Интереснейшую концепцию развития Токио разработали японские градостроители, одним из которых является всемирно известный Кишо Курокава, автор «философии симбиоза» — архитектуры и природы человека и техники, разных культур, а также нового генплана Токио — 2025 года.
Данный проект интересен нам в первую очередь тем, что главная его цель — перенос столицы. «Перенос столицы» в данном случае понимается не в традиционном смысле, а имеется в виду перенос некоторых столичных функций на новый остров, который будет построен в Токийском заливе, и создание принципиально новой столицы XXI века, которая будет распространяться в радиусе 500 км от современного Токио и включать города Нагоя, Осака, Киото. К. Курокава назвал концепцию развития новой столицы — метрополитенский коридор.
Для осуществления этого проекта необходимо внедрение двух достижений научно-технической революции. Первое — линии поездов на магнитной подвеске (Lineare Motor Car) — способных преодолевать 500 км за 1 час.
Второе – сеть оптикоэлектронных коммуникаций, способных пропускать поток информации по МС, вдоль которого размещены все государственные службы.
То есть, в японской столице резко выделяется доминирующее южное направление развития. Остальные «щупальца застройки» сформировались вдоль радиально расходящихся от исторического центра, государственных и частных пригородных дорог.
Реализация «японского коридора», как еще называют МС, от Токио до Осаки с двумя равнозначными промежуточными центрами в Нагоя и Кофу призвана обеспечить новый импульс в экономике страны.
У столицы XXI века не будет ярко выраженного центра. 12 министерств и 8 управлений, составляющих государственную администрацию, должны быть рассредоточены вдоль всего 500-километрового участка сверх мегаполиса. Министерство внешней торговли и промышленности и приданные ему управления — патентное, промышленных, научных и технологических исследований, по делам малых и средних предприятий — должны быть перенесены в Нагою, где формируется центр промышленно-технологического развития страны. Вокруг Осаки должны разместиться Министерство просвещения, управления культуры, управления науки и техники, поскольку этот город развивается как центр культуры и новей¬шей технологии. Официальная резиденция премьер-министра, координирующая административные учреждения, расположится в Кофу.
Структурная перестройка экономики Японии поставила под вопрос традиционные функции районов вдоль Токийского залива, где складировали привозную нефть и природный газ. Поэтому огромные площади побережья решено расчистить и наряду с намытыми участками использовать для строительства нового района Токио, который получил уже название Токио — телепорт. С завершением его строительства будет достигнуто рассредоточение функции центра столицы по семи субцентрам, а сам Токио – телепорт должен стать эталоном современного международного делового, финансового, информационного центра. Проект будет осуществляться городскими властями, частным сектором, а также общественными корпорациями. При этом весь земельный участок под строительство предоставляется городом на условиях доверенности, с тем, чтобы частные компании платили ренту. Таким образом, хозяином всего земельного участка остается магистрат и, следовательно, строительство не должно вызвать нового роста цен на землю и спекуляцию на этом. Уже ведется строительство автомагистрали через Токийский залив ниже его дна от восточного побережья (г.Тиба) до западного побережья (г.Токио и Иокогама).
В генеральном плане г. Пекина, рассчитанном до двухтысячного года, сети городов-спутников, расположенных на развитых транспортных осях, отводятся строго специализированные функции. Например, г.Чанпин — это туристический центр, расположенный на дороге, ведущей к Великой китайской стене, месту отдыха пекинцев и гостей столицы. Хуанцунь, находящийся в 14 км от столицы — крупный промышленный центр с собственной научно-технической базой. В Тунчжене берет начало великий канал Пекин — Ханчжоу, куда стекаются грузы со всех концов Китая.
С причинами, схожими с переносом казахстанской столицы, сталкивалось правительство Пакистана, когда в 1959 году состоялось решение о строительстве г. Исламабада в глубине страны. Оно обуславливалось не столько поисками благоприятного климата, сколько причинами стратегического и социального порядка.
Исламабад начал застраиваться в 1961 г. по проекту известного греческого градостроителя К. Доксиадиса. Регулярная линейная планировка Исламабада, рассчитанного в первой фазе своего развития на 300 тысяч жителей, отвечает идее города, динамично развивающегося вдоль главных магистральных осей.
