Астана, сегодня, как и Казахстан, устремлен с надеждой в большое будущее, составляя неразрывно целое с мечтой первого Президента Н. Назарбаева о городе ХХI века, подлинной евразийской столицы на стыке двух континентов.
Каким ему быть в глазах сегодняшних современников и растущего поколения? Как угадать и правильно начать его формирование? Ведь город — это каменная летопись нашего сложного и противоречивого времени, ошибки которого непоправимы и будут постоянно на виду.
Городом, как таковым сегодня, занимаются многочисленные научные направления, дисциплины, но каждый описывает и понимает его как слепцы, что взялись объяснять, что такое слон: один держит за хвост, другой за хобот, третий за ногу.
Для улучшения градостроительных проблем бурно растущей столицы Казахстана и оперативного системного (т.е. на уровне транспорта, экономики, экологии, озеленения и т.д.) проектирования наиболее болезненных точек роста был создан усилиями городских властей институт «Астанагенплан».
Первый же серьезный экзамен, проведенный Президентом страны по рассмотрению макетов нового центра, въездной магистрали со стороны аэропорта, градостроительного оформления улицы Бараева, 30 ноября с.г. показал, что в лице этого института город способен решать самые сложные проблемы усилиями отечественных градостроителей, не прибегая, как это часто случается, к помощи зарубежных коллег. На сегодня здесь собрались наиболее сильные специалисты, имеющие за плечами десятки разработок по центрам многих городом Казахстана, генерального плана г. Алматы и Алматинской групповой системы населенных мест, крупных жилых районов и микрорайонов.
Сегодня институт должен играть роль первопроходцев, ведущий за собой остальных участников большой градостроительной политики, проектирование должно идти с некоторым опережением по отношению к строительству, возведению инженерных коммуникаций и дорожной сети. Кстати, именно по этим двум последним направлениям было допущено большое отставание при реализации старых генеральных планов столицы.
Например, сегодняшняя улично-дорожная сеть в центральных районах Астаны не справляется с возросшим уровнем автомобилизации населения из-за несоблюдения на практике проектных красных линий, пробивки новых магистралей по главным осям развития и т.д. Сегодняшние разработки, с успехом показанные на самом высоком уровне, первостепенное внимание уделяют этим вопросам, по ходу, путем творческих дискуссий, меняя очертания новых магистралей, появления других, создания крупных градостроительных узлов. Возрождается забытая традиция обсуждения актуальных вопросов по городу путем расширенных градостроительных советов.
Подобные »мозговые атаки» планируется проводить регулярно, широко освещая в прессе и на телевидении и, главное, это практическая школа обучения и воспитания нашей архитектурной молодежи. Никакие лекции и ученые наставления не заменят тех уроков, которые проходят в стенах института «Астанагенплан» как нынешние студенты, так и молодые специалисты под руководством опытных наставников. Ощущение причастности к тем большим градостроительным задумкам, бессонные ночи перед выпуском проектов, уверенность в их скорейшей реализации — это сильнейший стимул для всего молодого коллектива института.
В городе на сегодня сложились сильные творческие коллективы в лице проектных фирм «ВЛ», «Астанапроект», «Дорпроект» и других, занимающихся проектированием отдельных уникальных зданий и сооружений, старейший институт «Астанагорпроект», который сосредоточил свое внимание на вопросах инженерных сетей, благоустройства и озеленения.
Новый институт сегодня и на перспективу, в силу специфики рассматриваемых вопросов: от системы расселения Астаны и генерального плана, от жилых районов и решения градостроительных узлов, просто обречен на роль единого координатора всех проектных работ по городу, а в будущем и всей столичной агломерации, от общего к частному.
Примеры коллег-градостроителей по СНГ, как НИПИгенплана Москвы, Киевгенплан, ТашНИПИгенплан, Минскградо и других позволяют уверенно говорить об этом, не надо придумывать давно известный велосипед.
Сегодня перед руководством института стоит задача разработки стратегии и тактики поведения на ближайшие 3-4 года. Это во-первых программа выполнения важнейших градостроительных работ по дальнейшему уточнению составных элементов нового центра, оформления главных столичных проспектов и развития важнейших градузлов.
Ускоренные темпы преобразования города заставляют вспомнить хорошо забытые «двухлетки» и «пятилетки» по строительству жилья и соцкультбыта. Ведь их никто еще не опровергал и они хорошо себя оправдали, даже в отсутствие генеральных планов. А что делать с ветхими жилыми кварталами в центре столицы, крупнопанельными домами московских и ленинградских серий, подошедших к своему физическому и моральному износу? В целях уплотнения городской застройки стоит задача реконструкции и функциональной переориентации промышленных и коммунальных территорий в центральных районах. Строительство здесь жилья и общественных сооружений обосновывается близостью источников тепла и энергетики, наличия транспортных и инженерных коммуникаций, есть возможность без больших затрат реконструировать хорошо сохранившиеся промздания под спортивные и общественные объекты, а главное — никого не надо расселять и давать квартиры.
Актуальная политически значимая тема — это проектирование и строительство экспериментального жилого района, учитывающего своеобразные, не только местные суровые природно-климатические условия, но и попытаться определить свое узнаваемое лицо. Это должен быть эталон жилого района или микрорайона для казахстанских городов, прозвучать на весь мир. Для этого есть у нас творческие силы и возможности.
Сегодня время сжато до предела и необходимо определиться с такой важной темой, как создать самобытный облик евразийской столицы? Если Москву мы узнаем по Красной площади и Кремлю, а также по ожерелью высотных сталинских домов-башен на семи холмах, то что требуется для Астаны? Для приезжих гостей столицы особенности современной архитектуры не должны удовлетворяться простым восприятием культуры больших империй, будь это наши соседи Россия или Китай, США или британская колониальная архитектура и градостроительство.
Казахстан — Евразийская страна на стыке двух континентов и облик ее архитектуры не должен нести печать провинциального украшательства. Если Петербург Петра I имеет ярко выраженную окраску «окна в Европу» своими широкими проспектами к морю, то Астана Президента Н.Назарбаева должна быть открыта всем направлениям и ветрам, как юрта кочевника. Конечно, молодой институт в одиночку не справится с такой грандиозной задачей, требующей знаний истории, философии, политики. Но такая задача должна быть поставлена и прозвучать именно отсюда, что вызвано глобальным кругом решаемых проблем сейчас и в будущем по городу, в целом и в частности. «Астанагенплан» — это одно из первых боевых подразделений градостроителей, которые в будущем появятся в каждом областном центре Казахстана, как сейчас успешно действующий «Центр разработки генерального плана» в городе Атырау. Закономерные тенденции стремления к созданию подобных центров вызваны и общим оживлением в народно-хозяйственном комплексе страны. Городские власти Астаны, благодаря активной помощи Акима А.Джаксыбекова, сегодня получили в лице института «Астанагенплан» не только помощника, способного разобраться в сложнейшем столичном организме, но и единомышленника в реализации самых смелых градостроительных замыслов первого Президента Казахстана Н.Назарбаева