Астана – символ надежды. Градостроительный авангард столицы

Астана – символ надежды. Градостроительный авангард столицы

 

Астана сегодня устремлена в будущее, составляя неразрывное целое с мечтой Президента Нурсултана Назарбаева о городе XXI века, подлинной евразийской столице на стыке двух континентов. Каким ему быть? Как угадать и правильно начать его формирование? Ведь город — каменная летопись нашего сложного и противоречивого времени, и ошибки здесь непоправимы и будут постоянно на виду…

Для решения градостроительных проблем бурно растущей столицы и оперативного системного (на уровне транспорта, экономики, экологии, озеленения и т.д.) проектирования наиболее болезненных точек роста по инициативе городских властей был со­здан институт «Астанагенплан». Пер­вый же серьезный экзамен, проведен­ный Президентом страны в ноябре минувшего года по рассмотрению ма­кетов нового центра, въездной магист­рали со стороны аэропорта, градост­роительного оформления улицы Бараева, показал, что в лице этого инсти­тута столица способна решать самые сложные задачи, усилиями отечествен­ных градостроителей, не прибегая, как это часто случается, к помощи зару­бежных коллег. На сегодня здесь со­брались наиболее сильные специали­сты, имеющие за плечами десятки разработок по архитектурной заст­ройке многих городов Казахстана, ге­нерального плана Алматы и Алматинской групповой системы населен­ных мест, крупных жилых районов и микрорайонов.

Институт призван играть роль первопроходца, ведущего за со­бой остальных участников боль­шой градостроительной полити­ки, проектирование должно опе­режать строительство, сооруже­ние инженерных коммуникаций и дорожной сети. Кстати, имен­но по этим двум последним на­правлениям в прежние годы было допущено большое отставание при реализации старых генераль­ных планов города.

Например, сегодняшняя улично-дорожная сеть в центральных районах Астаны не справляется с возросшим уровнем автомобили­зации из-за несоблюдения на практике проектных красных ли­ний, пробивки новых магистра­лей по главным осям развития и т.д. Новые разработки, с успе­хом продемонстрированные на самом высоком уровне, первостепенное внимание уделяют этим вопросам, предусматривая не только изменение очертаний су­ществующих магистралей, но и появление других, создание круп­ных градостроительных узлов. В институте возрождается забытая традиция обсуждения актуальных вопросов архитектурного разви­тия столицы путем расширенных градостроительных советов.

Подобные «мозговые атаки» планируется проводить регуляр­но при широкой информацион­ной поддержке прессы и телеви­дения, что станет неплохой прак­тической школой обучения и вос­питания нашей архитектурной молодежи. Никакие лекции и ученые наставления не заменят тех уроков, которые сегодня спо­собны преподать в стенах инсти­тута «Астанагенплан». Ощущение причастности к большим градо­строительным задачам, бессон­ные ночи перед выпуском проектов, уверенность в их скорейшей реализации — это ли не сильней­ший стимул для молодого коллек­тива института?

В Астане, помимо «Астанагенплана», уже сложились сильные творческие коллективы в лице проектных фирм «ВЛ», «Астанапроект», «Дорпроект» и других, занимающихся проектированием отдельных уникальных зданий и сооружений. Плодотворно рабо­тает старейший институт «Астанагорпроект», ведающий вопросами инженерных сетей, благоустрой­ства и озеленения. Новый инсти­тут в силу специфики поставлен­ных проблем (от схемы расселе­ния Астаны и генерального пла­на до проектирования жилых рай­онов и градостроительных узлов) просто обречен на роль единого координатора всех проектных ра­бот по городу, а в будущем и всей столичной агломерации, от обще­го к частному.

Перед руководством института стоит задача разработки градо­строительной стратегии и такти­ки на ближайшие 3-4 года. Это, во-первых, программа выполне­ния важнейших работ по дальней­шему архитектурному уточнению составных элементов нового цен­тра, оформлению главных сто­личных проспектов и развитию важнейших градузлов.

Ускоренные темпы преобразо­вания города заставляют вспом­нить хорошо забытые «двухлет­ки» и «пятилетки» по строитель­ству жилья и соцкультбыта. Ведь они хорошо себя оправдали даже в отсутствие генеральных планов. А что делать с ветхими жилыми кварталами в центре столицы, крупнопанельными домами мос­ковских и ленинградских серий, подошедших к своему физичес­кому и моральному износу? В целях уплотнения городской за­стройки необходимы реконструк­ция и функциональная переориентация промышленных и коммунальных территорий в цент­ральных районах. Строительство здесь жилья и общественных со­оружений обосновывается бли­зостью источников тепла и энергетики, наличием транспортных и инженерных коммуникаций, есть возможность без больших затрат реконструировать хорошо сохранившиеся промздания под спортивные объекты, а главное — никого не надо расселять и да­вать квартиры.

Актуальная и политически зна­чимая тема — проектирование и строительство эксперименталь­ного жилого района, не только учитывающего местные суровые природно-климатические усло­вия, но и формирующего само­бытный архитектурный облик столицы. Если Москву мы узна­ем по Красной площади и Крем­лю, а также по ожерелью высот­ных сталинских домов-башен на семи холмах, то, что требуется для Астаны?

Казахстан — Евразийская стра­на на стыке двух континентов, и ее архитектурное лицо не долж­но нести печать провинциально­го украшательства. Если Петер­бург Петра 1 своими широкими проспектами, ведущими к морю, воплощает идею «окна в Европу», то Астана Президента Н. Назарбаева должна быть от­крыта всем направлениям и вет­рам, как юрта кочевника.

Конечно, молодой институт в одиночку не справится с такой грандиозной задачей, требующей знаний истории, философии, поли­тики. Но она должна быть постав­лена и прозвучать именно отсюда, что вызвано широким кругом ре­шаемых здесь проблем. «Астанагенплан» — это одно из первых в стране авангардных подразделений градостроителей, которые в буду­щем, смею надеяться, появятся в каждом областном центре.

«Казахстанская правда» – 28 апреля 2001 г. (стр. 1-4) 

Н. Аужанов

Предыдущая запись Краткий анализ и гипотеза развития системы расселения по территории Казахстана
Следующая запись Астана. Прыжок в XXI век. Градостроительные аспекты развития. Опыт проектирования и строительства зарубежных столиц

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.