную серьезную проверку конструкций не только жилищно-гражданских зданий, но и промышленных объектов. Никто не даст твердых гарантий, что промышленные, коммунально-складские здания у нас строятся на высоком техническом уровне.
Капитальные вложения необходимо производить не в строительство новых промышленных предприятий и складских объектов, а в коренное улучшение самих предприятий, реконструкцию, модернизацию производства.
Алма-Ата не только промышленный, а прежде всего политический, научный и культурный центр Казахстана. И это необходимо учитывать в первую очередь. Надо серьезно думать о его дальнейшей судьбе.
Н. Аужанов – журнал «НХК»