Каким будет Кокшетау

Для Кокшетау разрабатывается новый генеральный план. Его главный создатель Нурбек Аужанов, кандидат архитектуры, представляет астанинскую компанию «Нурсаулет». Более 30 лет в градостроительстве. На его счету генпланы Алматы, Уральска, Актобе, городов и поселков Карагандинской области в соавторстве с другими специалистами. Приятно удивила осведомленность по всем проблемам Кокшетау, что не всегда свойственно даже местным специалистам.

Есть две категории архитекторов, начал разговор Нурбек Хамитович. Архитекторы объемщики строят жи­лые дома, торговые цен­тры, театры, церкви и т.д. А мы, градостроители, ра­ботаем в глобальных масштабах, занимаемся системами расселения, генеральными планами населенных пунктов, жи­лых районов, микрорайо­нов. К сожалению, после распада Союза были по­теряны ценные кадры. Градостроительство от­расль, финансируемая исключительно государ­ством, а тогда, в годы развала, прекратились все работы, мы остались не у дел, в отличие от объемщиков, выживших за счет строительства коттеджей для «новых казахов». Отрадно, что сейчас наблюдается оживление в разработке генеральных планов го­родов, областных цент­ров. По всему Казахста­ну собираем оставшихся спе­циалистов со стажем, обуча­ем молодежь.

Мы будем разрабатывать генплан не только для Кокшетау, но и малых городов обла­сти Атбасара, Щучинска, Бо­ровской курортной зоны, рай­центров и населенных пунк­тов, прилегающих к Астане. Это очень актуальная пробле­ма, т.к. в связи с отсутствием современного плана приго­родной зоны Астаны, ведется хаотичная ее застройка. Я отвлекся от Кокшетау не слу­чайно, ведь ваша газета областного масштаба. Разработ­ка генеральных планов не просто дань моде, а серьезная необходимость. Раньше были планы всех населенных пунктов: городов, райцентров и даже колхозов, совхозов.

Создавая новый облик города, вы опираетесь на старый план?

Последний генеральный план для Кокшетау разрабатывался алматинским институтом «Казгипроград» еще в 1983 году. С тех пор прошло более 20 лет. Раньше выделялись большие средства из бюджета, существовали мощные проектные институты, комплексно рассматривались вопросы не только архитектурного планирования, но и транспорта, экологии, инженерных сетей, подтопления территорий. Актуально это и для нашего города. Кокшетау – один из самых экологически чистых городов в стране. Проблема экологии здесь не стоит так остро, кроме озера Копа, которое необходимо кардинально чистить. Вопрос этот обсуждается давно, более 20 лет, но до сих пор никаких конкретных шагов не предпринято.

Один из главных разделов генплана – транспортное обеспечение. Наша задача — наметить новые магистрали как внутри города, так и за его чертой, расширение их, пробивка магистралейдублеров сильно загруженных дорог, к примеру, ул. Горького. В планах возведение надземных многоэтажных гаражей, стоянок вместо существующих наземных, занимающих огромную территорию. В Астане такое строительство уже началось.      

Рассматриваем мы и вопросы геологии, гидрогеологии, инженерную подготовку территорий. Это компетенция алматинских специалистов, помогают и местные, знающие специфику региона. Намечаем строительство ливневой канализации, которая защитит озеро от загрязненных поверхностных вод. Экология, канализация, водо, тепло, газо и электроснабжение обязательные разделы генплана.                                                                                                                       

В августе планируем защитить проект в облмаслихате, затем отправим в Астану на госэкспертизу. Эта процедура займет гдето 34 месяца, и к концу года предполагаем, представить материалы на утверждение в Правительство. И уже потом генеральный план будет готов к реализации. Разумеется, его нужно будет строго придерживаться. И все крупные проекты по строительству должны согласовываться с его авторами.

В Кокшетау много нарушений?

Стихийного строительства здесь не наблюдается, крупные объекты возводятся по согласованию с областным, городским акиматами, управлением архитектуры. Мы вместе рассматриваем такие вопросы на градостроительном совете, стараемся решать наиболее важные из них в пользу города, если есть нарушения исправлять. Бывает, не скрою, случайное размещение тех или иных зданий, но они все будут учтены в генеральном плане.

