Перед нашим обществом сегодня стоит задача широкого внедрения энергосберегающих техники и технологий, сокращения и экономии потребляемых ресурсов. Это непосредственным образом касается градостроительства, поиска более эффективных подходов, как в целом системы расселения, так и в планировке наших городов, особенно крупных.
Подобный энергосберегающий подход, признанный как аксиома в высокоразвитых странах, с трудом пробивается в отечественном градостроительстве, инерционно двигаясь по пути высокозатратного проектирования и строительства.
Авторы: Аужанов Нурбек Габдулхамитович,
кандидат архитектуры, зам. директора
по науке института «Акмолакоммунпроект»
Рецензент: Чиканаев А.Ш., кандидат архитектуры,
профессор Евразийского Университета
им. Л.Н. Гумилёва
В данном обзоре даётся сжатая информация по проектированию и строительству жилых районов и микрорайонов в неблагоприятных природно-климатических условиях г. Астаны. Затрагиваются вопросы организации транспортной сети, озеленения, общественного обслуживания и благоустройства.
Обзор предназначен для архитекторов-градостроителей, руководителей проектных и строительных организаций и других специалистов, имеющих отношение к проектированию и строительству массового жилья в городах и посёлках Центрального и Северного Казахстана.
Каковы современные тенденции в развитии современных городов?
Компактная структура, что влечет минимизацию расходов на строительство и эксплуатацию инженерных сетей, дорог, жилого фонда и объектов соцкультбыта.
Повышается комфортность проживания, близкие расстояния «работа-дом».
Плотностные характеристики освоения среды, по выражению доктора архитектуры С.Д. Митягина, в границах городов сегодня могут быть отнесены к категории деревенских.
Городской внутренний валовый продукт мог бы быть значительно более рентабельным, если бы в его совокупной цене удалось бы снизить транспортные, энергетические и ресурсные составляющие.
Бережное отношение к земле и реконструкция основных фондов, насыщение городской среды, максимальное использование потенциально возможного строительного пространства должно быть основной целью любого генерального плана. И не только северных городов (Астана, Караганда, Петропавловск, Костанай, Жезказган), но и где мягкая зима.
Фраза «Город не может развиваться без Генерального плана» для простого обывателя ничего не значит. Дома, дороги строят же, улицы без конца раскапывают. Для этого генплан нужен? Что это такое и почему нужно затратить большие деньги на его разработку? И почему нужен 1 год на его выполнение, а не 2 месяца.
Сегодня, даже на уровне некоторых акиматовских работников, слово «Генплан города» не вызывает особых эмоций. Ну, нет его, Генплана, или есть он — жизнь же идет за окном.