Радикальная реформа экономики: строительство
ПОМНИТЕ, алмаатинцы-старожилы, былую Алма-Ату, с ее некогда знаменитым апортом, тенистыми улицами с журчащими арыками? А что можно сказать о столице теперь: превращение в промышленный город сделало свое дело. Посмотрите вокруг. Огромные, расползающиеся как масляное пятно, промышленные зоны с кривыми улицами, без зелени, соцкультбыта, малоэтажную жилую застройку вытеснили далекие от эстетического вида «коробки»…
И все это произошло потому, что ведомства, как союзные, так и республиканские, попросту игнорируют все положения генерального плана, в котором мы ставили задачу ограничения численности населения города, вывода ряда вредных для здоровья людей промышленных предприятий и другие. Руководителям министерств и ведомств выгоднее и спокойнее продолжать количественный рост производств, в ущерб автоматизации и механизации технологических процессов, ликвидации тяжелого механического труда, сокращения численности промышленного и административного персонала.
Когда-то «сидевший» на краю города домостроительный комбинат сегодня оказался в городской черте, и теперь условия проживания в данном районе превратились в сущий ад. Инертные материалы (песок, гравий, цемент) везут через весь город на тяжелых грузовиках, засоряя и без того не чистую атмосферу. Комбинат продолжает развиваться, т.к. является единственным изготовителем самой массовой на сегодня крупнопанельной серии домов в городе, с помощью которой пытаются выполнить программу «Жилье-91».
Лихорадочно развивают свои мощности Госагропром, Казпотребсоюз, Госснаб и другие ведомства, наступая на остатки зеленых уголков в городе. Но выполняя план за счет освоения капиталовложений, ведомства и министерства получают крупные премии, переходящие знамена. Система планирования такова, что выгодно начинать новые стройки, распылять ресурсы, чем заниматься завершением давно начатого.
А строительные тресты (подрядчики), несмотря на дефицит в объектах обслуживания, образования, здравоохранения, испытывают сильнейший нажим со стороны ведомств по поводу строительства производственных объектов. В результате из желания совместить интересы и того и другого увеличивается число «незавершенок» из года в год. И это, как снежный ком, неуклонно нарастает.
В ходе разработки генерального плана Алма-Аты градостроители вынуждены заниматься десятками запросов по отводу новых территорий, прирезки к существующим. Наши доводы об абсурдности размещения промобъектов и их развития в городской черте, а не в области или вообще в других регионах, плохо доходят до руководителей министерств. Натыкаясь на наши отказы, они выходят в городские и областные партийные и советские организации, и опять — давления.
И никого не беспокоит, что транспортная инфраструктура трещит по швам. Центральная часть города, где сосредоточены все места приложения труда — административно-хозяйственные учреждения, конторы, проектные и научно-исследовательские организации, крупные торговые и общественно-культурные центры, притягивает к себе большие грузо- и пассажиропотоки, не вмещающиеся в мелкоквартальную сетку улиц. Из генплана в генплан впустую переходят требования по строительству путепроводов, многоуровневых развязок, подземных переходов, и т.д.
Проблем уже переизбыток.
Но ведомственный разбой, сиюминутность выгоды поставили на грань экологической катастрофы не только Алма-Ату. В список городов, пострадавших от недальновидной политики ведомств, можно внести, например, Талгар. Пример — намерение разместить в г. Талгаре 3 крупных завода союзного Минобщемаша (кстати, по союзному постановлению вразрез всем решениям по ограничению и прекращению строительства промышленных предприятий), что даст увеличение численности населения города-спутника Алма-Аты в 2 раза, с 40 тыс. жителей до 80. Проектировщиков опять ставят перед фактом, т.е. опять «летят», все основные показатели по генплану Талгара: откуда брать дополнительные резервы по теплу, воде, канализации, стройбазе, наконец? Когда кончится нынешнее положение градостроителя в роли покорного слуги некомпетентных и защищающих только свои интересы ведомственных «монстров»?
Игнорируется даже высокая сейсмичность района, наличие ценных сельхозземель, яблоневых садов. Не принимаются в расчет предложения проектировщиков по развитию Талгара (то же самое можно сказать об Иссыке, Каскелене) как крупного оздоровительно-спортивного центра, возможно, союзного значения, дальнейшего развития лечебных учреждений туберкулезного профиля, центра переработки сельскохозяйственной продукции.
Нынешнее бесправное и нищенское существование местных Советов заставляет их хвататься как за спасительную соломинку за эти крупные заводы, обещающие талгарскому горсовету золотые горы. А что дальше? Алма-Атинская агломерация (да и ближайших городов) уже сейчас испытывает дефицит в воде, тепле, электроэнергии. Введение любого нового промобъекта только углубит трещину во всем народнохозяйственном комплексе агломерации.
Переход республики на хозрасчет, конечно, диктует необходимость подобных объектов, но, наверное, не обязательно их строить в таком экологически хрупком регионе?
В Казахстане хватает районов с трудоизбыточным населением, где проблема найти работу перешла из ряда социальных в разряд политических: Новый Узень, Кульсары…
Не случайно в 1988 году Государственный комитет по архитектуре и градостроительству при Горкоме СССР был включен, наконец, в русло согласующих организаций при подготовке постановлений по размещению важнейших предприятий в города. В последние годы в столицах союзных республик и других городах страны, вопреки постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июня 1981 г. № 567 «Об ограничении промышленного строительства в крупных городах», было размещено, в порядке исключения, около 400 промышленных объектов с общим расчетным количеством работающих свыше 300 тыс. человек.
