Города всегда представляли собой наиболее мощные очаги антропогенной экспансии в природе, хотя, характер последствий этого процесса на окружающую среду был неодинаковым в разные исторические эпохи.
Быстрый рост и развитие городов, появление целых городских агломераций, сопровождающиеся возрастающей концентрацией промышленности, транспорта, людей, породили не менее грозную опасность — прогрессирующее загрязнение воздушного, водного бассейнов, почвенно-растительного покрова, деградацию природных ландшафтов.
Так, негативные изменения почв, поверхностных и подземных вод, состояния атмосферы ощущаются в зависимости от конкретных условий на расстоянии в 40-50 раз больше, чем собственный радиус городов и агломераций.
Картина загрязнения окружающей среды стала значительно более сложной — появились синтетические вещества, не встречающиеся в природе, химический состав стоков и выбросов в атмосферу сейчас чрезвычайно разнообразен.
К традиционным загрязнителям присоединились: шумовые, тепловое, радиоактивное, электромагнитное и даже «психологическое».
Предварительный анализ 195 городских агломераций на территории бывшего СССР, основанный на приблизительной интегральной оценке состояния окружающей среды, позволил сделать вывод о том, что в 17 агломерациях Московской, Санкт-Петербургской, Бакинской, Харьковской, Донецкой, Екатеринбургской, Челябинской, Днепропетровской, Ташкентской, Новокузнецкой, Горловской, Владивостокской, Новосибирской, Казанской, Нижегородской, Мурманской и, к сожалению, Алматинской — состояние окружающей среды не в полной мере отвечает санитарно-гигиеническим нормам.
Город Алматы с самого начала своего интенсивного развития не имел своей концепции развития: быть ли ему столицей республики промышленным городом или центром здравоохранения, туризма и спорта. К сожалению, победили сторонники индустриализации города у подножия Заилийского Алатау, хотя, в условиях командно — административной системы трудно было бы предположить другой, более природоохранный вариант.
Чрезмерная концентрация объектов, рост уровня автомобилизации населения, медленное продвижение вопросов использования экологически чистых видов топлива, слабое внедрение энергосберегающих и малоотходных технологий влияют на уровень загрязнения окружающей среды города и особенно его центральной части.
Расчеты показывают, что в атмосферу города в течение года выбрасывается свыше 200 тысяч тонн вредных веществ. Наиболее крупным источником загрязнения является автотранспорт, на долю которого приходится 64 процента всех выбросов теплоэнергоисточников, ТЭЦ, промышленных и коммунальных котельных, отопительных печей индивидуальной застройки. На их долю приходится около 24 процентов всех выбросов. «Вклад» промышленности составляет около 12 процентов.
Наиболее высокие уровни загрязнения воздушного бассейна Алматы наблюдаются в центральной и северной промежуточной зоне города.
Обследования, проводившиеся в США и Великобритании, показали прямую зависимость между повышенным содержанием свинца в крови и умственным развитием детей. Доказано, что трехлетние дети, у которых в крови было, более 30 микрограммов свинца на 100 миллилитров крови к семи годам, отличались интеллектуальным отставанием.
Размещение промышленных и других объектов в водоохранных зонах, некогда чистых горных рек и речек типа Карасу, отсутствие ливневой канализации, недостаточная мощность очистных канализационных сооружений, отсутствие оборотного и повторного водопользования привели к значительному загрязнению поверхностных источников. Реки практически утратили способность к самоочищению и непригодны для всех видов водопользования.
К ним относятся бассейны рек Каскелен, частично Малой и Большой Алматинок, участки рек Талгар, Есик.
Основными факторами, вызывающими загрязнение подземных вод, являются сточные воды промышленных предприятий, утечки из канализационной сети, нарушения в режиме хранения нефтепродуктов и складирование токсичных отходов.
По данным НПО «Казрудгеология» и института гидрогеологии и гидрофизики Академии Наук Республики Казахстан, вследствие того, что грунтовые воды в районе Алматы относятся к 1 категории защищенности, т.е. практически незащищены, дислокация промышленных и иных объектов загрязняющих подземные воды, категорически запрещается. Иными словами, большую часть промышленных и коммунально-складских объектов Алматы необходимо передислоцировать в другие районы из-за того, что они не отвечают этим требованиям.
Чтобы представить, что Алматы ждет в будущем, если не предпринять кардинальных решений в деле охраны природной среды, обратимся к опыту Мехико, также расположенного в котловине гор, в слабо проветриваемой местности.
Ежегодно население Мексики увеличивается на 900 тыс. человек. Ежедневно город выбрасывает на пригородные свалки 11 тыс. тонн бытового мусора. Почвенные воды отравлены отходами предприятий. На долю столицы приходится 69% промышленной продукции страны. Зашумленность города 120 децибел. По данным мексиканских ученых загрязнение окружающей среды в Мехико в 20 раз превышает соответствующие показатели в Нью-Йорке и в 100 раз в Токио.
В Токио, где не так давно регулировщики-полицейские стояли на улицах в противогазовых масках, городские власти сумели очистить город от ряда производств, загрязняющих воздух. За последние 10-15 лет в Японии были разработаны и внедрены передовые технологические системы по очистке горючего от вредных примесей, установлены в законодательном порядке самые жесткие в мире допустимые нормы содержания ядовитых веществ в выхлопных газах автомобилей и в отходах промышленности.
В Генеральном плане Алматы и Алматинской групповой системы населенных мест (АГСНМ) проблема охраны окружающей среды занимает главное место во всех разделах. Именно с заботой о будущем здоровье алматинцев продиктовано принципиальное положение о формировании расчлененной структуры города, учитывающей необходимость создания широких зеленых санирующих коридоров, обеспечивающих аэрацию засоренных селитебно-производственных зон.
С целью уменьшения транспортных заторов и максимального ограждения центральной части города от транзитных потоков грузового и легкового транспорта в генплане предлагаются пробивки сквозных меридиональных я широтных связей, строительство новых магистралей.
Разделы промышленности, жилфонда, озеленения также пронизаны темой экологической перестройки сложнейшего организма города.
Как один из вариантов принципиальной схемы развития Алматы автором предлагается модель, основанная на особенностях горнодолинной циркуляции. Селитебные районы размещаются на пути горных бризов, спускающихся с ущелий, и постоянно снабжаются свежим воздухом. Территории, расположенные между селитьбой, предназначаются для учебных и научно-исследовательских городков, объектов отдыха и здравоохранения, спорта и туризма.
При застройке жилых районов в поймах рек, необходимо придерживаться положения о водоохранных зонах малых рек, находящихся на территории Алматы, где установлена их ширина в 500 м. Территории данных зон не подлежат застройке, кроме спортивных площадок, легких парковых сооружений, фонтанов и т.д.
В деле охраны окружающей среды Алматы и АГСНМ не должно быть случайных мер. Высокопоставленные чиновники, от которых зависит принятие важнейших решений по развитию Алматы, должны понять, что невозможно найти изоляцию от загрязненной городской среды с помощью кондиционеров, строительства комфортабельных вилл в пригороде, как бы сохраняя природу для себя, т.к. «смок» распространился на расстояние в несколько десятков километров. Лечение должно быть планомерным, радикальным и комплексным.
Н. Аужанов, А.К. Ахметжанов – журнал «Тауар»
№2 апрель/июнь 1997 г. – стр. 34-36.