В силу того, что Алматинский народохозяйственный комплекс (НХК) является одним из крупнейших в республике, в нем сосредоточены важнейшие отрасли управления, финансов, подготовки кадров, науки, здравоохранения и т.д., автороми предлагается широкий комплекс мероприятий по развитию так называемой «Большой Алматы» (в радиусе до 70км) с учетом безопасности приживания жителей. При этом, в нескольких- срезах рассматриваются НХК как самого города, так и отдельно зоны его влияния – Алматинской групповой системы населенных мест (АГСНМ)
1.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Г.АЛМАТЫ С УЧЕТОМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ.
В экономической сфере необходимо изменение структуры градообразующей группы в пользу «четвертичных» отраслей экономика, т.е. наиболее , современных, присущих столичному городу (управление, ’подготовка кадров , наука, финансы, культура, отдых, туризм и т.д.)
Требуется запрещение размещения предприятий отраслей промышленности, не обеспеченных местными минерально-сырьевыми ресурсами, районами сбыта, энерговодоемких, отрицательно влияющих на экологическую обстановку. Предусмотреть вывод из города предприятий и объектов, являющихся неблагоприятными в экономическом отношении, использующих неквалифицированный труд, нерационально использующих свои территории. Перепрофилировать технологические процессы отдельных предприятий и цехов.
Расширить академические исследования и решение прикладных проблемы, связанных с расположением Алматы и АГСНМ в сейсмически активном регионе.
Вовлечь в дело избыток трудовых ресурсов из пригородных поселений по принципу «маятниковый трудовой миграции» с созданием благоприятных условий транспортного обеспечения.
В социальной сфере необходимы проектирование и строительство сейсмостойкого малоэтажного жилья и объектов соцкультбыта, отселение жителей из не сейсмостойких в капитальные жилые дома, сокращение количества населения, проживающего в зонах с сейсмичностью более 9-ти баллов, тектонических разломов, а также в районах с опасностью возникновения оползневых явлений и селевых потоков.
В сфере транспортного и инженерного обслуживания, инженерной подготовки территорий предусмотреть развитие улично-дорожной сети, обеспечивающей пропускную способность перспективных объемов грузовых и пассажирских потоков, строительство и пробивку обводных магистралей, строительство транспорта развязок и путепроводов в разных уровнях, обеспечивающих устойчивое функционирование в чрезвычайных ситуациях.
Необходимы увеличение парка автотранспортных средств, в частности, спецавтотранспорта (с подъемными кранами, бульдозеры, самосвалы, мощные тягачи и другая спецтехника); развитие скоростных видов транспорта для обеспечения перевозок пассажиров из отдельных периферийных районов и обратно с целью эвакуации; реконструкция и частичный вынос из города Алматинского и Бурундайского аэропортов вследствие угрозы для безопасности проживания населения в зоне взлета и посадки самолетов, а также неблагоприятного шумового воздействия на здоровье людей.
Предусмотреть строительство теплоисточников, расширение водозаборных и очистных сооружений, газораспределительных станций и электроподстанций, реконструкцию существующих инженерных сетей и сооружений на случай чрезвычайных обстоятельств; определить комплекс мероприятий по инженерной защите: берегоукрепление, устройство подпорных стенок, набережных, противопросадочные мероприятия на северных территориях развития города.
В сфере архитектурно-планировочной организации города необходимо добиться в планировочной структуре расчлененности между составными частями, формирования взаимоувязанной системы озеленения города и пригорода, создания зеленых зон шириной до . 200-300 метров вдоль рек Малая и Большая Алматинки, Весновка, Карагалинка, Аксай. Создание новых парков, скверов и бульваров, образующих единую систему открытых пространств, обеспечивающих эвакуацию и временное расселение населения при чрезвычайных ситуациях, выбирать наиболее благоприятные в сейсмическом и природном с отношении территории для размещения больниц, поликлиник, профилакториев и объектов курортно-бальнеологического назначения как объектов первоочередных мероприятий ликвидации последствий землетрясений.
Обще товарные, Производственные и специализированные склады размещать по возможности рассредоточено, в нескольких, специально организуемых, коммунально -складских зонах.
2.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГСНМ С УЧЕТОМ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ
В экономической сфере рациональное размещение производительных сил с приоритетным развитием северной части АГСНМ, размещением новых и выводимых из города предприятий в формируемые промышленные районы, размещение предприятий с благоприятными в экономическом отношении технологическими процессами, развитие агропромышленного комплекса, направленного на удовлетворение потребностей Алматы и АГСНМ в скоропортящихся продуктах питания; приоритетное развитие отраслей, осуществляющих заготовку, хранение и транспортировку продукции, увеличение емкости хранилищ и холодильников.
В социальной сфере осуществить развитие базы крупнопанельного и иного строительства в малоэтажном исполнении, повышать сейсмостойкость застройки отдельных сооружений, предусмотреть сейсмоукрепление и модернизацию существующего не сейсмостойкого жилфонда, строгое ограничение жилищно-гражданского и производственного строительства в зове сейсмичности более 9-ти баллов.
Приступить к формированию единой системы обслуживания с созданием подцентра АГСНМ в г.Капчагае, центров районных систем расселения в Каскелене, Есике,Талгаре, п.Энергетическом, с.Узун — Агаше, как будущих пунктов эвакуации городских жителей.
Развить сеть рекреационно-оздоровительных учреждений, расширять зону преимущественно длительного отдыха в низкогорной части Заилийского Алатау, кратковременного отдыха в северном направлении н на территориях с преимущественно пониженной сейсмикой как будущих резервных пуктов приема н расселения эвакуируемого населения.
Продолжать освоение территории под аграрно-рекреационные зоны (коллективное садоводство), как зоны потенциально возможного расселения части эвакуируемого населения.
В сфере транспортного и инженерного обслуживания продолжать развитие и совершенствование единой транспортной системы АГСНМ в тесной взаимосвязи с Алматы, обеспечивающей региональные, облетные и внутригородские перевозки грузов и пассажиров на основе строительства крупных железнодорожных сортированных станций в районах г. Капчагая, ст.Чемолган и Кайрат, а также обходного железнодорожного пути в северо- западной часта АГСНМ с целью исключения транзитных перевозок через г. Алматы, а также строительства вторых железнодорожных путей.
Осуществить строительство обходных автодорог вокруг городов, поселков и сельских» населенных пунктов АГСНМ, лежащих вдоль основных магистралей.
Расширение систем инженерного оборудования должно сопровождаться обеспечением всех населенных пунктов централизованным водоснабжением, обеспечением всех городских и сельских поселений, производственных объектов местными системами централизованной канализации и строительством комплексов по биологической очистке сточных вод.
Добиться полной радиофикации и телефонизации населенных пунктов АГСНМ с целью своевременного оповещения населения.
В архитектурно-планировочной организации территории АГСНМ. определение зон перспективного жилищно-гражданского и промышленного строительства с учетом сейсмичности территории, близости развитых инженерно-транспортных коммуникаций.
Уделить внимание созданию пояса строгого градостроительного регулирования предполагающего ограничение промышленного и жилищного строительства на данной территории, административное управление областным и городским уровнем власти на приоритетных условиях с целью недопустимости строительства объектов в нарушение основных положений генерального плана Алматы и АГСНМ.
Приведенные здесь основные направления развитая Алматы и АГСНМ требуют поэтапного осуществления мероприятий под эгидой единого координационного центра, который видится в лице научно-проектного объединения на базе института «Алматыгенплан».
Надо добавить, что вышесказанные предложения по обеспечению безопасности проживания жителей найдут свое применение для всех сейсмоопасных регионов Казахстана.