Наблюдается строительный бум. Это очень хорошо, люди не боятся вкладывать деньги. Стараемся идти навстречу малому и среднему бизнесу. Мы хотим, чтобы город украсился хорошими современными зданиями.

В Кокшетау возводятся несколько объектов, в том числе детский развлекательный центр рядом с горакиматом, элитный дом напротив Вечного огня и  прочие. Они тоже строятся по согласованию с вами? 

Эти дома на своем месте, они были запланированы еще в предыдущем генплане, разработанном алматинцами. Проекты получили добро на градостроительном совете. 9-этажный дом, думаю, украсит район, детский центр – тоже нужный объект, есть планы открыть аквапарк, торговые дома.

Что изменится в облике города?

По старому плану почемуто не уделили внимания нижней обводной дороге на Костанай, Зеренду. Мне непонятно, почему велась такая неупорядоченная постройка. Постараемся обустроить этот район многоэтажками в районе «Жайляу» и малоэтажными домами блокированного типа. Вообще, малоэтажки (в 23 этажа) модное направление в архитектуре. Это позволит придать цивилизованный вид центральным улицам и сэкономить ценную городскую землю за счет небольших, в 23 сотки, придомовых участков.                                                                                                                          Улицы Уалиханова и Горького, две главнейшие магистрали в Кокшетау, местами хаотично застроены усадебными домами не лучшего качества. В генеральном плане рассматриваем узловые участки, на которых можно будет расположить многоэтажные жилые и общественные комплексы.                                                                                                     

Если будут возводиться дома, то, наверняка, расширятся и улицы, дороги?

Разумеется. Требуют расширения ул. Горького, Ауельбекова, Аканасерэ, Абая, Ауэзова, Уалиханова. Уровень жизни, и, соответственно, количество автомобилей растут это необратимый процесс. Дороги артерии города, на которых могут возникнуть тромбы, заторы, как в организме человека. Гдето придется спиливать деревья, но это нужно для жизнеобеспечения Кокшетау. Яркий пример — Алматы и Астана, которые буквально задыхаются от транспортных потоков. К сожалению, там нарушались генпланы, не всегда прислушиваются к мнению архитекторов, отводя участки под строительство волевым реше­нием за «красной» линией, не учитывая перспектив разви­тия города. В Кокшетау про­блема пока не так остра. Но время идет…

Нурбек Хамитович, можно подробнее о благо­устройстве набережной Копы? Эта тема давно бу­доражит кокшетауцев.

В начальной стадии раз­работки генерального плана руководство области обратило внимание на территорию в границах ул. Ауэзова, Горько­го и озера Копа. Мы выполни­ли два макета по этому райо­ну, защитились на местном градосовете. Действительно, это очень инвестиционно при­влекательный участок, в чем местные власти еще раз убе­дились. Наличие озера в са­мом центре города реально позволяет создать его эф­фектный фасад, своеобраз­ную визитную карточку. В ге­неральном плане ему прида­ется большое значение, оно будет играть доминирующую роль в перспективном разви­тии. Руководство областного центра планирует очистить озеро и вернуть ему перво­зданную чистоту, чтобы мож­но было купаться, ловить рыбу. Вдоль него пойдут, в соответствии со старым генпланом, постройки в сторону Васильковского микрорайона. Предлага­ем создать у береговой зоны панораму из много­этажных жилых и обще­ственных комплексов (школы, детские сады, бульвары, скверы). Благоустройство набережной привлечет сюда туристов, жителей города и его пригородов.

Хотел бы обратить внимание на район рынка вот где сплошь нарушения. Настоящий хаос в строительстве, который надо исправлять. Стараемся тормозить процесс, к сожалению, торговые дома размещены там до разработки генплана. В этом районе нужны большие автостоянки, вместо мелких магазинов крупные торговые комплексы. Нет, к сожалению, нормального инвестора, который навел бы там порядок. Необходимо «пропитать» район дорогами, сделать несколько выездов на улицы Горького и Ауэзова.

Хотим провести магистраль районного значения вдоль озера, а рядом расположить  объекты отдыха и развлечений, жилые комплексы. Скоро пройдет тендер на проектирование и, возможно, летом начнется строительство. Не знаю, насколько это реально, пока, к сожалению, задержка. Но хорошо уже то, что разговор ведется. Мы убедили власти, что дорога там нужна, в генплане она уже есть. Там не будут ходить большегрузные машины, возможно, пустим маршрутные автобусы, легковые авто.

