Город сад или ПРОМЗОНА?

Радикальная реформа экономики: строительство

ПОМНИТЕ, алмаатинцы-старо­жилы, былую Алма-Ату, с ее некогда знаменитым апортом, тенистыми улицами с журчащими арыками? А что можно сказать о сто­лице теперь: превращение в промыш­ленный город сделало свое дело. По­смотрите вокруг. Огромные, расползающиеся как масляное пятно, про­мышленные зоны с кривыми улицами, без зелени, соцкультбыта, малоэтаж­ную жилую застройку вытеснили да­лекие от эстетического вида «короб­ки»…

И все это произошло потому, что ведомства, как союзные, так и респуб­ликанские, попросту игнорируют все положения генерального плана, в ко­тором мы ставили задачу ограничения численности населения города, вывода ряда вредных для здоровья людей промышленных предприятий и другие. Руководителям министерств и ведомств выгоднее и спокойнее продол­жать количественный рост произ­водств, в ущерб автоматизации и механизации технологических процес­сов, ликвидации тяжелого механи­ческого труда, сокращения числен­ности промышленного и администра­тивного персонала.

Когда-то «сидевший» на краю горо­да домостроительный комбинат сегодня оказался в городской черте, и теперь условия проживания в данном районе  превратились  в  сущий  ад. Инертные материалы (песок, гравий, цемент) везут через весь город на тяжелых грузовиках, засоряя и без того не чистую атмосферу. Комбинат продолжает развиваться, т.к. является единственным изготовителем самой массовой на сегодня  крупнопанельной серии домов в городе, с помощью которой пытаются выполнить программу «Жилье-91».

Лихорадочно развивают свои мощности   Госагропром,   Казпотребсоюз, Госснаб и другие ведомства, наступая на остатки зеленых уголков в городе. Но выполняя план за счет освоения капиталовложений, ведомства и   министерства получают крупные премии, переходящие знамена. Система планирования такова, что выгодно начинать новые стройки, распылять ресурсы, чем заниматься завершением дав­но начатого.

А строительные тресты   (подрядчи­ки), несмотря на дефицит в объектах обслуживания, образования, здравоохранения,  испытывают сильнейший нажим со стороны ведомств по поводу  строительства производственных объектов. В результате  из желания совместить интересы и того и другого увеличивается число «незавершенок» из года в год. И это, как  снежный ком, неуклонно нарастает.

В ходе  разработки   генерального плана Алма-Аты градостроители вы­нуждены заниматься десятками зап­росов по отводу  новых  территорий, прирезки к существующим. Наши доводы об  абсурдности    размещения промобъектов и их развития в город­ской черте, а не в области или вообще в других регионах, плохо доходят до руководителей  министерств. Натыкаясь на наши отказы, они выходят в городские и областные партийные и советские организации, и опять — давления.

И никого не беспокоит, что транс­портная инфраструктура  трещит по швам. Центральная часть города, где сосредоточены все места приложения труда —  административно-хозяйственные учреждения, конторы, проектные и научно-исследовательские ор­ганизации, крупные торговые и об­щественно-культурные центры, при­тягивает к себе большие грузо- и пас­сажиропотоки, не вмещающиеся в мелкоквартальную  сетку улиц. Из генплана в генплан впустую перехо­дят требования по строительству пу­тепроводов, многоуровневых развя­зок, подземных переходов, и т.д.

Проблем уже переизбыток.

Но ведомственный разбой, сиюми­нутность выгоды поставили на грань экологической катастрофы не только Алма-Ату. В список городов, постра­давших от недальновидной политики ведомств, можно внести, например, Талгар. Пример — намерение разместить в г. Талгаре 3 крупных завода союзного Минобщемаша (кстати, по союзному постановлению вразрез всем решениям по ограничению и прекра­щению строительства промышленных предприятий), что даст увеличение численности населения  города-спутника Алма-Аты в 2 раза, с 40 тыс. жителей до 80. Проектировщиков опять ставят перед фактом, т.е. опять «летят», все основные показатели по генплану Талгара: откуда брать дополнительные резервы   по теплу, воде, канализации,  стройбазе, наконец? Когда кончится нынешнее положение градостроителя в роли покорного слуги некомпетентных и защищающих только свои интересы ве­домственных «монстров»?

