По данным ООН, к концу нынешнего тысячелетия горожан будет 3,2 миллиарда человек. Многие ученые считают, что процесс урбанизации неизбежно ведет к созданию огромных агломераций-мегалополисов, слившихся между собой огромных городских образований протяженностью до сотен километров.
Это — далеко не радужный прогноз, и градостроители, думается, должны прилагать все меры к тому, чтобы отрегулировать процесс непрерывного роста городов, особенно городов-миллионеров, к которым относится и Алма-Ата.
В столице Казахстана в 1970 году было 730 тысяч человек, в 1987 — 1100, а к 2010 году население увеличится до 1600 тысяч жителей.
Миграционный процесс населения в сторону городов пока ориентирован на самые крупные из них: три четверти всех мигрантов притягивают города с числом жителей 500 тысяч человек и более. Сейчас в стране 48 таких городов. У нас политика в области развития городов предусматривает ограничение нового промышленного строительства в крупных городах и размещение его в малых и средних, имеющих для этого необходимые предпосылки.
На примере Алма-Аты хотелось бы показать, как градостроители пытаются применять, на практике свои предложения по ограничению роста города и что из этого получается. Заметим попутно, что 1 миллион жителей предполагалось достигнуть к 1990 году, тогда как эту дату мы «отпраздновали» уже в 1982-м.
Несмотря на ряд постановлений партии и правительства, в городе продолжается размещение и строительство новых предприятий, расширение существующих. Как следствие этого, ежегодный прирост населения составляет 20 тысяч человек.
Тревожит тот факт, что территории под эти объекты осваиваются экстенсивно и нерационально. И это несмотря на то, что у нас хорошо известен положительный опыт Ленинграда, где вот уже более двадцати лет сооружение предприятий ведется в составе промышленных узлов. Многолетняя практика подтвердила, что экономия капиталовложений здесь составляет от трех до двенадцати процентов, на десять процентов уменьшается территория застройки, до пятнадцати процентов сокращается протяженность автомобильных и железных дорог, экономятся трудовые ресурсы. Все это достигается за счет единого архитектурно-пространственного замысла, централизованного обеспечения, кооперирования не только вспомогательных, но и основных производств. Есть при таком подходе предпосылки и для создания единой системы социально-бытового обслуживания. В Алма-Ате же очень крупные участки городской земли уходят под автотранспортные предприятия, склады и базы, часть из которых можно было бы безболезненно вынести за пределы города, так как они не работают на его нужды, зато потребляют имеющиеся ресурсы.
Не используются приемы многоэтажного строительства (особенно для складов), освоения подземного пространства. Примеры зарубежной практики показывают, что там промышленные предприятия имеют большую компактность застройки, а выход продукции с одного гектара территории относительно высок. Так, на металлургических заводах производство стали в год осуществляется из расчета один миллион тонн на 36 гектаров (завод «Ниппон Кокан», г. Фукуяма, Япония). В то же время на отечественных заводах этот показатель колеблется от 77 до 183 гектаров. Такое же положение сложилось и в других отраслях народнохозяйственного комплекса.
Главной бедой архитекторов-градостроителей является отсутствие закона, запрещающего нарушать заказчиками положения утвержденных генеральных планов городов, поселков, проектов детальных планировок жилых районов.
Сегодня почти каждое ведомство или организация считает возможным разместить свое дополнительное производство (даже с неблагоприятными последствиями на окружающую среду) в городской черте. Такие нарушения зонирования территорий, когда в предполагаемую зеленую зону втискивается, например, объект коммунального назначения, привело к тому, что Алма-Ата вместо облика города-сада постепенно превращается в обыкновенный промышленный центр с вытекающим отсюда целым комплексом неблагоприятных факторов. Конечно, нельзя отказаться от крупной промышленности в миллионном городе, однако все должно быть в разумных пределах.
