Проект Центрального института градостроительства, Российская Федерация

В современном мире понятие времени и пространства сжимают­ся до предела. Еще недавно было заявлено предложение прези­дента Н.Назарбаева о переносе столицы, а уже сегодня неузнава­емо изменился облик центра Астаны. «Новой столице — новые градостроительные идеи» — реализации такого лозунга должен способствовать первый в истории суверенного Казахстана международный конкурс на проект территориального развития северной столицы и эскиз застройки ее центра.

На участие в конкурсе было подано пятьдесят заявок из различ­ных стран, но в силу больших финансовых затрат на участие в нем. а также организационно-технических недоработок, реально представлено было 27 работ: из России. Украины. Белоруссии. Кыргызстана, Австралии. Польши. Германии. Болгарии. Японии и других стран.

Представленные проекты вызывают большой интерес, но, к сожалению, отсутствие до сих пор какой-либо профессиональной информации (хотя бы о проектах победителей конкурса) в печати не дает возможности их детального рассмотрения и классифика­ции. Беглый обзор конкурсной экспозиции показал, что они представляют интерес с точки зрения концепции развития функционально-структурной организации города. Особое значе­ние придается транспортной составляющей города, как залога современного развития. Поэтому большинством проектов предложено основное развитие сложившейся структуры между отводом железнодорожной магистрали и рекой. В них предпола­гается сдержанное развитие среды в южном направлении на левом берегу в целях ослабления негативного воздействия на природную среду, или оно ограничивается рекреационными функциями. Осознается структурообразующая роль общегородс­кого центра, формирующего с главными магистралями города его каркас — наиболее устойчивую в пространстве и во времени систему. Создание новых ансамблей столичного центра предлага­ется в непосредственной близости от центрального ядра — в районах малоценной застройки, а также формированием комп­лексов правительственного центра на левом берегу, непосред­ственно за центральным парком, развивая композиционные оси сложившегося центра города.

Даже поверхностное знакомство с проектом победителя конкур­са, всемирно известного японского градостроителя Кисо Курокава. позволяет отметить, что не случайно из трех отобранных жюри проектов наибольшее предпочтение Президентом страны отдано именно этому. Нам видится, что не из-за причин прагматического характера.

Принципиальные позиции автора отвечают духу времени, дина­мичному характеру развития современного города. Основное направление его развития выбрано вдоль главных планировоч­ных осей (железнодорожных магистралей) на правом берегу реки Есиль. Деловой центр столицы соответствует наиболее активной слагаемой городской жизнедеятельности — транспорт­ной; его главное звено составляет международный общественно-транспортный центр на базе железнодорожного вокзала. Адми­нистративный центр — «Капитолий», символизирующий новую столицу Казахстана, размещается на свободных землях в левобе­режной части города. Комплекс, включает официальную резиден­цию Президента, здания его администрации, Гостевого двора. Парламента, Правительства, министерств и ведомств. В береж­ном отношении к природному ландшафту, осознании его хрупкос­ти кроется культура как профессиональная, так и чисто человеческая. Левый берег отдан под систему специализированных общественных комплексов, не вступающих в противоречие с природно-ландшафтным комплексом. Гармония достигается и высоким уровнем технического и конструктивного решения урбанизированной части левобережного центра, многоуровне­вым, пространственным моделированием.

Немного непривычная графическая подача проекта соответству­ет, однако, концептуальному уровню конкурса, предполагающему дальнейшие этапы проработки и возможности творческой интерпретации.

В сегодняшних условиях движения к открытому и демократически развивающемуся обществу нормой должны быть открытая соревновательность творческих идей, объективный и честный подход при выборе победителей, компетентное и профессиональ­ное жюри. Градостроители и архитекторы Казахстана надеются на то, что подобные конкурсы и тендеры, а также их широкое общественное обсуждение станут нормой общественно-полити­ческой жизни страны.

Сегодня Астана, как бывший областной центр, получивший статус столицы, крайне нуждается в реализации масштабной архитек­турной и градостроительной программы конкурсных идей и проведения открытых тендеров на проекты реконструкции существующего центра города, промышленную зону, перспектив­ные площадки территориального развития, важнейшие градост­роительные узлы, главные общественно-политические и культур­но-просветительные комплексы и т.д. При этом должен быть учтен опыт организации конкурсов за рубежом.

Так. организаторы конкурса на новый проект столицы Австралии города Канберра постарались привлечь к участию максимально большое количество градостроителей. Условия конкурса, топогра­фическая съемка рассылались по всем известным адресам, а макет участка местности демонстрировался во всех столицах австралийских штатов, а также в Лондоне, Вашингтоне, Нью-Йорке, Чикаго, Оттаве, Париже, Берлине, Кейптауне, Претории и Веллингтоне. В итоге было получено 137 проектов из которых был выбран лучший проект У.Б.Гриффина (Walter Barley Griffin) из Чикаго, который активно использовал топографию местности для формирования и структурирования города. В результате — Канбер­ра по праву снискала славу одной из красивейших столиц мира.