Интересные параллели можно произвести, сравнивая развитие и местоположение новой столицы Казахстана со столицей Индии г.Дели. Важнейшим традиционным градообразующим фактором с глубокой древности является, как известно, речной транспорт. До появления в Индии железных дорог (19 в.) даже при хорошо налажен¬ном сухопутном сообщении, речные пути являлись важными транспортными артериями страны. Речная система Джамны и Ганга, обеспечивавшего тысячи километров наиболее доступного и дешевого пути по воде, связывая Дели и другие крупные старинные центры торговли и ремесла, такие, как Аллахабад, Варанаси, между собой и Бенгальским заливом.
Во времена, когда Джамна была судоходной, Дели, бывший северным пунктом речного пути, стал средоточием торговли и коммерции Северной Индии. В настоящее время этот древнейший торгово-транспортный центр Северной Индии превратился в важнейший узел шоссейных дорог и других современных видов коммуникаций, связывающих различные районы Индии между собой и страну в целом с внешним миром.
Ситуационные особенности Дели и делийского региона уникальны: его территория расположена между двумя системами великих рек — Инда и Ганга, в котловине между двумя барьерами — высочайшими в мире горами и знойными пустынями Раджастхана. Плодородные долины Инда и Ганга представляли собой постоянный предмет вожделения чужеземцев. Завоеватели обычно вторгались с северо-запада от границы Ирана по суше (до европейцев с моря Индию никто не завоевывал).
В 1911 году король Великобритании Георг V объявил свое решение перенести столицу из Калькутты в Дели и построить новый город — Нью-Дели. Переместить столицу британских владений англичан вынуждал рост национально-освободительного движения в Индии, центром которого стала Калькутта. Новый город был заложен в декабре 1911 года. Помешала первая мировая война. Работы затянулись до 1931 года. В Индии англичане намеревались укрепиться навечно и превратить страну в плацдарм колониальных захватов стран Азии и Африки. В социально-экономический организм страны они насильственно внедряли плоды своей цивилизации. Инородным телом в индийские города вклинивались британские военные и гражданские поселки «кантонменты» и «сивилайнз», христианские церкви, деловые и административные здания в готическом, романском и классическом стилях или в смешении всех стилей и всех эпох.
Кульминацией градостроительной деятельности колонизаторов в Индии явилось строительство Нью-Дели, предпринятое в таком грандиозном масштабе, которого не знала Индия и, пожалуй, вся история градостроительства Великобритании. Мадрас, Калькутта, Бомбей, Карачи — все эти портовые города — детища британской колонизации — выросли на месте мелких деревень и развивались стихийно, без предначертанного плана. В отличие от этих форпостов торгового и промышленного капитала, на Нью-Дели возлагались исключительно репрезентативные функции административно-политического центра верховной власти, которые Нью-Дели мог успешно выполнить лишь при условии, что рядом с ним полнокровной жизнью насыщен старый Дели — крупнейший экономический и культурный го¬род Северной Индии.
Пожалуй, ни один город мира столь крупного размера не связан в такой степени с деятельностью государственного аппарата. В нем работает 300 тысяч правительственных служащих, т. е. более трети занятых в общественном производстве города.
Рядом с густонаселенным пыльным Шахджаханабадом — этим типичным индийским городом с его запутанным лабиринтом узких и кривых улочек, переулков и дворов, на фоне унылого ландшафта окрестностей, где возделанные поля чередуются с пустынями. Покрытыми колючим кустарником и черными камнями, словно обугленными палящими лучами солнца, Нью-Дели встает как зеленое чудо, как город-сад. Он утопает в зелени цветущих садов, аллей и парков, в тени которых прячутся красивые виллы, дворцы и коттеджи. Эти здания возводились для английской аристократии и крупных чиновников, индийских махараджей. Теперь в них поселились представители индийских властей и растущей индийской буржуазии. Нью-Дели как будто только для них и существует, недаром его сравнивают с грандиозным поместьем.
Градостроительный замысел Нью-Дели в целом, планировка города и основные объекты, такие, как дворец вице-короля, городской торговый центр Коннот-плейс, а также крупные резиденции английской и местной знати, принадлежат известному английскому архитектору Эдвину Лаченсу (1869-1944гг.), который возглавил проектирование и строительство но¬вой столицы. К сотрудничеству с Лаченсом был привлечен английский архитектор Герберт Бэйкер (1862-1846 гг.), спроектировавший здания секретариата правительства, парламента, Верховного суда, Музея и особняков для офицеров.
