В современном мире понятие времени и пространства сжимаются до предела. Еще недавно было заявлено предложение президента Н.Назарбаева о переносе столицы, а уже сегодня неузнаваемо изменился облик центра Астаны. «Новой столице — новые градостроительные идеи» — реализации такого лозунга должен способствовать первый в истории суверенного Казахстана международный конкурс на проект территориального развития северной столицы и эскиз застройки ее центра.
На участие в конкурсе было подано пятьдесят заявок из различных стран, но в силу больших финансовых затрат на участие в нем. а также организационно-технических недоработок, реально представлено было 27 работ: из России. Украины. Белоруссии. Кыргызстана, Австралии. Польши. Германии. Болгарии. Японии и других стран.
Представленные проекты вызывают большой интерес, но, к сожалению, отсутствие до сих пор какой-либо профессиональной информации (хотя бы о проектах победителей конкурса) в печати не дает возможности их детального рассмотрения и классификации. Беглый обзор конкурсной экспозиции показал, что они представляют интерес с точки зрения концепции развития функционально-структурной организации города. Особое значение придается транспортной составляющей города, как залога современного развития. Поэтому большинством проектов предложено основное развитие сложившейся структуры между отводом железнодорожной магистрали и рекой. В них предполагается сдержанное развитие среды в южном направлении на левом берегу в целях ослабления негативного воздействия на природную среду, или оно ограничивается рекреационными функциями. Осознается структурообразующая роль общегородского центра, формирующего с главными магистралями города его каркас — наиболее устойчивую в пространстве и во времени систему. Создание новых ансамблей столичного центра предлагается в непосредственной близости от центрального ядра — в районах малоценной застройки, а также формированием комплексов правительственного центра на левом берегу, непосредственно за центральным парком, развивая композиционные оси сложившегося центра города.
Даже поверхностное знакомство с проектом победителя конкурса, всемирно известного японского градостроителя Кисо Курокава. позволяет отметить, что не случайно из трех отобранных жюри проектов наибольшее предпочтение Президентом страны отдано именно этому. Нам видится, что не из-за причин прагматического характера.
Принципиальные позиции автора отвечают духу времени, динамичному характеру развития современного города. Основное направление его развития выбрано вдоль главных планировочных осей (железнодорожных магистралей) на правом берегу реки Есиль. Деловой центр столицы соответствует наиболее активной слагаемой городской жизнедеятельности — транспортной; его главное звено составляет международный общественно-транспортный центр на базе железнодорожного вокзала. Административный центр — «Капитолий», символизирующий новую столицу Казахстана, размещается на свободных землях в левобережной части города. Комплекс, включает официальную резиденцию Президента, здания его администрации, Гостевого двора. Парламента, Правительства, министерств и ведомств. В бережном отношении к природному ландшафту, осознании его хрупкости кроется культура как профессиональная, так и чисто человеческая. Левый берег отдан под систему специализированных общественных комплексов, не вступающих в противоречие с природно-ландшафтным комплексом. Гармония достигается и высоким уровнем технического и конструктивного решения урбанизированной части левобережного центра, многоуровневым, пространственным моделированием.
Немного непривычная графическая подача проекта соответствует, однако, концептуальному уровню конкурса, предполагающему дальнейшие этапы проработки и возможности творческой интерпретации.
В сегодняшних условиях движения к открытому и демократически развивающемуся обществу нормой должны быть открытая соревновательность творческих идей, объективный и честный подход при выборе победителей, компетентное и профессиональное жюри. Градостроители и архитекторы Казахстана надеются на то, что подобные конкурсы и тендеры, а также их широкое общественное обсуждение станут нормой общественно-политической жизни страны.
Сегодня Астана, как бывший областной центр, получивший статус столицы, крайне нуждается в реализации масштабной архитектурной и градостроительной программы конкурсных идей и проведения открытых тендеров на проекты реконструкции существующего центра города, промышленную зону, перспективные площадки территориального развития, важнейшие градостроительные узлы, главные общественно-политические и культурно-просветительные комплексы и т.д. При этом должен быть учтен опыт организации конкурсов за рубежом.
Так. организаторы конкурса на новый проект столицы Австралии города Канберра постарались привлечь к участию максимально большое количество градостроителей. Условия конкурса, топографическая съемка рассылались по всем известным адресам, а макет участка местности демонстрировался во всех столицах австралийских штатов, а также в Лондоне, Вашингтоне, Нью-Йорке, Чикаго, Оттаве, Париже, Берлине, Кейптауне, Претории и Веллингтоне. В итоге было получено 137 проектов из которых был выбран лучший проект У.Б.Гриффина (Walter Barley Griffin) из Чикаго, который активно использовал топографию местности для формирования и структурирования города. В результате — Канберра по праву снискала славу одной из красивейших столиц мира.