В столичном городе, думается, в перспективе должны все большую роль играть так называемые «четвертичные», наиболее высокоинформационные и исключительно динамичные в своем развитии отрасли экономики*. Это в первую очередь — наука, управление и координация развитием народного хозяйства, подготовка и обучение кадров, культура. Но сегодня под термином «промышленный город» применительно к Алма-Ате подразумевается насыщение ее промышленных зон огромным числом объектов, являющихся лишними в буквальном смысле. Облик некоторых районов нашего города, соприкасающихся с промышленными, транспортными, складскими объектами производит впечатление обыкновенного захолустного районного центра. Извилистые дороги, неорганизованные подъезды к предприятиям, их разбросанность, неприглядный эстетический вид, дальнейшее уплотнение промышленных зон — все это требует комплексного решения, которое затрагивало бы функциональную организацию территории, кооперирование смежных производств, целесообразность их развития и размещения, создание единых инженерных, транспортных и социальных служб, проведение природоохранных мероприятий. Это тем более необходимо, так как постепенное вытеснение производств, непрофильных для столичного города, как показывает опыт, чрезвычайно болезненный и трудный процесс.
Предприятия всеми путями стараются закрепиться в городе, поспешно проводят реконструкцию, строят новые цехи, вкладывают дополнительные капиталовложения… А проектировщики, к сожалению, не располагают достаточными мерами, чтобы как-то воздействовать на процесс полустихийного развития промышленных зон Алма-Аты. Ведомственные интересы пока преобладают над подлинной заботой о судьбе миллионного города, его экологии.
В то же время в стране есть опыт решения такой проблемы. В Ленинграде, например, упорядочение промзон осуществляется двумя путями. Первый — перебазирование промышленного предприятия за пределы города или системы расселения — пока не получил должного развития, зато второй — создание научно-производственных объединений — приобрел широкий размах.
Эти объединения расширяют свои мощности, главным образом, за счет нового строительства промышленных объектов за пределами ленинградской системы расселения, реже — в ее пределах и, в виде исключения, в пределах городской черты. Производственные же головных объединений имеют экспериментальные и опытно-конструкторские подразделения с привлечением науки. Ориентируясь на выпуск уникальных малосерийных видов продукции, они превращаются в четвертичные отрасли народного хозяйства.
Эти и многие Другие предложения были вынесены в основных положениях нового генерального плана Ленинграда и Ленинградской области, новаторского по своей сущности, когда впервые в градостроительной практике вопросы развития крупнейшего города рассматриваются во взаимосвязи.
Действительно, города, особенно крупные, давно «переступили» свои границы. Они размещают на смежных землях заготовительные и вспомогательные производства, водозаборные, очистительные сооружения, теплоцентрали, всевозможные склады, товарные станции, садово-огородные товарищества, базы отдыха. В то же время и деревня реализует часть своих жизненных потребностей в городах: сельчане ездят сюда учиться, посещают театры и кино, пользуются услугами предприятий торговли и быта.
В Алма-Ату ежедневно на работу приезжают около тридцати тысяч человек в основном в обслуживающие отрасли, на объекты строительной индустрии, в транспортные организации… Это также служит доказательством развития производственной инфраструктуры в пригородной зоне.
В технико-экономических обоснованиях генерального плана столицы предусмотрены для этого потенциальные населенные пункты при железнодорожных станциях Аксенгир, Кайрат, район ТЭЦ-2, поселки Энергетический, Николаевка, Заречный, город Капчагай.
Вся предгорная зона с городами Талгар, Каскелен, Иссык исключается из этого списка, как неблагоприятная с точки зрения слабой проветриваемости территорий, ценных «сельскохозяйственных земель, плотной сети населенных мест. К этому надо добавить, что здесь, к счастью, отсутствуют железнодорожные связи, важнейший притягательный фактор для создания промышленных зон.
Учитывая благоприятнейшие природно-климатические условия, наличие бальнеологических ресурсов, предгорная зона Заилийского Алатау требует новых капиталовложений в сферу здравоохранения, курортно-гостиничного хозяйства, строительства горноспортивных центров, пионерских лагерей и летних детских садов-яслей, профилакториев промышленных предприятий и баз отдыха.
