Анализ условий развития г. Акмолы и учет разрабатываемых национальных программ позволяют выделить два основных фактора, которые, по нашему мнению, определят развитие архитектурно-планировочной структуры новой столицы.
Первое. Развитие транспортно-коммуникационного каркаса города и системы расселения. Намеченные мероприятия: подключение к транснациональной скоростной евро-азиатской железнодорожной коммуникационной системе, включение в зону влияния Щучинско-Боровского природно-рекреационного комплекса, соединение двух столиц скоростной автомагистралью, обеспечивающей активизацию освоения центральных территорий Казахстана, строительство нового аэропорта — все это приведет к значительному увеличению роли этого каркаса в формировании структуры города и зоны его влияния.
Следует учитывать закономерности развития города как системы. Город — живой организм и подвержен действию универсальных закономерностей развития любой системы. В Акмоле складывается основной каркас, образованный основными магистралями (железнодорожной и авто), который с системой общественных центров (общегородского, специализированных) формирует так называемые городские направления. Города развиваются вдоль вылетных магистралей, формирующих систему расселения. Отступление от этого ведет в дальнейшем к комплексу проблем и в целом к не реализуемости проектных решений, как это произошло в Алматы с северо-западным направлением.
Второе. Малая емкость природно-ландшафтного комплекса, определяющая необходимость чрезвычайно осторожного вмешательства, соблюдения баланса между природными и техногенными процессами.
Акмола расположена в верхней зоне бассейна сбора поверхностных вод реки Ишим, т.е. зоне основного формирования вод, и потери, связанные с нарушением водного режима, невосполнимы и невоспроизводимы и могут привести к необратимым последствиям на значительных территориях республики во всех средах.
К примеру, американские ученые установили, что болота, наряду с лесными массивами, являются «легкими» страны, и с тех пор болота строго охраняются федеральным законодательством. При их отчуждении, например для осушения и использования для каких-либо нужд, предпринимателю вменяется в обязанность их компенсация — с созданием уже в другом месте болота в 4 раза большего по площади. Река Ишим со своими притоками составляет основу природно-ландшафтного каркаса.
Действительно, Ишим никогда не станет Иртышом. Поэтому следует осторожно отнестись к желанию активно проэксплуатировать тему водных акваторий в пространственной организации города.
Судьба города и зоны его влияния зависит от того, насколько деликатно подойти к взаимодействию этих двух каркасов (природно-ландшафтного и транспортно-коммуникационного).
Особенностью транспортно-коммуникационного каркаса г. Акмолы является наличие многофункционального ТПУ (железнодорожный и автовокзалы в едином комплексе) на периферии ОГЦ. Следует преодолеть стереотип мышления по отношению к подобным комплексам, существующий у нас. В цивилизованных странах подобные комплексы — это высоко урбанизированные территории, которые обеспечивают не только основные входы и транспортно-распределительные функции, но и формируют многофункциональные общественно-транспортные центры, наиболее оригинальные архитектурные ансамбли. По соседству могут размещаться специфично центральные учреждения: театры, музеи и т.д.
Важной закономерностью является тяготение к подобным узлам функций торговли, международного сотрудничества, деловых и финансовых учреждений.
Таким образом, в границах уже сложившегося центра произойдет, по всей вероятности, дальнейшая концентрация общественных функций, развитие центральной среды. Тем более что там для этого имеются значительные резервы.
Промышленная зона г. Акмолы занимает значительные территории. Ее дальнейшее развитие в столичном городе не может рассматриваться без внедрения новых технологий, а значит, и более эффективного использования территорий. Поэтому появление здесь бизнес-парка и других подобных функций не окажется чуждым. К тому же по инженерно-строительным условиям эти территории обладают преимуществом.
При правильном осмыслении роли транспортно-коммуникационного каркаса в развитии города появляется возможность рассматривать расселение в значительно больших пределах — как рассредоточенную систему вдоль главных трасс и перейти к формированию компактных, с эффективно и комфортно используемой территорией, градостроительных образований, позволяющих создать значительно большую свободу выбора и приостановить нерегулируемое территориальное разрастание основного города.
Освоение левобережной части сопряжено со значительным ухудшением инженерно-строительных условий. И если наличие потенциально подтопляемых территорий является общим фоном, то условия на левобережье усугубляются еще и паводковыми явлениями. Проектирование в левобережной части зоны трудового тяготения (республиканского административно-делового центра) внесет значительную степень несбалансированности структуры городского плана в зависимости от пространственного размещения мест приложения труда, расселения и КБО. Это ставит под угрозу его реализацию.
Рациональным здесь явится создание комфортабельной жилой среды с малоэтажной застройкой коттеджного типа с большими, участками, а также дальнейшее развитие рекреаций. Возможно ч размещение представительных функций с созданием комплекса, подобного Версалю в Париже в XVII в.
Формирование административно-деловых функций не терпит распыления, требует большей концентрации в размещении. Непосредственные контакты, личное общение и при развитии современных средств телекоммуникаций имеют большое значение.
Осмысление этих факторов позволит уже сегодня способствовать более рациональному размещению инвестиций, созданию эффективной реализуемой проектной документации и составляет необходимую опорную базу для управления развитием столичного города.
К.Ибрагимова, Н.Аужанов, А.Каймолдин
Журнал «Кумбез» №2-1997 год – стр.8