Анализ условий развития г. Акмолы и учет разрабатываемых национальных программ позволяют выделить два основных фактора, которые, по нашему мнению, определят развитие архитектурно-планировочной структуры новой столицы.
Первое. Развитие транспортно-коммуникационного каркаса города и системы расселения. Намеченные мероприятия: подключение к транснациональной скоростной евро-азиатской железнодорожной коммуникационной системе, включение в зону влияния Щучинско-Боровского природно-рекреационного комплекса, соединение двух столиц скоростной автомагистралью, обеспечивающей активизацию освоения центральных территорий Казахстана, строительство нового аэропорта — все это приведет к значительному увеличению роли этого каркаса в формировании структуры города и зоны его влияния.
В современном градостроительстве, в частности, разработке новых генеральных планов городов, происходит вполне логичная смена приоритетов проектной политики — от освоения новых территорий к комплексной реконструкции застроенных территорий и центральных районов городов.
Интересные мысли прозвучали в недавнем интервью в газете «Известия» (28 окт. 1999 г.) президента Российской академии архитектуры и строительных наук А.Кудрявцева по поводу градостроительства и архитектуры будущего.
Идея создания столичного города и освоения центральных частей страны владела умами в Бразилии еще за сто лет до постройки столицы. В 1823 г. основатель Бразилии Хосе Бонофкациа предложил как саму концепцию, так и название новой столицы.
По Конституции 1891г. для столичного города была выделена территория площадью в 14400 квадратных километров на центральном плато, а комиссия Крулса разработала проект освоения района. Но вплоть до 1950 г. никаких серьезных действий в этом направлении не было предпринято. В этот период прежняя столица — Рио-де-Жанейро быстро росла, покрывая холмы трущобами. В 1955 г. предложение о строительстве «внутренней столицы» встало в повестке дня после того, как кандидат в президенты социалист Жуселино Кубичек пообещал построить город в свой первый президентский срок. Он хотел построить бесклассовый город в государстве, где огромное количество бедных было отделено от элиты, правящей страной. Ж. Кубичек надеялся, что новый город станет не только местом размещения правительства и администрации, но и откроет неосвоенные центральные районы страны, позволив эксплуатировать их богатства.
«Градостроительство — это ключ». Это изречение Ле Корбюзье применимо и к нынешней ситуации, когда низкое качество среды наших городов происходит от плохих градостроительных решений.
АРХИТЕКТУРА
И это не случайно. Десятилетия пребывания практического градостроительства на положении Золушки, наверное, один из характерных признаков авторитарных режимов, когда власть предержащим требовались в первую очередь помпезные дворцы и отдельные ансамбли, что ярко видно на примере Алматы, Ташкента, Бишкека, Ашгабате и других столиц бывшего СССР. Отсюда и дождь наград и премий творцам данных сооружений, где градостроителей — единицы. Ведь их основной продукт — это проекты жилых микрорайонов, генеральных планов поселков и городов, схемы районных планировок обширных территорий на уровне области и республики. Увидеть их реализованными в жизни — к сожалению, нередко недостижимая мечта, так как на это требуются десятилетия.