Астана – символ надежды. Градостроительный авангард столицы
Астана сегодня устремлена в будущее, составляя неразрывное целое с мечтой Президента Нурсултана Назарбаева о городе XXI века, подлинной евразийской столице на стыке двух континентов. Каким ему быть? Как угадать и правильно начать его формирование? Ведь город — каменная летопись нашего сложного и противоречивого времени, и ошибки здесь непоправимы и будут постоянно на виду…
Для решения градостроительных проблем бурно растущей столицы и оперативного системного (на уровне транспорта, экономики, экологии, озеленения и т.д.) проектирования наиболее болезненных точек роста по инициативе городских властей был создан институт «Астанагенплан». Первый же серьезный экзамен, проведенный Президентом страны в ноябре минувшего года по рассмотрению макетов нового центра, въездной магистрали со стороны аэропорта, градостроительного оформления улицы Бараева, показал, что в лице этого института столица способна решать самые сложные задачи, усилиями отечественных градостроителей, не прибегая, как это часто случается, к помощи зарубежных коллег. На сегодня здесь собрались наиболее сильные специалисты, имеющие за плечами десятки разработок по архитектурной застройке многих городов Казахстана, генерального плана Алматы и Алматинской групповой системы населенных мест, крупных жилых районов и микрорайонов.
Институт призван играть роль первопроходца, ведущего за собой остальных участников большой градостроительной политики, проектирование должно опережать строительство, сооружение инженерных коммуникаций и дорожной сети. Кстати, именно по этим двум последним направлениям в прежние годы было допущено большое отставание при реализации старых генеральных планов города.
Например, сегодняшняя улично-дорожная сеть в центральных районах Астаны не справляется с возросшим уровнем автомобилизации из-за несоблюдения на практике проектных красных линий, пробивки новых магистралей по главным осям развития и т.д. Новые разработки, с успехом продемонстрированные на самом высоком уровне, первостепенное внимание уделяют этим вопросам, предусматривая не только изменение очертаний существующих магистралей, но и появление других, создание крупных градостроительных узлов. В институте возрождается забытая традиция обсуждения актуальных вопросов архитектурного развития столицы путем расширенных градостроительных советов.
Подобные «мозговые атаки» планируется проводить регулярно при широкой информационной поддержке прессы и телевидения, что станет неплохой практической школой обучения и воспитания нашей архитектурной молодежи. Никакие лекции и ученые наставления не заменят тех уроков, которые сегодня способны преподать в стенах института «Астанагенплан». Ощущение причастности к большим градостроительным задачам, бессонные ночи перед выпуском проектов, уверенность в их скорейшей реализации — это ли не сильнейший стимул для молодого коллектива института?
В Астане, помимо «Астанагенплана», уже сложились сильные творческие коллективы в лице проектных фирм «ВЛ», «Астанапроект», «Дорпроект» и других, занимающихся проектированием отдельных уникальных зданий и сооружений. Плодотворно работает старейший институт «Астанагорпроект», ведающий вопросами инженерных сетей, благоустройства и озеленения. Новый институт в силу специфики поставленных проблем (от схемы расселения Астаны и генерального плана до проектирования жилых районов и градостроительных узлов) просто обречен на роль единого координатора всех проектных работ по городу, а в будущем и всей столичной агломерации, от общего к частному.
Перед руководством института стоит задача разработки градостроительной стратегии и тактики на ближайшие 3-4 года. Это, во-первых, программа выполнения важнейших работ по дальнейшему архитектурному уточнению составных элементов нового центра, оформлению главных столичных проспектов и развитию важнейших градузлов.
Ускоренные темпы преобразования города заставляют вспомнить хорошо забытые «двухлетки» и «пятилетки» по строительству жилья и соцкультбыта. Ведь они хорошо себя оправдали даже в отсутствие генеральных планов. А что делать с ветхими жилыми кварталами в центре столицы, крупнопанельными домами московских и ленинградских серий, подошедших к своему физическому и моральному износу? В целях уплотнения городской застройки необходимы реконструкция и функциональная переориентация промышленных и коммунальных территорий в центральных районах. Строительство здесь жилья и общественных сооружений обосновывается близостью источников тепла и энергетики, наличием транспортных и инженерных коммуникаций, есть возможность без больших затрат реконструировать хорошо сохранившиеся промздания под спортивные объекты, а главное — никого не надо расселять и давать квартиры.
Актуальная и политически значимая тема — проектирование и строительство экспериментального жилого района, не только учитывающего местные суровые природно-климатические условия, но и формирующего самобытный архитектурный облик столицы. Если Москву мы узнаем по Красной площади и Кремлю, а также по ожерелью высотных сталинских домов-башен на семи холмах, то, что требуется для Астаны?
Казахстан — Евразийская страна на стыке двух континентов, и ее архитектурное лицо не должно нести печать провинциального украшательства. Если Петербург Петра 1 своими широкими проспектами, ведущими к морю, воплощает идею «окна в Европу», то Астана Президента Н. Назарбаева должна быть открыта всем направлениям и ветрам, как юрта кочевника.
Конечно, молодой институт в одиночку не справится с такой грандиозной задачей, требующей знаний истории, философии, политики. Но она должна быть поставлена и прозвучать именно отсюда, что вызвано широким кругом решаемых здесь проблем. «Астанагенплан» — это одно из первых в стране авангардных подразделений градостроителей, которые в будущем, смею надеяться, появятся в каждом областном центре.
«Казахстанская правда» – 28 апреля 2001 г. (стр. 1-4)
Н. Аужанов