Советником-консультантом по вопросам градостроительства был назначен Г.В. Ланчестер, построивший ряд значительных объектов в колониальной Индии (Мадрасе, Джодхпуре, Гвалиоре, Лакхнау), а также в Рангпуре и Занзибаре. Его подход к градостроительным задачам Нью-Дели принципиально отличался от концепции Э.Лаченса. В центре внимания Ланчестера были не отдельные парадные ансамбли и объекты, а создание целостной структуры города, оправданной в своих социально-экономических и культурных функциях и спо¬собной приспособляться к изменяющимся условиям жизни. В шести пунктах программы Ланчестер выявил актуальные и теперь градостроительные проблемы, предусматривающие дальнейшее развитие Нью-Дели, такие, как связь нового города с уже существующими вокруг него поселениями, главные подходы к нему, а также разработка вопросов районирования, архитектурной трактовки проектируемых зданий и методов конструирования в соответствии с местными традициями. Идеи и предложения Ланчестера не совпадали с требованиями заказчика, и их автор был вынужден покинуть Индию.
Лаченс не имел практики строительства в странах Востока, не обладал и градостроительным опытом. Этот признанный мастер архитектуры особняков и вилл в проекте Нью-Дели стремился воплотить идеал величия Британской империи, и это отвечало главной задаче, поставленной заказчиком — превратить Нью-Дели в англо-индийский Рим, монументальный и величественный.
Э.Лаченс осуществил свой замысел в аспекте пространственного решения, неведомого в Индии. Он был вдохновлен Версалем и идеями города-сада Э.Говарда, широко распространившимися на Западе в то время. Идея величия пронизывает весь градостроительный замысел, начиная с генерального плана и кончая деталями изысканного роскошного интерьера правительственных зданий. Здесь, в трехлучевой системе величественных проспектов, замкнутой точке их пересечения правительственным ансамблем и раскрывающимся веером к реке, заложен тот же, что и в Версале, принцип, утверждающий централизованную власть монарха. В таком случае планировка позволяет развиваться городу беспрепятственно во всех направлениях, не затрагивая изолированный от городского движения центр, сосредоточивший в себе правительственные здания.
Важной вехой в развитии архитектуры независимой Индии является Чандигарх, столица штата Пенджаб (бывшая его столица Лахор осталась на территории Пакистана). Это был первый опыт претворения в жизнь новых градостроительных идей в Индии. Строительству города придавали общенациональное значение. По словам Джавахарлала Неру, Чандигарх должен был символизировать новую Индию. В условиях экономической разрухи, финансовых трудностей, недостатка квалифицированных строителей, отсутствия индустриальной базы и средств механизации, недостатка цемента и стали город, отвечающий требованиям современности, был, в основном, построен за три года (1952-1955).
Для Чандигарха было выбрано живописное место у отрогов Гималайских гор, в плодородной долине с манговыми и банановыми рощами, между двух рек. Естественную красоту пейзажа строители дополнили искусственным озером (послужившим для города резервуаром воды), построив плотину высотой 20 м и длиной 4 км.
Первый предварительный проект был разработан в 1949 г. польским архитектором М. Новицким и американским градостроителем А.Мейером. После смерти М.Новицкогов 1951 г. проектирование и строительство Чандигарха возглавил Ле Корбюзье.
Ле Корбюзье принадлежит общий замысел планировки города, проект озеленения, а также комплекс зданий Капитолия (зданий Ассамблеи — собрания депутатов штата, Секретариата — правительства штата, Верховного суда). При проектировании города широко использовалась система измерений «модулора» Ле Корбюзье.
В соответствии с представлением Ле Корбюзье о городе, как о развивающимся организме, проектировщики строго разграничили его на функциональные зоны. Административная зона с Капитолием и правительственными зданиями вынесена на возвышенное плато к горам, вблизи города. К ней примыкает зона учебных и спортивных сооружений с большим парком и «Долиной досуга». Здесь расположены университет, стадионы, музеи, клубы, библиотеки.
Зона промышленных предприятий отделена от города зеленым поясом. В настоящее время, в отсутствие четких градостроительных законов и нормотворческих ограничений город захлестывает стихия частного предпринимательства. Под наплывом сельских мигрантов увеличивается его население, для которого не было предусмотрено достаточного количества жилья. Растет безработица, Чандигарх обрастает трущобами из самодельных лачуг.
Конечно, если хотим видеть новую столицу Казахстана красивым и гармонично развивающимся городом, стоит приглядеться к опыту развития столиц некоторых европейских городов, грамотно и цивилизованно построивших свою градостроительную политику.
Отраслевая рекламно-информационная газета – 14 июля 2000 г. (стр. 5)
Н.Г. Аужанов — Продолжение следует