В современном градостроительстве, в частности, разработке новых генеральных планов городов, происходит вполне логичная смена приоритетов проектной политики — от освоения новых территорий к комплексной реконструкции застроенных территорий и центральных районов городов.
Анализ реализации старого генерального плана Астаны выявил значительные перекосы в развитии города. Жилищное строительство велось преимущественно на свободных участках, игнорируя возможность качественных преобразований ранее освоенных участков.
Тем самым, ценнейшие в градостроительном плане, ввиду их центрального положения в структуре города, территории приходили в упадок из-за обветшания инженерной инфраструктуры, дорожной сети, жилого фонда и т.д.
Логичность смены градостроительных приоритетов от «извне» во «внутрь» города объясняется вполне ясными доводами в его пользу, а именно:
— насыщенностью объектами культурно-бытового и социального характера. Их не надо создавать заново, а требуется только реконструкция и качественное развитие;
— наличия больших резервов свободных территорий внутри жилой застройки в комплексе с уже сложившейся инженерно-транспортной инфраструктурой. Вдобавок, это позволит дозавершить незаконченные жилые образования в компактные градостроительные ансамбли, защищенные от неблагоприятных климатических воздействий;
— близостью уже имеющихся крупных источников инженерного обеспечения (ТЭЦ, водозаборы);
— основные места приложения труда находятся здесь же, часто в радиусе пешеходной доступности;
— необходимостью сноса ветхого саманного жилья в центральной части города, не вписывающегося в создаваемый образ столичного города, их реконструкция и строительство здесь коммерчески выгодного жилья и деловых учреждений. Заодно это снимет социальную напряженность в городе и повысит имидж столичных властей и президента страны;
— следующий немаловажный фактор — более благоприятные инженерно-геологические условия по сравнению с левобережьем, что соответственно, исключает сложные и дорогостоящие инженерно-защитные мероприятия (дренаж территории, строительства насыпи и плотин, обводных каналов и т.д.);
— компактное и плотно насыщенное развитие города отвечает местным суровым климатическим условиям, сокращает перепробеги транспорта и протяжённость инженерных сетей, что положительно сказывается на цене валового внутреннего продукта. То есть, чем компактнее город, тем более возрастает его ресурсоёмкость, фондоотдача и в целом — доход, получаемый от объёма произведённой, в пределах городской черты, товарной продукции и оказанных услуг, а также от скорости оборота финансовых средств.
Разработанный группой Сауди бен Ладин новый генеральный план Астаны фактически предлагает один, южный левобережный вариант развития города, т. к. названные три «реальные альтернативы» являются всего лишь подвариантами.
Одной из стратегических ошибок, на наш взгляд, данного генплана является отсутствие, как самостоятельных, вариантов развития города на существующих территориях с их полной реконструкцией и развития в западном и восточном направлениях, что, кстати, и предлагалось в проекте победителя недавнего международного конкурса Кишо Курокава, развивавшего город на восток и запад по правому берегу.
На левом берегу им намечалось создать административный центр «Капитолий» и систему специализированных озеленённых комплексов, что вполне соответствовало местным природным условиям.
Из предлагаемых группой Сауди бен Ладин подвариантов развития города, подвариант идущий под № 3 мог бы вообще не рассматриваться, ввиду его нереализуемости, где центром композиции сделали действующий канализационный коллектор, озеро Талдыколь.
Южное направление развития города в связи с малой экологической ёмкостью, но востребованное территориальным дефицитом и размещением аэропорта требует ограниченного объёма представительских функций (президентского дворца, дипломатических городков), элитного жилья чрезвычайно малой плотности, развитие столичных территориальноёмких специализированных центров (рекреационных, этнокультурных, парков с познавательными функциями), мемориальных центров, что позволит создать здесь символическую церемониальную зону города, ограничив здесь развитие ежедневных миграционных трудовых потоков.
