Былая красавица Алматы, город-сад, в результате многолетней и крайне безответственной политики не только бывших союзных (на что мы любим, ссылаться), но и своих же республиканских и местных органов власти превратилась в гигантский промышленный центр с ухудшающейся экологией и массой сопутствующих проблем. Так что же теперь — безучастно на это смотреть и «бухать» деньги на другую стройку века?
В каждом цивилизованном обществе существует градостроительное законодательство, которое надежно защищает результаты труда тех. кто участвует в формировании градостроительной политики того или иного региона, от произвола и некомпетентности местных руководителей, служит гарантией беспрепятственного претворения в жизнь творческих замыслов архитекторов, дизайнеров, инженеров.
Скажем, столица Австрии Вена имеет даже собственную конституцию. Столица США Вашингтон, выделенная в федеральный округ Колумбия (District Colambia), находится под юрисдикцией конгресса. Свой особый правовой статус имеет и столица Англии — Лондон. Его власти, опираясь на градостроительную доктрину всемирно известного урбаниста Говарда и его последователя Аберкромби, за 30 с небольшим лет сумели добиться уменьшения численности населения здесь на 1,5 миллиона человек — путем строительства при поддержке государства на более дешевых землях вокруг Лондона ряда ультрасовременных городов-спутников. В них были созданы предприятия с высоким уровнем труда, быта и отдыха, что привлекло туда население столицы Англии.
Токио, где еще 10 лет назад дежурившие на сплошь загазованных магистралях полицейские снабжались кислородными масками, с выводом из столицы около 40 процентов промпредприятий и введением ужесточенных нормативов по токсичности автомобильного транспорта, стал одним из чистых городов Азии.
Отсутствие градостроительного закона, регламентирующего ту или иную хозяйственную деятельность, превратило Алматы в крупнейшую в республике перевалочную базу разнообразных народнохозяйственных грузов, включая такие загрязняющие окружающую среду, как уголь, нефтепродукты, различные химические вещества, которые, стекаясь со всех сторон к подножию Алатау с его уникальным микроклиматом и занимая тысячи гектаров городской земли, как правило, отправляются затем в обратный путь.
В будущем законе о статусе Алматы должны быть четко установлены формы и размеры компенсации за пользование этими ценнейшими территориями, транспортом, коммуникациями и энергоресурсами, определены главные и второстепенные приоритеты в развитии алматинской инфраструктуры.
Уникальный горный ландшафт Заилийского Алатау в сочетании с благоприятным микроклиматом — что позволяет осуществлять круглогодичное обслуживание рекреационных объектов — привлекает в Алматы массу иностранных туристов, к приему которых местная инфраструктура сервиса плохо подготовлена.
Вообще, в последние годы в структуре экономики, ряда крупнейших городов мира привычная нам градообразующая база — промышленность, транспорт, строительство — активно вытесняется непроизводственными (сервисными) видами деятельности, как тот же туризм, спорт, оптовая и розничная торговля, отдых, финансы, наука и здравоохранение.
Ряд важных положений закона об особом статусе Алматы можно было бы распространить и на такие крупные промышленные центры Казахстана, как Караганда, Шымкент, Усть-Каменогорск, Павлодар, Акмола, где имеются аналогичные диспропорции в народнохозяйственном комплексе; правда, в гораздо меньших масштабах.
Относительно этих городов вполне, по моему мнению, приемлема идея рассредоточения управленческих функций республиканского масштаба по опыту Германии, где федеральные ведомства разбросаны по всей стране: только 26 из 200 были до объединения с ГДР размещены в Бонне.
Из Вашингтона в пригороды переместились такие министерства и ведомства, как Бюро стандартов, Комиссия по атомной энергии, Министерство военно-морского флота, Бюро переписей, Центральное разведывательное управление и многое другое.
В Японии был принят четвертый комплексный план развития национальной территории до 2000 года. В его основе — концепция развития Токио как мирового центра. Все развитие Токио шло с акцентом на экономику (как в Алматы), и это привело к сверхконцентрации в нем населения, к астрономическим ценам на землю (до 3 миллиардов долларов за 1 га земли в центре). Выход из сложившейся ситуации видится в реализации концепции «японского коридора».
Речь идет о рассредоточении всех функций столицы на территории от Токио до Осаки с двумя равнозначными промежуточными центрами. Новый единый городской организм, 12 министерств и 8 управлений составляют государственную администрацию вдоль всего 500-километрового участка сверхмегаполиса и обслуживаются круглосуточными рейсами поездов на магнитной подушке.
