В связи с опубликованием в печати для всенародного обсуждения проекта Закона «О статусе столицы Казахской ССР» (теперь Республика Казахстан), как считают специалисты, использование накопленного в мировой градостроительной практике опыта помогло бы гораздо эффективней решать нам наболевшие проблемы дальнейшего социально-экономического развития Алма-Аты.
В каждом цивилизованном обществе, — напоминает он, — существует градостроительное законодательство, которое надежно защищает результаты труда тех, кто участвует в формировании градостроительной политики того или иного региона, от произвола и некомпетентности администрации, служит гарантией беспрепятственного и точного претворения в жизнь воплощенных в проекты творческих замыслов архитекторов, дизайнеров, инженеров. У нас же, при пока существующей структуре власти, когда городом управляют десятки «хозяев», любые ведомства, организации и даже отдельные высокопоставленные чиновники могут не только безнаказанно нарушать генеральные — планы городов и поселков, проекты их детальной планировки, но и практически не нести за это никакой юридической ответственности. Во всем мире сохранилось еще только три таких страны — Монголия, Турция и Кипр.
В результате этой порочной практики существенно затрудняется гармоничное, в интересах людей, развитие различных селитебных территорий, остается безликой и непривлекательной их архитектура, что особенно пагубно сказывается на градостроительном облике столичных административно-территориальных образований. И наглядный пример тому — наша Алма-Ата, призванная достойно представлять целую независимую республику, однако, по сути дела, ставшую заложником недальновидной и крайне безответственной политики не только бывших союзных (на что мы обычно любим, ссылаться), но и своих же республиканских и местных органов власти. Не удивительно, что столица Казахстана, неуклонно превращаясь в экологически небезопасного промышленного монстра, все больше теряет былую славу города-сада.
А что между тем подсказывает нам зарубежный опыт?
Скажем, столица Австрии Вена имеет даже собственную конституцию. Столица США Вашингтон, выделенная в федеральный округ Колумбия, находится под юрисдикцией конгресса, что позволило переместить в пригороды (и тем самым значительно разгрузить сам город) многие правительственные учреждения, в том числе Министерство военно-морского флота, Центральное разведывательное управление, Комиссию по атомной энергии, Бюро стандартов. А в ФРГ федеральные ведомства вообще рассредоточены по всей стране: только 26 их из 200 были до объединения ГДР размещены в Бонне. Токио, где еще 6—7 лет назад дежурившие на сплошь загазованных магистралях полицейские снабжались для безопасности специальными кислородными аппаратами, сегодня с выводом из столицы Японии около 40 процентов промпредприятий, стал одним из чистых городов мира.
Свой особый правовой статус имеет столица Англии — Лондон. Его власти, опираясь на градостроительную доктрину всемирно известного урбаниста Говарда и его последователя Аберкромби, всего за 30 с небольшим лет сумели добиться уменьшения численности населения здесь на 10 миллиона человек: путем строительства при поддержке государства, причем уже на более дешевых землях за пределами, своего графства ряда ультрасовременных городов-спутников. В них были созданы предприятия, более привлекательные для людей, так как там уровень технологии, условия и труда и быта намного опережали существовавшие до этого в самом Лондоне.
Деконцентрации населения на территории США, замедлению или полному прекращению роста большинства крупных городов, перетеканию населения из них в средние и малые города также способствовали гибкая налоговая политика, дифференциация платы за городскую землю — очень дорого в центре и намного дешевле на окраинах (в Нью-Йорке, например, это соотношение доходит до 35 раз), хорошо придуманная, развитая инженерная и транспортная инфраструктура.
У нас же в стране безудержный рост населения крупного города, еще совсем недавно, воспринимался как, безусловно, положительный факт (вспомните хотя бы, как торжественно отмечали в Алма-Ате рождение миллионного жителя). И среди множества причин, порождавших это негативное явление, в первую очередь необходимо выделить раздельное, иногда даже разными трудовыми коллективами, выполнение генеральных планов города и пригородной зоны.
Жесткая административно — территориальная система управления, воздвигшая поистине «китайскую стену» между городом и деревней, традиционное противоборство между городскими и областными властями, когда проектировщики попадают, образно говоря, в положение «между молотом и наковальней», самым губительным образом сказывается на осуществлении идей генеральных планов.