Если исходить из общих подходов к территориальному и численному росту новой столицы Казахстана, то необходимо учесть, что город расположен в верхней трети бассейна небольшой степной речки Есиль, т. е. зоны питания. Территориальная экспансия на левобережье и рост населения до 665,7 тыс. к 2030 году может нанести непоправимый ущерб развитию городских и сельских поселений, сельскому хозяйству, рекреации в среднем и, особенно в нижнем течении реки на территории республики.
Сегодня перед новой столицей Казахстана наиболее острой проблемой стоят вопросы качественного водоснабжения и водоотведения, защиты от подтопления застраиваемых территорий и строительства ливневой канализации, очистных канализационных сооружений и т. д., без решения которых невозможно будет решить массовое строительство жилья, общественных и деловых комплексов, административных учреждений.
Без срочного разрешения проблем инженерной инфраструктуры города с приоритетным их финансированием, направления потока иностранных инвестиций именно в эту сферу, с применением передовых энергосберегающих технологий невозможно уверенно строить планы по преобразованию города в подлинно евразийскую столицу.
Современная методика разработки генеральных планов требует рассматривать город шире его административных границ, т. е. в системе расселения вокруг столицы с учётом интересов пригородной зоны, вывода некоторых непрофильных функций в близлежащие поселения по главным коммуникационным осям, тем самым подняв их статус и трудозанятость населения. Этого, к сожалению, нет в разработанном новом генеральном плане.
Совершенно проигнорирована огромная территория промзон как севернее железной дороги, так и внутри селитебных зон. Нет предложений по структурной перестройке данных территорий, общей прорисовки с указанием центров промзон и их разбивки на промузлы, специализации по отраслям, организации технопарков с современными чистыми неводоёмкими и энергосберегающими технологиями. Совершенно нелепо выглядят предложения проектировщиков о создании крупных металлургических заводов в столице Казахстана, испытывающей уже сегодня экологические проблемы и нехватку воды (раздел 10.2.1, том 1).
Вышеперечисленные, бросающиеся в глаза, серьезные недостатки нового генерального плана столицы Казахстана могли быть устранены на начальной стадии, если бы были привлечены ведущие градостроительные силы республики, имеющие богатый опыт проектирования генеральных планов. Заодно, и наши градостроители могли бы почерпнуть положительный опыт западных технологий.
Вызывает сожаление тот факт, что творческий и значительный финансовый потенциал группы Сауди бен Ладин, не был использован в достаточной степени эффективно на пользу городу, решая, в основном, архитектурно-планировочные задачи, прорисовки жилых районов и будущего центра. В стороне остались животрепещущие проблемы существующего города, в т. ч. наиболее прогрессивного на сегодня подхода к разработке генеральных планов — выполнения карт правового зонирования городских территорий и соответствующих им правил и регламентов использования выделяемых на плане зон, дифференцированной оценки городских территорий с учётом перспектив его развития. Это своего рода «бизнесс-план» города, наиболее чётко отвечающий сегодняшним рыночным реалиям, позволяющий, без ущерба отечественным и иностранным инвесторам, формировать цивилизованную налоговую базу города, составляющую в некоторых случаях более половины дохода городского бюджета.
Без этой, важнейшей составляющей любого современного генерального плана, не будет полноценного документа развития города.
Современному генплану не столь важны сроки и состояния на расчетный срок (т.е. сколько населения должно быть, жилфонд, его этажность и т.д.), а, сколько ключевые направления деятельности, т.к. в сложных, быстроменяющихся условиях трудно предугадать некоторые основные показатели. Это выполняется по ходу реализации генерального плана, которая должна вестись на постоянной основе.
Что нужно было предложить городским властям по генеральному плану Астаны, фактически основному закону развития города, взамен тому идеализированному архитектурно-проектному рисунку, каким представляется генплан группы Сауди Бен Ладин? Вот некоторые основные положения:
7. Дать предложения по реализации основных положений генерального плана, оформив их в самостоятельный и очень важный блок.