Крупнейшие столицы мира, такие как Париж. Берлин. Лондон, Вашингтон, Варшава — в авангарде мировой архитектуры благода­ря отработанной системе конкурсов на проекты, начиная с города и его окружения и заканчивая планировкой жилых районов и промышленных зон.

В сегодняшних условиях, как мы считаем, временного кризиса в нашей профессии, только коренная демократизация во взглядах на настоящее и будущее градостроительства и архитектуры Казахстана сможет дать новый и свежий импульс в их перспек­тивном развитии.

Н. Аужанов, К. Ибрагимова – журнал «Кумбез» №3

1998 год – стр. 12-13

 

С.Митягин

Организация и проведение Международного конкурса на эскиз-идею генерального плана развития центра новой столицы Астаны — это уникальное событие в мире градостроительства, поэтому понятна живая реакция на него профессионалов. Выставленные здесь 27 проектов дают представление о состоянии градострои­тельной  мысли в разных странах.

Мой интерес к происходящему событию естественен. В 60-е годы институт, который я возглавляю в последнее время, разрабаты­вал генеральные планы и вел застройку ряда городов Северного Казахстана.

А в 1982 году нашими специалистами в сотрудничестве с рядом московских ученых был разработан генеральный план Целиног­рада. Ощущая ответственность за судьбу города мы, конечно, не могли не принять участие в этом конкурсе, поставив при этом следующие задачи:

— сопоставить идеи старого генплана с практикой формирования города, выявить не принятые жизнью решения и найти пути его дальнейшего роста;

— раскрыть столичный потенциал Астаны, продемонстрировать возможности постепенного преобразова­ния среды, развития различных функциональных зон и планиро­вочной структуры города.

Политически сильное решение Президента Н.Назарбаева особенно отчетливо проявилось при анализе макроэкономических и геополи­тических связей Астаны. Город действительно занимает уникальное положение на Евразийском континенте, обеспечивает все возрас­тающее по объему транспортные связи между Востоком и Западом, Севером и Югом. Здесь должен объективно сформироваться один из мировых центров третьего тысячелетия. Поэтому и задача, которая была поставлена Президентом перед представителями мировой градостроительной мысли оказалась гораздо сложнее, чем стандартное архитектурно-художественное решение новых — административного и делового — центров города. Необходимо заложить основы длительного и устойчивого социально-экономи­ческого и градостроительного развития новой столицы.

Градостроители несут ответственность перед обществом не только за художественные, эстетические достоинства городской застрой­ки, но, прежде всего, за формирование экологически безопас­ной, здоровой, социально-эффективной и экономически целесо­образной окружающей среды. Ведь каждый участок земли в населенном месте содержит основные фонды различного функци­онального назначения.

Эти фонды и размещенные здесь предприятия, организации, общественные и жилые здания, наконец, элементы благоустрой­ства и инженерной инфраструктуры, с одной стороны требуют эксплуатационных расходов, а с другой стороны участвуют в создании внутреннего валового продукта. Значит, генеральный план города является основой формирования доходных и расход­ных статей его бюджета. На его основании должна строиться бюджетная и налоговая политика, определяться уровень платы за потребление ресурсов, стоимости земли и недвижимого имущества.

Внутренний валовый продукт, как в России, так и в Казахстане, к сожалению, состоит почти наполовину из коммунальных услуг и транспортных издержек. Поэтому в наших условиях существенное значение приобретают вопросы плотности освоения простран­ства. Чем короче связи, инженерные коммуникации, чем больше функций может быть реализовано в единице строительного объема, чем больший суммарный выход стоимости будет прихо­диться на 1 кв. метр городской территории, тем богаче будет общество и, соответственно, каждый гражданин.

Конечно, высокая плотность освоения пространства — это не панацея от всех бед, но совершенно необходимое условие экономического роста в сложных и суровых природно-климати­ческих условиях. Следовательно, перед градостроительством сегодня стоит непростая задача: доказать обществу, что без изменения антирыночной «социалистической» нормативной базы планировки и застройки населенных мест не может быть обеспе­чено их эффективное развитие, достигнуты качественные показа­тели устойчивого экономического роста.

В этом свете преобразования Астаны в столицу Казахстана должны строиться на основе преемственности функциональной организации и развития планировочной структуры города, общей реконструкции его застройки. Было бы обидно и опасно игнори­ровать принцип преемственности в развитии города. Только последовательное и поэтапное наращивание основных фондов как экономической, так и материально-пространственной базы развития города позволит выйти на качественный уровень социально-экономических отношений.

Предыдущая запись Расселение, кадры и малые города
Следующая запись Примеры из зарубежного опыта изучения сейсмоопасных районов и его использование применительно к Алматы

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.