Проект самой набережной составил местный энтузиаст, патриот города Галымжан  Райымбеков (ТОО «Райымбек»). Он подготовил неплохой макет, который уже презентован. Проект интересный, грамотный, с полным технико-экономическим обоснованием. Планируется создать пункты проката катамаранов, водных мотоциклов и лодок, оздоровительный центр, автостоянку, площадки для мини-футбола, баскетбола, массовых мероприятий, гостиничный комплекс, аквапарк и многое другое.

Звучит заманчиво. Насколько все это реализуемо?

Условно реализация генплана рассчитана до 2015 года, проекты первостепенной важности до 2010. Конечно, будем учитывать наличие инженерных сетей. К примеру, Васильковский микрорайон обеспечен теплом, водой, электроэнергией, поэтому строительство рядом с ним будет развиваться в первую очередь. Нужно учитывать экологию, свободные территории и массу других факторов.

Каково развитие инженерной системы Кокшетау в сравнении с другими городами?

Резервы неплохие, есть котельные, меняются трубы на пластиковые, более устойчивые, срок эксплуатации которых 5060 лет. Надо думать и об автономном теплоснабжении больших районов, которые будут работать на экологически чистом топливе, к примеру, перевести город на природный газ. Есть договоренность с Россией о том, что газопровод пройдет со стороны Ишима через Петропавловск, Кокшетау на Астану.

Ну, об этом только мечтать…

Почему же. Это очень актуальная тема сегодня, с развитием столицы газ обязательно придет.

Сколько человек работает над проектом генерального плана?

Коллектив большой, 2025 человек. Кроме специалистов из Астаны, Алматы, привлекаем местных инженеров. Это Айткажи Казбеков, наш уважаемый аксакал, Галы Умаров, Байнияз Какимжанов, Татьяна Мицюк, Анатолий Кузьмин, Бахытбек Калабаев. Постоянно контактируем с главным архитектором города В. Фелбелтом, его заместителем Н. Чернышевым.

Транспортный раздел генплана выполняет кафедра транспорта Евразийского государственного университета им. Л. Гумилева во главе с доктором технических наук Тасыбеком Бекеновым. Природоохранные мероприятия разрабатывает научноисследовательский центр при СевероКазахстанском университете, который возглавляет кандидат технических наук Рысты Куттыгулова.

Все спорные моменты генплана периодически рассматриваются на градостроительном совете с участием акима города Р. Акимова, архитекторов Кокшетау, руководителей управления дорожной полиции, пожарной службы, санэпиднадзора и др. Работа наша, конечно, не закончится созданием генплана, мы будем отслеживать его развитие.

Где Вам было интересней работать? Чем отличается Кокшетау и каким видите его будущее?

Градостроительство творческая работа, потому интересно везде. У каждого города своя специфика. Кокшетау, в первую очередь, туристский, культурноразвлекательный, активно оздоровительный центр. В зоне его влияния такие крупные природные парки: Бурабай, Зеренда, Шалкар. Здесь можно организовать сеть гостиничных комплексов, развлекательных центров, чтобы деньги оставались тут. Большие надежды на развитие и строительство скоростных авто и железнодорожных магистралей. Скоростные поезда могут за полторадва часа связать нас с Астаной, Петропавловском, городами России. Это реальность, которая уже есть в развитых странах, завтра она придет сюда. То есть можно жить здесь, дышать чистым воздухом и работать в Астане. Развитие межгородских транспортных сетей резко усилит инвестиционный имидж города, его качественный рост и благосостояние жителей. Будут развиваться прилегающие крупные населенные пункты по направле­нию к Астане, Зеренде, Шалкарской зоны, обеспеченные инженерными сетями и социальной инфраструктурой, об­рабатывающая, легкая про­мышленность.

Будущее у Кокшетау, уве­рен, большое.

 

Беседовала Карлыга МУХАТАЕВА

Мой город (8) – 16.06.2005 г. — СМ

Предыдущая запись ҚАЛА АУМАҒЫ ҚАНДАЙ БОЛМАҚ ?
Следующая запись Анализ зарубежного опыта

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.