Игнорируется даже высокая сейс­мичность района,   наличие   ценных сельхозземель, яблоневых садов.  Не принимаются в расчет предложения проектировщиков по развитию Талгара (то же самое можно сказать об Иссыке, Каскелене) как крупного оз­доровительно-спортивного центра, возможно, союзного значения, дальнейшего развития лечебных учреждений туберкулезного профиля, центра переработки сельскохозяйственной продукции.

Нынешнее бесправное и нищенское существование местных Советов заставляет их хвататься как за спаси­тельную соломинку за эти крупные заводы, обещающие талгарскому горсовету золотые горы. А что дальше? Алма-Атинская агломерация (да и ближайших городов) уже сейчас ис­пытывает дефицит в воде, тепле, электроэнергии. Введение любого нового промобъекта только углубит трещину во всем народнохозяйствен­ном комплексе агломерации.

Переход республики на хозрасчет, конечно, диктует необходимость подобных объектов, но, наверное, не­ обязательно их строить в таком экологически хрупком регионе?

В Казахстане хватает районов с трудоизбыточным населением, где проблема найти работу перешла из ряда социальных в разряд политических: Новый Узень, Кульсары…

Не случайно в 1988 году Государ­ственный комитет по   архитектуре и градостроительству    при    Горкоме СССР был включен, наконец, в русло согласующих организаций при подготовке постановлений по размещению важнейших предприятий в города. В последние годы в столицах союзных республик и других городах страны, вопреки постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июня 1981 г. № 567 «Об ограничении промышлен­ного строительства в крупных горо­дах», было размещено, в порядке исключения, около 400 промышлен­ных объектов с общим расчетным количеством работающих свыше 300 тыс. человек.

В генеральном плане Пекина китай­ские Градостроители подчеркнули такую фразу, характеризующую облик столицы: «Пекин — это административный, деловой и культурный центр страны». Слово «промышленный», в крайнем случае, должно быть послед­ним в этой фразе. Есть достаточно много ярких примеров за рубежом, где облик столицы не носит в себе индустриальный характер. Это Бонн, Вашингтон, Канберра, Вена и другие столичные города, сконцентрировав­шие в себе управленческие, культур­ные, учебные, научные и оздоровительные функции.

Учет развития столичных функций присутствует в разработках нового генерального плана Алма-Аты, но реальная картина осуществления благородных замыслов все еще далека от идеала. Продолжающаяся политика количественного подхода создает впереди трудноразрешимые и дорогооплачиваемые проблемы. Их надо предупреждать сейчас.

Обсуждение правительственной программы оздоровления  экономики страны и планов предстоящей, пятилетки на II Съезде народных депута­тов страны, более ориентированной на развитие социальной сферы, а не производственных мощностей, надеюсь, позволит остановить   ведомственный натиск и разбазаривание народных средств. Переход республики, в целом и г. Алма-Аты на экономическую самостоятельность на хозяйственный расчет, возможно, позволит приостановить негативные тенденции в развитии   народнохозяйственного   комплекса, улучшит экологическую обстановку в столице Казахстана… Справедливое распределение прибыли союзных министерств и ведомств от извлекаемых из недр республики ценнейших и невосполнимых   сырье­вых ресурсов позволит направить их не на очередные «стройки века» и обеспечение безбедного существования нашего 18-миллнонного административно-бюрократического персонала, а на устранение тяжелых социальных и политических ошибок прошлого, местных изъянов.