В оздоровлении окружающей среды нашего города, приведении в порядок территорий промышленных зон, соблюдении основных положений генерального плана большая роль принадлежит местным Советам. Нынешнее законодательство дает им право быть в городе хозяином, и правами этими нужно пользоваться.
В том же Ленинграде, например, особое внимание обращается на разумное сочетание интересов территории и отраслей. Там, прежде чем предприятие наметит построить новый цех, исполком изучает, каковы у него показатели коэффициента сменности рабочих, оборудования, каков удельный вес ручного труда. Если они недостаточно высоки, то разрешения на строительство не дается. Детально изучается положение на предприятиях отраслей сферы обслуживания. С помощью обкома профсоюза были собраны сведения по предприятиям 44 министерств об уровне социальной обеспеченности трудовых коллективов. Если у предприятия нет ни поликлиники, ни профилактория, ни пионерского лагеря, то разрешения на строительство или размещение нового объекта горсовет не дает. Таким образом, плановая комиссия Ленсовета из 56 запланированных объектов свыше половины вычеркнула из адресной программы пятилетки. И эту позицию поддержал обком партии.
В Белоруссии впервые разработана генеральная схема комплексной территориальной организации до 2010 года, в составе которой для каждой из местных систем разработан так называемый «Паспорт местной системы», где четко определено, что надо создать в первую очередь, что — во вторую. Паспорт дает местному Совету четкий ответ на вопрос, как развивать свою территорию, что здесь должна сделать отрасль, что — он, местный Совет, что — республика. Что можно взять у города, а что дать ему.
Схема ориентирует на ограничение роста населения Минска и других крупных городов с одновременным увеличением жителей малых и средних.
В АЛМА-АТЕ безудержный количественный рост производственной инфраструктуры приводит к катастрофическому загрязнению окружающей среды. Это обуславливается слабым ветровым режимом над городом (полным его отсутствием в зимнее время), расположением в естественной природной котловине у подножия гор. Различные же предложения по оздоровлению природной среды, как, например, перевод транспорта на газовое топливо, уменьшение числа дизельных автобусов, прокладка новых троллейбусных и трамвайных линий, перевод котельных и ТЭЦ на газ, являются паллиативными мерами, которые не решат полностью проблему очистки атмосферного воздуха.
Первопричиной всех наших бед является неконтролируемое в достаточной степени размещение предприятий, хозяйственных организаций, складов, баз, других объектов. Отсюда — механический прирост численности населения города, а, следовательно, и возрастание объемов пассажирских и грузовых автоперевозок. При сложившейся транспортно-дорожной сети это создает пробки на перекрестках: ощущается нехватка подземных переходов, путепроводов, развязок в двух уровнях, новых магистралей, разгружающих центральные районы города, обводных дорог.
Пропускная способность проспектов Абая, Сейфуллина, 50 лет Октября, Саина, Красногвардейского тракта и некоторых других магистралей давно исчерпана, о чем свидетельствуют заторы на них в «часы пик».
По ориентировочным подсчетам, через центральную часть столицы ежесуточно проходит около 70 тысяч автомашин транзитно по отношению к центру, из них 12—15 тысяч — вообще относительно города.
По генеральному плану, разработанному в 1977 году, к 1990 году намечалось построить 31 путепровод и развязки в разных уровнях, причем 13 из них — первоочередные. За минувшее время построено лишь 6, а два путепровода находятся в стадии строительства. Намечалось сооружение и пробивка магистральных улиц общей длиной 31 километр, фактически построено 10,8.
Положение ухудшается также в связи с неправильным распределением финансовых, материальных и людских ресурсов, когда капиталовложения вкладываются в проектирование и строительство промышленных объектов и сооружений, складов, баз, автопредприятий не соответствующих производственной инфраструктуре столичного города. Отсутствие кооперации, распыление государственных средств по сотням мелких автотранспортных организаций приводит к отставанию такой фундаментальной для любого города инфраструктуры, как транспортная. Конечно же, перечисленные транспортные и иные «неразрешенные» проблемы — следствие недостаточно регулируемого развития народнохозяйственного комплекса Алма-Аты.
