Идея создания столичного города и освоения центральных частей страны владела умами в Бразилии еще за сто лет до постройки столицы. В 1823 г. основатель Бразилии Хосе Бонофкациа предложил как саму концепцию, так и название новой столицы.
По Конституции 1891г. для столичного города была выделена территория площадью в 14400 квадратных километров на центральном плато, а комиссия Крулса разработала проект освоения района. Но вплоть до 1950 г. никаких серьезных действий в этом направлении не было предпринято. В этот период прежняя столица — Рио-де-Жанейро быстро росла, покрывая холмы трущобами. В 1955 г. предложение о строительстве «внутренней столицы» встало в повестке дня после того, как кандидат в президенты социалист Жуселино Кубичек пообещал построить город в свой первый президентский срок. Он хотел построить бесклассовый город в государстве, где огромное количество бедных было отделено от элиты, правящей страной. Ж. Кубичек надеялся, что новый город станет не только местом размещения правительства и администрации, но и откроет неосвоенные центральные районы страны, позволив эксплуатировать их богатства.
После победы на выборах Ж. Кубичек попросил своего друга архитектора-социалиста Оскара Нимейера разработать план города. Нимейер находился под сильным воздействием принципов современной архитектуры и одного из ярких его представителей швейцарского архитектора Корбюзье. Шарль Эдуар Жаннере ле Корбюзье сын швейцарского часовщика, верил в то, что центры всех городов должны быть разрушены и застроены заново так, чтобы широкие проспекты позволяли пропускать большое число автомобилей и их очертания должны быть правильных геометрических форм. Он полагал, что жилье должно быть результатом массового производства для массового заселения. До того, как О.Нимейер смог начать работу он столкнулся с протестами Института Бразильских Архитекторов, который был возмущен методами выбора планировщика и призывал провести конкурс. Британский урбанист сэр Уильям Холфорд был приглашен в качестве члена жюри, почти одновременно с работой по корректировке генерального плана Канберры. Но в жюри, доминировал О.Нимейер и решение о выборе победителя, было принято всего затри дня. Работа была передана Лусио Коста — другу и бывшему шефу Нимейера. Премированное предложение, которого состояло лишь из пяти набросков. Не были представлены макет, технические схемы, экономический анализ и демографический прогноз. Нимейер получил право проектировать все главные здания, включая Парламент, Верховный суд, Президентский дворец и другие столичные учреждения.
План состоял из монументальной оси, на которой вдоль главного бульвара располагались одинаковые кварталы офисов, достигающие Площади Трех Властей.
Требование завершить проект в течение всего четырех лет заставило О.Нимейера работать без контрактов с крупными застройщиками. Вместо этого он полагался на труд 60000 индейцев с прилегающих территорий. Ввиду их невысокой квалификации, все здания возводились из бетона, который был дешев и удобен для работы малоквалифицированных строителей.
Работа была строго ограничена по времени. Ходят легенды о водителях грузовиков, которые перевозили один и тот же груз песка по нескольку раз в день, о типографских работниках, которых нанимали топографами. О каменщиках, выполнявших работу экономистов. Никто не считался с расходами.
К моменту истечения президентских полномочий Ж. Кубичек потребовал завершения работ, чтобы «построенный» город можно было сфотографировать для очередной предвыборной компании. Рабочие трудились сутки напролет, покрывая краской здания. За один день было установлено 2000 осветителей и окрашено 722 здания. В намеченный день Президентский дворец, общественные здания, гостиница и 94 блока были завершены и готовы к торжественному открытию. Однако, многие из них состояли лишь из оболочки без начинки. Не удались также спешные попытки украсить красную почву травой.
После завершения город выглядел как огромная театральная декорация. Белые здания составляли резкий контраст синему небу и красной земле. Строительство новой столицы поставило страну на грань банкротства. Несмотря на то, что Кубичек выполнил свое предвыборное обещание, он не был переизбран. О.Нимейер после требования предстать перед судом уехал в Израиль.