Впервые удалось преодолеть сложившиеся десятилетиями стереотипы ленинградским проектировщикам (руководитель авторского коллектива В. Ф. Назаров). А вскоре, после неудачной попытки разработать технико-экономическое обоснование (ТЭО) генерального плана лишь одной отдельно взятой Москвы, примеру своих ленинградских коллег последовали и столичные градостроители. И важным гарантом комплексности градостроительной политики тут стала концепция полной независимости Московского городского и областного Советов от ведомственного диктата. Особый статус Москвы и Московской области предусматривает выделение их в единое административно-территориальное образование — столичный регион союзного или союзно-республиканского подчинения. Такое решение призвано было обеспечить приоритетность интересов государства и собственно населения региона в выборе стратегии его развития, устранить противоречия между статусом Москвы как столицы страны и одновременно — города республиканского подчинения. Думается, с распадом Союза, при котором эти противоречия отпадают сами собой, особый статус его бывшей столицы, но по-прежнему столицы независимой Российской федерации в той или иной форме сохранится.
Подобный подход напрашивается и применительно к Алма-Атинскому столичному региону с охватом прилегающих к Алма-Ате территорий Талгарского, Каскеленского, Энбекшиказахского, Илийского и части Джамбулского районов с п. Фабричный, имеющим технологические и социальные связи с городом. Для сравнения, по данным 1984 года, площадь «Большого Лондона» составляет 1580 кв. км, Парижской агломерации «Иль-де-Франс» с 8 департаментами — 12 тыс. кв. км, в то время как Алма-Аты — всего около 230 кв. км.
Приведем краткий ретроспективный анализ развития Алма-Аты, который, как мне кажется, заинтересует не только специалистов.
До революции этот процесс не отличался особым динамизмом. В советское время бурному росту численности населения города особенно способствовали переезд сюда в 1929 году столицы Казахстана из Кзыл-Орды и строительство знаменитого Турксиба — железнодорожной линии Ташкент — Новосибирск. Так, если’ в 1925 году в Алма-Ате проживало всего 45,9 тыс. человек, то в 1937 году — уже 197,4, в 1939 году — 230 тыс. человек.
Город, ограниченный до 1930 года .территориями между реками Весновка и Малая Алматинка, по мере своего роста и развития промышленности стал осваивать земли и к западу от этой полосы.
Особенно широкий размах приобрело здесь градостроительство в предвоенные годы. Примерно в это время в основных чертах сложился ныне существующий центр города в границах улиц Фурманова — Сейфуллина — Калинина — Пастера (сейчас Укена Макатаева).
Размещение в годы войны ряда эвакуированных с оккупированных областей страны предприятий способствовало дальнейшему территориальному росту города в западном направлении.
1955 год известен как начало массового индустриального жилищного строительства в нашей стране. В 1959 году выдал свою первую продукцию Алма-Атинский домостроительный комбинат (АДК), мощности которого составляли тогда 175 тыс. квадратных метров жилой площади в год (сегодня они доведены до 490 тысяч).
К началу 70-х годов довольно обширная по своим размерам территория городской застройки Алма-Аты (11158 га) представляла собой в целом весьма компактный массив, вытянутый в меридиональном направлении. Все более заметной становились диспропорции в развитии южной и северной (ниже бывшей улицы Ташкентской) частей города. Если в первой оказался сосредоточенным почти весь капитальный жилой фонд, подавляющее число объектов обслуживания, то во второй — с каждым годом все заметней становился дефицит всего, кроме разве что промышленно-складских территорий, загазованности и вообще полного букета неблагоприятных экологических факторов.
После разработки карты сейсмического микрорайонирования были выявлены севернее проспекта Рыскулова территории с сейсмикой 9 баллов, хотя раньше считалось, что они имеют здесь не менее 10 баллов, а потому совершенно непригодны для многоэтажного строительства. В результате появились жилые микрорайоны — Айнабулак и Жулдыз.
Последний период развития города характеризуется продолжающимся ростом объемов строительства, крупных жилых массивов, объектов соцкультбыта, реконструкцией существующих и появлением новых промпредприятий.
Следует особо подчеркнуть, что проблема регулирования, размещения и строительства промышленных предприятий неоднократно поднималась градостроителями. Однако, начиная, с первого генплана Алма-Аты в 1936 году и по сей день, вопреки социальным приоритетам, она не только кардинально так и не решена, но и становится все более острой. Результат известен — неупорядоченное, хаотичное развитие города в целом и его промобразований в частности. Описание фабричных районов Петербурга, сделанное когда-то Ф. М. Достоевским, оставляет куда менее тягостное впечатление, чем знакомство с нашими алма-атинскими промзонами. Кстати, среди причин, вызвавших сумгаитскую трагедию 1988 года, исследователи называют и такие, как удручающее состояние там промобъектов, антиэстетику, бесконечные мрачные заборы и постоянно дымящие трубы многочисленных предприятий.