Какие же необходимо принять дополнительные меры для того, чтобы оздоровить экологическую обстановку в столице?
При проектировании строительства и реконструкции улиц и проспектов необходимо стремиться к их расширению, раскрытию перспектив на горные цепи Заилийского Алатау, дать возможность горному бризу беспрепятственно проникать в жилую зону. Не надо перекрывать их крупными общественными или жилыми сооружениями. Не застраивать поймы горных рек — Большой и Малой Алматинки, Весновки и других, осуществлять постепенный снос одноэтажных домов на их берегах и создавать там зеленые оазисы — клинья, простирающиеся с юга на север.
Прекратить порочную практику уплотнения жилых кварталов, что особенно характерно для центральных районов нашего города. Именно здесь наблюдается появление так называемого «острова тепла» — крупного скопления выхлопных газов.
Кстати, говоря, мнение о том, что Алма-Ата — город-сад, не соответствует действительности. По количеству зелени общественного пользования (парки, скверы) мы значительно отстаем от нормативов. А санитарно-защитная зона (АСЗЗ), охраняющая жилые районы от вредного воздействия промышленных предприятий, в Алма-Ате сплошь и рядом не соблюдается.
Сейчас полным ходом осуществляется очень важная и нужная программа «Жилье-91», но иногда в угоду ее скорейшего выполнения допускается массовое строительство в непосредственной близости от промышленных предприятий; под шумовой полосой аэродрома. Вопреки генеральному плану застройки города.
Особые градостроительные мероприятия необходимо срочно провести в так называемой срединной зоне: от проспекта 50-летия Октября — на юге и до станции Алма-Ата 1 — на севере. Для этой зоны характерно полное безветрие, так как горные бризы сюда не доходят, теряются в плотно застроенной южной части города, не проникают и долинные ветры.
Загрязнение воздушного бассейна Алма-Аты во много раз превышает допустимые санитарные нормы. 70 процентов отравляющих веществ в воздух поставляет автотранспорт. Думается, не было особой необходимости вырубать фруктовые сады южнее ВДНХ и устраивать там автостоянки для личного автотранспорта. К чему ежегодно сжигать, например, и вывозить опавшую листву вместо того, чтобы вносить ее как перегной в почву?
Необходимо сказать, что в Алма-Ате в отличие от некоторых столиц других республик, нет научного центра, занимающегося проблемами градостроительства и архитектуры. Проектировщикам Алма-Аты, как воздух, необходима научно обоснованная теория застройки жилых и промышленных зон с учетом экологической обстановки в городе. Будет наука, будут разработаны и критерии определения качественно иной городской среды, так нужной сейчас нам всем, жителям Алма-Аты.
Тенденция снижения темпов развития ядер агломераций по сравнению с пригородной зоной наблюдается в Московской, Ленинградской. Новосибирской, Свердловской, Минской агломерациях, что нельзя сказать про Алма-Атинскую.
Постановление Совета Министров СССР о комплексной реконструкции и застройке в период до 2000 года исторически сложившегося центра города Москвы со всеми вытекающими из него задачами наталкивает на мысль, что и для Алма-Аты, необходим подобный документ на уровне Совета Министров республики. Он послужил бы отправной точкой регулирования столичного народнохозяйственного комплекса, упорядочения жилых и промышленных территорий, выноса вредных в санитарно-гигиеническом отношении и непрофильных для города объектов в населенные пункты Алма-Атинской групповой системы населенных мест (АГСНМ).
Создавшееся положение, в котором оказалась столица Казахстана, в особенности его экологическая ситуация, требует незамедлительных практических действий.
*«Первичные» отрасли — сельское хозяйство и добывающая промышленность.
«Вторичные» — обрабатывающая промышленность и строительство.
«Третичные» — транспорт, связь, торговля, общепит, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание, здравоохранение.
Н. Аужанов – журнал «НХК»
№1, январь 1989 (стр. 66-69)