Крупнейшие столицы мира, такие как Париж. Берлин. Лондон, Вашингтон, Варшава — в авангарде мировой архитектуры благодаря отработанной системе конкурсов на проекты, начиная с города и его окружения и заканчивая планировкой жилых районов и промышленных зон.
В сегодняшних условиях, как мы считаем, временного кризиса в нашей профессии, только коренная демократизация во взглядах на настоящее и будущее градостроительства и архитектуры Казахстана сможет дать новый и свежий импульс в их перспективном развитии.
Н. Аужанов, К. Ибрагимова – журнал «Кумбез» №3
1998 год – стр. 12-13
С.Митягин
Организация и проведение Международного конкурса на эскиз-идею генерального плана развития центра новой столицы Астаны — это уникальное событие в мире градостроительства, поэтому понятна живая реакция на него профессионалов. Выставленные здесь 27 проектов дают представление о состоянии градостроительной мысли в разных странах.
Мой интерес к происходящему событию естественен. В 60-е годы институт, который я возглавляю в последнее время, разрабатывал генеральные планы и вел застройку ряда городов Северного Казахстана.
А в 1982 году нашими специалистами в сотрудничестве с рядом московских ученых был разработан генеральный план Целинограда. Ощущая ответственность за судьбу города мы, конечно, не могли не принять участие в этом конкурсе, поставив при этом следующие задачи:
— сопоставить идеи старого генплана с практикой формирования города, выявить не принятые жизнью решения и найти пути его дальнейшего роста;
— раскрыть столичный потенциал Астаны, продемонстрировать возможности постепенного преобразования среды, развития различных функциональных зон и планировочной структуры города.
Политически сильное решение Президента Н.Назарбаева особенно отчетливо проявилось при анализе макроэкономических и геополитических связей Астаны. Город действительно занимает уникальное положение на Евразийском континенте, обеспечивает все возрастающее по объему транспортные связи между Востоком и Западом, Севером и Югом. Здесь должен объективно сформироваться один из мировых центров третьего тысячелетия. Поэтому и задача, которая была поставлена Президентом перед представителями мировой градостроительной мысли оказалась гораздо сложнее, чем стандартное архитектурно-художественное решение новых — административного и делового — центров города. Необходимо заложить основы длительного и устойчивого социально-экономического и градостроительного развития новой столицы.
Градостроители несут ответственность перед обществом не только за художественные, эстетические достоинства городской застройки, но, прежде всего, за формирование экологически безопасной, здоровой, социально-эффективной и экономически целесообразной окружающей среды. Ведь каждый участок земли в населенном месте содержит основные фонды различного функционального назначения.
Эти фонды и размещенные здесь предприятия, организации, общественные и жилые здания, наконец, элементы благоустройства и инженерной инфраструктуры, с одной стороны требуют эксплуатационных расходов, а с другой стороны участвуют в создании внутреннего валового продукта. Значит, генеральный план города является основой формирования доходных и расходных статей его бюджета. На его основании должна строиться бюджетная и налоговая политика, определяться уровень платы за потребление ресурсов, стоимости земли и недвижимого имущества.
Внутренний валовый продукт, как в России, так и в Казахстане, к сожалению, состоит почти наполовину из коммунальных услуг и транспортных издержек. Поэтому в наших условиях существенное значение приобретают вопросы плотности освоения пространства. Чем короче связи, инженерные коммуникации, чем больше функций может быть реализовано в единице строительного объема, чем больший суммарный выход стоимости будет приходиться на 1 кв. метр городской территории, тем богаче будет общество и, соответственно, каждый гражданин.
Конечно, высокая плотность освоения пространства — это не панацея от всех бед, но совершенно необходимое условие экономического роста в сложных и суровых природно-климатических условиях. Следовательно, перед градостроительством сегодня стоит непростая задача: доказать обществу, что без изменения антирыночной «социалистической» нормативной базы планировки и застройки населенных мест не может быть обеспечено их эффективное развитие, достигнуты качественные показатели устойчивого экономического роста.
В этом свете преобразования Астаны в столицу Казахстана должны строиться на основе преемственности функциональной организации и развития планировочной структуры города, общей реконструкции его застройки. Было бы обидно и опасно игнорировать принцип преемственности в развитии города. Только последовательное и поэтапное наращивание основных фондов как экономической, так и материально-пространственной базы развития города позволит выйти на качественный уровень социально-экономических отношений.