В последнем генеральном плане Москвы и Московской области также предлагаются варианты развития столичного региона с выносом столичных функций за пределы Центрального экономического района.
Почему бы в Казахстане в мощнейшем Караганда-Темиртауском промрайоне не создать республиканское управление угледобычи и черной металлургии, в Усть-Каменогорске — цветной металлургии и геологии, в Шымкенте — химической промышленности, в Семипалатинске — легкой и пищевой, в Акмоле — сельского хозяйства, Павлодаре — машиностроения и энергетики и т.д. Современные средства аудиовизуальной техники обеспечат надежную оперативную связь с центром, а непосредственное знакомство с теми проблемами, от которых некоторые кабинеты еще далеки, только помогут интересам дела.
Это создаст дополнительные рабочие места в наших провинциальных городах, усилит приток государственных и иностранных инвестиций в их народнохозяйственный комплекс.
В США, если в Вашингтоне сосредоточены федеральные органы управления, Нью-Йорк является подлинным торгово-финансовым и культурным центром страны. Лос-Анджелес известен как центр аэрокосмической техники и электронной промышленности (знаменитая Силиконовая долина). Здесь же расположен всемирно известный центр киноиндустрии — Голливуд. Чикаго по стоимости произведенной промышленной продукции занимает первое место в стране. Даллас — процветающий центр самолетостроения и радиоэлектроники, Хьюстон — крупнейший центр нефтепереработки и химической промышленности, здесь же находится центр пилотируемых космических полетов (NASA).
Почему у нас, в Казахстане, сосредоточивать специализированные центры онкологии, туберкулеза, детской гематологии, хирургии обязательно в Алматы? Ведь в некоторых областных центрах имеются и соответствующие учебные и научные базы, квалифицированные специалисты (вспомним: ранее малоизвестный сибирский город Курган стал всемирно знаменитым благодаря успехам травматолога и ортопеда Г.Илизарова). Тем самым мы поможем нашим областным центрам избавиться от налета провинциальности, поднять их социальный и культурный статус и заодно позволим более гармонично развиваться самому Алматы.
Застарелая «лозунговая» болезнь, скороспелость решений по застройке новой Акмолы не позволили четко и грамотно организовать открытый республиканский конкурс на его центр. Конкурсанты не получили полноценного и кондиционного материала по этому городу, данных по инженерно-геологической основе (что очень было важно ввиду подтапливаемости территорий и агрессивных к металлу и бетону щелочных вод). Из-за этого большинство конкурсантов устремили свои перспективные «видения» на левый, более низменный берег Ишима, который имеет тенденцию к подтоплению и высокий уровень грунтовых вод.
Из-за долгого творческого застоя и растущей безработицы наши градостроители, потеряв чувство меры, воздвигли на макетах такие небоскребы и официальные резиденции, какие и Алматы не снились. Широченные проспекты и размашистые площади совершенно не учитывают местный суровый резко континентальный климат с постоянными ветрами (вспомните нынешние зимние бураны в центральных областях Казахстана).
Присутствовавший на обсуждении конкурсных работ представитель деловых кругов заявил, что ему незачем лезть в голые степи, где нет инженерных сетей и дорог, и он любыми путями найдет себе участок земли в существующем центре Акмолы.
Подобное заявление не лишено смысла, так как в центральной части Акмолы хватает саманных трущоб и свободных участков земли. Ведь кроме нового строительства жилья и учреждений, для чиновничьего аппарата необходимы огромные инвестиции, чтобы построить тепловые станции и канализационные сооружения, протянуть десятки километров инженерных сетей и дорог, реконструировать аэропорт и железнодорожный вокзал. Городское хозяйство самой Акмолы уже сейчас испытывает большие сложности в поддержании жизнедеятельности всех отраслей, особенно инженерных коммуникаций и сопутствующих им объектов.
Предлагаемые варианты оздоровления нашей столицы Алматы требует куда меньших объемов капиталовложений из нашего, и без того тощего, бюджета по сравнению с радикальными планами переезда в Акмолу. Ведь бюджет — это наши с вами деньги и мы, как исправные налогоплательщики, вправе спросить: «Куда и зачем они уходят?»
Караван блиц – 05.03.1996 г.
Нурбек Аужанов