Власть Советов должна, наконец, получить конкретное воплощение. Есть уже хорошие примеры, когда никому не известный, до некоторых пор, Атасуйский поссовет, Джезказганской области заставил слушать свое мнение могучий Миннефтегазпром, который игнорировал социальные нужды города в пользу своих, производственных. Переход города Алма-Аты на хозрасчет и самофинансирование, подлинное народовластие в лице качественно нового состава депутатов горсовета позволяют надеяться на новое   отношение   к своему городу.

Конечно, при хозрасчете будут, как говорится, на коне те регионы и города Союза, где имеются мощная и передовая технология, переработка сырья в конечный продукт. В Казахстане не хватает перерабатывающих производств, и понятно стремление заполучить и разместить современные производства. Но не в ущерб, повторяю, экологии, здоровью горожан. Давайте имеющиеся ресурсы направим на реконструкцию существующих производств, ликвидируем  промышленные долгострои, наведем здесь порядок.

Экономическая самостоятельность должна выразиться в создании своего научно-исследовательского центра по градостроительству и архитектуре. Необходимость подобного центра во второй по размерам территории республике с разными климатическими поясами, по-моему, понятна. В Узбе­кистане имеется несколько НИИ, в Киргизии два подобных института. Требуют научного подхода и строи­тельство жилья, и размещение  про­мышленности, в сейсмоопасных райо­нах, вопросы проветриваемости и оздоровления городской среды.

А хозрасчет сделает выгодным по­явление такого научно-исследовательского центра. Реальный  хозра­счет позволит направить материаль­ные ресурсы на благоустройство  го­рода, заняться тяжелейшей   проблемой переселения тысяч граждан из несейсмостойкого аварийного жило­го фонда Алма-Аты в безопасные дома, заняться сносом   и  реконструкцией многих   промышленных   предприятии, построенных много лет на­зад и не отвечающих сегодняшним нормам строительства в сейсмоопас­ных районах.

В институте «Алмаатагенплан» в целях стоимостной оценки городских территорий проводится специальная работа.

В Москве, на базе подобной рабо­ты уже действует постановление Моссовета от 8 августа 1988 г. «О зо­нах экономической оценки территории города (для нового строительст­ва)», согласно которому в центре Москвы 1 гектар территорий будет стоить 5 миллионов 240 тысяч рублей. Вдобавок устанавливается ежегодная плата за аренду до 160 тысяч рублей за 1 гектар.

Необходимо и нам внедрение экономических методов регулирования процесса вывода из Алма-Аты эко­логически вредных и непрофильных предприятий. Необходимо привлечь к работе ученых-экономистов из соот­ветствующих научных институтов. Необходимо ввести штрафные санк­ции министерствам и ведомствам за срыв сроков вывода объектов, опре­делить прогрессивно возрастающую плату за пользование всеми видами ресурсов, а также за производствен­ные фонды и аренду помещений. Не­обходимо усовершенствовать в про­ектировании промышленных и ком­мунальных объектов экологические разделы. А из списка первоочередных мер, которые необходимо принять Алма-Атинскому горисполкому, сле­дует выделить следующие: приоста­новка всех работ по реконструкции предприятий, намеченных к выводу в предельные сроки; выработка и при­нятие на ближайшей сессии порядка и очередности вывода предприятий, а также определение размера ощути­мых для предприятий штрафов за выброс вредных веществ.

Продолжающееся безвластие Со­ветов делало и делает мертворождаемыми два союзных и одно республи­канское постановления по ограниче­нию роста г. Алма-Аты, позволяет нарушать основные положения такого градостроительного документа, как генеральный план, утверждаемого в самых высоких инстанциях. Разра­ботка градостроительного закона должна по идее пресечь ведомствен­ный диктат, позволить развиваться Алма-Ате как: культурному, политическому и деловому центру, совершенствовать столичные функции, а не делать из него безнадежно больного очередного промышленного гиганта. И это все в наших руках.

Н.Аужанов – Огни Алатау – 4 апреля 1990 года

Предыдущая запись ГОРОД-МИЛЛИОННЕР: производственные, социальные и экологические проблемы
Следующая запись ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ — ВСЕМ ГОРОДАМ

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.