Быстрое развитие города породило много проблем. Самой большой было появление незапланированных трущобных поселков. Индейцы, нанятые на строительство столицы, возвели их на краю города, где они жили, пока шли строительные работы. Предполагалось, что индейцы вернутся на родину после завершения работы, оставив город стерильно чистым, Ж. Кубичек пытался избежать повторения ошибок Рио-де-Жанейро с его безобразными фавелами. Однако, по иронии судьбы, наняв так много людей на строительство столицы, он породил ту же проблему на новом месте. Попытки выселить индейцев силой потерпели провал и в 1961 г., к сожалению архитекторов, вышел закон, позволивший сохранить трущобы Бразилиа.
Стремительный темп строительных работ при участии неквалифицированных рабочих спровоцировал еще одну проблему. На сегодняшний день многие здания бразильской столицы имеют серьезные трещины.
После завершения строительства город оказался перед лицом тех же проблем, что и Канберра, новая столица Австралии. Никто из чиновников не хотел переезжать туда. Так же, как и в Канберре, это нежелание было трудно преодолеть. Из-за отсутствия железнодорожного и воздушного сообщения с обжитыми районами страны столица оказалась в изоляции. Государственные служащие не хотели менять комфортные условия Рио на новый город. Это в полной мере относилось и к работникам дипломатических представительств. Но Кубичек слишком много инвестировал в новую столицу, чтобы город был заброшен, и в конце концов Бразилиа была заселена и связана с побережьем сетью крупных автострад.
Аналогий с новой бразильской столицей напрашивается много, начиная с того, что в основе переноса столицы Казахстана в Акмолу лежит, прежде всего, идея активизации освоения северных и центральных территорий страны.
Перенос центра тяжести многих преобразований в рыночной экономике с юга на север оживит инвестиционную политику, внеся новые оттенки в ее деятельности. Прежде всего — от откровенно сырьевой направленности к обработке и переработке богатейших природных ресурсов и до получения конечной и экспортно привлекательной продукции. Предпосылки для этого имеются в виде развитой железно- и автодорожной сети, наличия энергетических и водных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и грамотного инженерно-технического персонала.
Думается, что идея переноса столицы в Акмолу прямым образом должна касаться близлежащих областных центров Кокшетау, Караганды, Павлодара, Петропавловска, Костаная, связанных между собой развитой транспортной сетью.
Это означает, прежде всего, рассредоточение федеральных управленческих функций в этих городах. Одна Акмола «физически» не сможет вместить в себя всё министерства и ведомства, не говоря об институтах президентской и законодательной власти. Можно найти для чиновников помещения и квартиры, нанять шоферов и обслугу, но где взять столько вспомогательного персонала, владеющего языками и компьютером, умеющего грамотно и оперативно подготовить документацию на уровне международных стандартов?
А ведь рядом находится Караганда с мощным интеллектуальным потенциалом, с развитыми вузами и научно-исследовательскими институтами, недалеко — Павлодар и Кокшетау.
Необходимы срочные государственные инвестиции в транспортные и инженерные коммуникации в этом регионе, что даст, в результате, быстрые и скоростные связи, когда время в пути на современных поездах от Алматы до Акмолы займет не более 6-8 часов, не говоря уже о расстояниях до близлежащих крупных промышленных центров. А плотность транспортной сети и быстрота сообщений — залог успешной инвестиционной деятельности и, вообще, признак успешно развивающегося государства.
В заключение, если обратиться к опыту строительства г. Бразилиа, то в настоящий момент государство Бразилия, одно из самых больших по территории, является страной, производящей все, от продуктов питания до автомобилей и самолетов, богатая недрами и гидроресурсами.
В отношении недр и огромных пространств Казахстан похож на эту далекую южноамериканскую страну, и будем надеяться, что сегодняшние планы преобразования Республики Казахстан дадут шанс войти ей в XXI век уверенным шагом.
Нурбек АУЖАНОВ – Новая столица
Новое поколение №42 (227) декабрь 1997 г. (стр. 11)