В генеральном плане Пекина китайские Градостроители подчеркнули такую фразу, характеризующую облик столицы: «Пекин — это административный, деловой и культурный центр страны». Слово «промышленный», в крайнем случае, должно быть последним в этой фразе. Есть достаточно много ярких примеров за рубежом, где облик столицы не носит в себе индустриальный характер. Это Бонн, Вашингтон, Канберра, Вена и другие столичные города, сконцентрировавшие в себе управленческие, культурные, учебные, научные и оздоровительные функции.
Учет развития столичных функций присутствует в разработках нового генерального плана Алма-Аты, но реальная картина осуществления благородных замыслов все еще далека от идеала. Продолжающаяся политика количественного подхода создает впереди трудноразрешимые и дорогооплачиваемые проблемы. Их надо предупреждать сейчас.
Обсуждение правительственной программы оздоровления экономики страны и планов предстоящей, пятилетки на II Съезде народных депутатов страны, более ориентированной на развитие социальной сферы, а не производственных мощностей, надеюсь, позволит остановить ведомственный натиск и разбазаривание народных средств. Переход республики, в целом и г. Алма-Аты на экономическую самостоятельность на хозяйственный расчет, возможно, позволит приостановить негативные тенденции в развитии народнохозяйственного комплекса, улучшит экологическую обстановку в столице Казахстана… Справедливое распределение прибыли союзных министерств и ведомств от извлекаемых из недр республики ценнейших и невосполнимых сырьевых ресурсов позволит направить их не на очередные «стройки века» и обеспечение безбедного существования нашего 18-миллнонного административно-бюрократического персонала, а на устранение тяжелых социальных и политических ошибок прошлого, местных изъянов.
Власть Советов должна, наконец, получить конкретное воплощение. Есть уже хорошие примеры, когда никому не известный, до некоторых пор, Атасуйский поссовет, Джезказганской области заставил слушать свое мнение могучий Миннефтегазпром, который игнорировал социальные нужды города в пользу своих, производственных. Переход города Алма-Аты на хозрасчет и самофинансирование, подлинное народовластие в лице качественно нового состава депутатов горсовета позволяют надеяться на новое отношение к своему городу.
Конечно, при хозрасчете будут, как говорится, на коне те регионы и города Союза, где имеются мощная и передовая технология, переработка сырья в конечный продукт. В Казахстане не хватает перерабатывающих производств, и понятно стремление заполучить и разместить современные производства. Но не в ущерб, повторяю, экологии, здоровью горожан. Давайте имеющиеся ресурсы направим на реконструкцию существующих производств, ликвидируем промышленные долгострои, наведем здесь порядок.
Экономическая самостоятельность должна выразиться в создании своего научно-исследовательского центра по градостроительству и архитектуре. Необходимость подобного центра во второй по размерам территории республике с разными климатическими поясами, по-моему, понятна. В Узбекистане имеется несколько НИИ, в Киргизии два подобных института. Требуют научного подхода и строительство жилья, и размещение промышленности, в сейсмоопасных районах, вопросы проветриваемости и оздоровления городской среды.
А хозрасчет сделает выгодным появление такого научно-исследовательского центра. Реальный хозрасчет позволит направить материальные ресурсы на благоустройство города, заняться тяжелейшей проблемой переселения тысяч граждан из несейсмостойкого аварийного жилого фонда Алма-Аты в безопасные дома, заняться сносом и реконструкцией многих промышленных предприятии, построенных много лет назад и не отвечающих сегодняшним нормам строительства в сейсмоопасных районах.
В институте «Алмаатагенплан» в целях стоимостной оценки городских территорий проводится специальная работа.
В Москве, на базе подобной работы уже действует постановление Моссовета от 8 августа 1988 г. «О зонах экономической оценки территории города (для нового строительства)», согласно которому в центре Москвы 1 гектар территорий будет стоить 5 миллионов 240 тысяч рублей. Вдобавок устанавливается ежегодная плата за аренду до 160 тысяч рублей за 1 гектар.
Необходимо и нам внедрение экономических методов регулирования процесса вывода из Алма-Аты экологически вредных и непрофильных предприятий. Необходимо привлечь к работе ученых-экономистов из соответствующих научных институтов. Необходимо ввести штрафные санкции министерствам и ведомствам за срыв сроков вывода объектов, определить прогрессивно возрастающую плату за пользование всеми видами ресурсов, а также за производственные фонды и аренду помещений. Необходимо усовершенствовать в проектировании промышленных и коммунальных объектов экологические разделы. А из списка первоочередных мер, которые необходимо принять Алма-Атинскому горисполкому, следует выделить следующие: приостановка всех работ по реконструкции предприятий, намеченных к выводу в предельные сроки; выработка и принятие на ближайшей сессии порядка и очередности вывода предприятий, а также определение размера ощутимых для предприятий штрафов за выброс вредных веществ.
Продолжающееся безвластие Советов делало и делает мертворождаемыми два союзных и одно республиканское постановления по ограничению роста г. Алма-Аты, позволяет нарушать основные положения такого градостроительного документа, как генеральный план, утверждаемого в самых высоких инстанциях. Разработка градостроительного закона должна по идее пресечь ведомственный диктат, позволить развиваться Алма-Ате как: культурному, политическому и деловому центру, совершенствовать столичные функции, а не делать из него безнадежно больного очередного промышленного гиганта. И это все в наших руках.
Н.Аужанов – Огни Алатау – 4 апреля 1990 года