Из Алма-Аты по новому генплану намечается вывести 123 промобъекта. Между тем, и наш собственный опыт не дает нам оснований для оптимизма. Достаточно хотя бы вспомнить судьбу многих принятых по этому поводу, причем на самом высоком по тем временам уровне решений и постановлений.
В очередной раз приходится сожалеть о том, что Алма-Ата по сути дела стала крупнейшей в республике перевалочной базой разнообразных народнохозяйственных грузов, включая такие загрязняющие окружающую среду, как уголь, различные газы и нефтепродукты, которые, стекаясь со всей страны к подножию Алатау с его уникальным микроклиматом и, занимая тысячи гектаров бесценной городской земли, как правило, отправляются затем в обратный путь.
При острейшем дефиците земли для размещения крайне необходимых городу объектов отдыха, спорта, здравоохранения бесплатное до сих пор пользование ею привело к тому, что промзоны у нас занимают в среднем 45 кв. м. на одного жителя, тогда как в развитых странах этот показатель не превышает 18—20 кв. м.
В Алма-Ате совершенно не используется подземное пространство, хотя этому здесь больше чем где-либо способствует сам уклон местности. А ведь такое решение позволило бы разместить дополнительные сотни автомашин в подземных гаражах и на автостоянках, организовать там торговые комплексы и складские объекты, сэкономить, в конечном счете, огромные городские территории.
В будущем законе о статусе столицы Республики Казахстан должны быть четко установлены формы и размеры компенсации за пользование этими ценнейшими территориями, транспортом, коммуникациями и энергоресурсами, другими услугами, определены главные и второстепенные приоритеты в развитии столичного комплекса, в том числе по размещению учреждений науки и подготовке кадров высокой квалификации, банков, прочих финансовых структур. Чтобы привлечь сюда в достаточном количестве иностранных туристов и тем самым значительно увеличить приток валюты в республиканский и городской бюджеты, необходимо начать ускоренными темпами сооружение комфортабельных гостиниц, кемпингов, кафе, ресторанов, специализированных магазинов, создать для этого совместные предприятия, заинтересовать в инвестиции указанных объектов, в обогащении нашего народного хозяйства современными технологиями зарубежных предпринимателей.
Самые широкие перспективы по выполнению предложенного выше открывают приобретение Казахстаном подлинной независимости, стабильная политическая ситуация в республике, тот высокий международный авторитет, которым она теперь пользуется, благоприятные природно-климатические условия, размещение нашей столицы на перекрестке важнейших воздушных и сухопутных трасс, наконец, реализация в кооперации со среднеазиатскими республиками недавно намеченного вместе с ними грандиозного проекта по строительству трансазиатской железнодорожной магистрали, которая свяжет Китай с арабским Востоком, Ираном и Турцией.
Ряд важных положений закона о статусе столичного комплекса можно было бы распространить и на такие крупные промышленные центры Казахстана, как Караганда, Чимкент, Усть-Каменогорск, Павлодар и другие, где имеются аналогичные диспропорции народного хозяйства, правда, чаще всего в гораздо меньших масштабах.
Относительно этих городов вполне, по нашему мнению, приемлема идея рассредоточения управленческих функций республиканского масштаба по опыту той же ФРГ. Почему бы, например, в мощнейшем Караганда — Темиртауском промышленном узле не быть органам управления угледобычей и черной металлургией, в Усть-Каменогорске — цветной и геологией, в Чимкенте — химической промышленностью, в Семипалатинске — легкой и пищевой, в Павлодаре — машиностроением и энергетикой, в Кзыл-Орде — мелиорацией, в Целинограде — сельским, хозяйством? Современные средства аудио- и визуальной техники обеспечат надежную оперативную связь с центром и на больших расстояниях, а непосредственное знакомство с теми проблемами, от которых некоторые кабинеты все еще весьма далеки, только помогут интересам дела.
В таком же подходе нуждается, на наш взгляд, и размещение объектов здравоохранения, науки. В частности, специализированные республиканские центры онкологии, туберкулеза, детской гематологии и т.д. не обязательно создавать только в Алма-Ате. Ведь в некоторых областных центрах имеются и соответствующие учебные и научные базы, и квалифицированные кадры (вспомним: ранее малоизвестный сибирский город Курган стал всемирно знаменитым, благодаря успехам травматолога и ортопеда Г. Илизарова). Тем самым мы поможем нашим областным центрам избавиться от налета провинциальности, поднять их социальный и культурный статус и заодно позволим более гармонично развиваться самой Алма-Ате.
Н. Аужанов – журнал «Казахстан: экономика и жизнь»
№ 2, 1992 г. (стр. 52-54)