В современном мире принятие времени и пространства сжимаются до предела. Еще недавно было заявлено предложение президента Н. Назарбаева о переносе столицы, а уже сегодня неузнаваемо изменялся облик центра Астаны. “Новой столице – новые градостроительные идеи” – реализации такого лозунга должен способствовать первый в истории суверенного Казахстана международный конкурс на проект территориального развития северной столицы и эскиз застройки ее центра.
На участие в конкурсе было подано пятьдесят заявок из различных стран, но в силу больших финансовых затрат на участие в нем, а также организационно-технических недоработок, реально представлено было 27 работ: из России, Украины, Белоруссии, Кыргызстана, Австралии, Польши, Германии, Болгарии, Японии и других стран.
Представленные проекты вызывают большой интерес, но, к сожалению, отсутствие до сих пор какой-либо профессиональной информации (хотя бы о проектах победителей конкурса) в печати не дает возможности их детального рассмотрения и классификации. Беглый обзор конкурсной экспозиции показал, что они представляют интерес с точки зрения концепции развития функционально – структурной организации города. Особое значение придается транспортной составляющей города, как залога современного развития. Поэтому большинством проектов предложено основное развитие сложившейся структуры между отводом железнодорожной магистрали и рекой. В них предполагается сдержанное развитие среды в южном направлении на левом берегу в целях ослабления негативного воздействия на природную среду, или оно ограничивается рекреационными функциями. Осознается структурообразующая роль общегородского центра, формирующего с главными магистралями города его каркас – наиболее устойчивую в пространстве и во времени систему. Создание новых ансамблей столичного центра предлагается в непосредственной близости от центрального ядра – в районах малоценной застройки, а также формированием комплексов правительственного центра на левом берегу, непосредственно за центральным парком, развития композиционные оси сложившегося центра города.
Даже поверхностное знакомство с проектом победителя конкурса, всемирно известного японского градостроителя Кисо Курокава, позволяет отметить, что не случайно из трех отобранных жюри проектов наибольшее предпочтение Президентом страны отдано именно этому. Нам видно, что не из-за причин прагматического характера.
Принципиальные позиции автора отвечают духу времени, динамичному характеру развития современного города. Основное направление его развития выбрано вдоль главных планировочных осей (железно-дорожных магистралей) на правом берегу реки Есиль. Деловой центр столицы соответствует наиболее активной слагаемой городской жизнедеятельности – транспортной; его главное звено составляет международный общественно – транспортный центр на базе железнодорожного вокзала. Административный центр – “Капитолий”, символизирующую новую столицу Казахстана, размещается на свободных землях левобережной части города. Комплекс включает официальную резиденцию Президента, здание его администрации, Гостевого двора, Парламента, Правительства, министерств и ведомств. В бережном отношении к природному ландшафту, создание его хрупкости кроется культура как профессиональная, так и чисто человеческая. Левый берег отдан под систему специализированных общественных комплексов, не вступающих в противоречие с природно-ландшафтным комплексом. Гармония достигается и высоким уровнем технического и конструктивного решения урбанизированной части левобережного центра, многоуровневым, пространственным моделированием.
Немного непривычная графическая подача проекта соответствует, однако, концептуальному уровню конкурса, предполагающему дальнейшие этапы проработки и возможности творческой интерпретации.
В сегодняшних условиях движения к открытому и демократически развивающемуся обществу нормой должны быть открытая соревновательность творческих идей, объективный и честный подход при выборе победителей, компетентное и профессиональное жюри. Градостроители и архитекторы Казахстана надеются на то, что подобные конкурсы и тендеры, а также их широкое общественное обсуждение станут нормой общественно-политической жизни страны.
Сегодня Астана, как бывший областной центр, получивший статус столицы, крайне нуждается в реализации масштабной архитектурной и градостроительной программы конкурсных идей и проведения открытых тендеров на проекты реконструкции существующего центра города, промышленную зону, перспективные площадки территориального развития, важнейшей градостроительные узлы, главные общественно-политические и культурно-просветительные комплексы и т.д. При этом должен быть учтен опыт организации конкурсов за рубежом.
Так, организаторы на новый проект столицы Австралии города Канберра постарались привлечь к участию максимально большое количество градостроителей. Условия конкурса, топографическая съемка рассылались по всем известным адресам, а макет участка местности демонстрировался во всех столицах австралийских штатах, а также в Лондоне, Вашингтоне, Нью-Йорке, Чикаго, Оттаве, Париже, Берлине, Кейптауне, Претории и Веллингтоне. В итоге было получено 137 проектов, из которых был выбран лучший проект У.Б. Гриффина (Walter Barley Griffin) из Чикаго, который активно использовал топографию местности для формирования и структурирования города. В результате – Канберра по праву снискала славу одной из красивейших столиц мира.
Крупнейшие столицы мира, такие как Париж, Берлин, Лондон, Вашингтон, Варшава – в авангарде мировой архитектуры благодаря отработанной системе конкурсов на проекты, начиная с города и его окружения и заканчивая планировкой жилых районов и промышленных зон
В сегодняшних условиях как мы считаем, временного кризиса в нашей профессии только коренные демократизация во взглядах в настоящие и будущее градостроительства и архитектуры Казахстана сможет дать новый и свежий импульс в их перспективном развитии.