«Градостроительство — это ключ». Это изречение Ле Корбюзье применимо и к нынешней ситуации, когда низкое качество среды наших городов происходит от плохих градостроительных решений.
АРХИТЕКТУРА
И это не случайно. Десятилетия пребывания практического градостроительства на положении Золушки, наверное, один из характерных признаков авторитарных режимов, когда власть предержащим требовались в первую очередь помпезные дворцы и отдельные ансамбли, что ярко видно на примере Алматы, Ташкента, Бишкека, Ашгабате и других столиц бывшего СССР. Отсюда и дождь наград и премий творцам данных сооружений, где градостроителей — единицы. Ведь их основной продукт — это проекты жилых микрорайонов, генеральных планов поселков и городов, схемы районных планировок обширных территорий на уровне области и республики. Увидеть их реализованными в жизни — к сожалению, нередко недостижимая мечта, так как на это требуются десятилетия.
Искусственное же форсирование претворения в жизнь подобных проектов сродни строительству коммунизма, решения продовольственных программ и других причуд недавних наших правителей.
Это нашло подтверждение на примере проектирования и возведения новой столицы Бразилии (подробно можно прочитать в №42 «НП» за декабрь 1997 г.). Негативные плоды функционального зонирования территорий и пространственного развития города в результате сверхскоростных темпов строительства, стали необратимыми. В этом и заключается одно из характерных отличий градостроительства (урбанизма) от штучного, так называемого «объемного» проектирования зданий и сооружений, когда ошибки в первом случае несоизмеримы ни с чем и нередко приводят к гамлетовскому вопросу: быть или не быть? Последствия порочной архитектурной политики, когда на первое место ставилось производство в ущерб интересам и здоровью человека, привело к трагической судьбе десятков больших и малых городов Казахстана, как Темиртау, Лениногорск, Зыряновск, Усть-Каменогорск, где действительно встает дилемма: или оставить производство и расселить людей в другое, благоприятное для проживания место, или убирать из города вредное производство, что также оборачивается многомиллионными затратами.
Профессиональное бескультурье, наблюдавшееся как в прошлом, так и сейчас, не могло пройти бесследно. Теперь мы ищем утешение в фатальной формуле «неблагоприятные условия больших городов», хотя мировая практика на примере Вашингтона, Канберры, Вены, Лондона с их внутренними большими озелененными пространствами, продуманной планировкой жилых районов, ее опровергает.
В том же Нью-Йорке, в «каменных джунглях», насчитывается 1338 парков и скверов, а площадь Central park составляет 336 гектаров (для сравнения — площадь Центрального парка Алматы равна 70 гектарам). В небольшом, плотно застроенном островном государстве Сингапур, местные власти организовали зоопарк на площади 88 гектаров. И таких примеров достаточно именно там, где уважают и понимают высокую роль градостроителя в обществе, благоприятном влиянии сомасштабных человеку пространств в застройке городов.
Обращаясь к опыту проектирования и застройки городов Казахстана, можно отметить некоторые крупномасштабные критические проблемы, затрудняющие нормальное развитие и функционирование городской среды:
— полное или почти полное использование селитебных территорий в городской черте для традиционного жилищного строительства кварталами или крупными микрорайонами на свободных территориях;
— физический и, в большей мере, моральный износ жилых домов первых массовых серий, построенных в 50-60-е годы и требующих реконструкции в ближайшие 5-10 лет во избежание полного его выбытия;
— наличие большого массива ветхого малоэтажного жилого фонда, нередко в центральных частях города, с недостаточно развитой инженерной инфраструктурой;
— крайняя ограниченность пропускной способности городских автомобильных дорог, недостаточное количество путепроводов, тоннельных проездов, пешеходных переходов, объездных Дорог для транзитного грузового транспорта;
— экологически неблагополучное состояние воздушной среды, подземных вод и грунтовых массивов;
— постоянно нарастающий дефицит питьевой воды.
Все эти и другие проблемы особенно остро стоят перед Акмолой в связи со сверхускоренными темпами перевода столицы из Алматы.
В рамках решения проблемы регулирования, урбанизации и улучшения жилой среды в июле 1996 г. в Стамбуле (Турция) прошла вторая конференция ООН по населенным пунктам (Хабитат II). Первая подобная конференция (Хабитат I) проходила в Ванкувере (Канада) в 1976 году.
Одной из важнейших целей проведения данного мероприятия явилось превращение крупных и малых городов и поселков во всех странах мира в благоприятные для здоровья человека, безопасные и устойчиво развивающиеся места проживания.
Новейшие тенденции в разработке генеральных планов городов заключаются в переориентации политики бесконечного расширения территорий к поиску и максимальному использованию пространств внутри городской черты, в том числе реконструкции ветхого жилого фонда.
Устаревшие нормативы планировочной организации застраиваемых территорий породили порочную формулу расширенного по объемам, ускоренного по времени, функционально упрощенного и технически примитивного строительства.
Ресурсорасточительный характер планировки новых городов и районов активного жилищного и промышленно-коммунального строительства усугублялся практикой застройки населенных мест. Как правило, для промышленных предприятий, складских объектов и инженерных сооружений земельные участки отводились с большим запасом и без должного внимания к требованиям их интенсивного использования. В результате промышленно-складские зоны Акмолы занимают до 60 процентов от всей территории города.
Вместе с тем смысл города, как элемента территориальной организации народно-хозяйственного комплекса, заключается в ускорении информационного, финансового и товарного обмена, обеспечении необходимого уровня эффективности экономики, воспроизводства трудовых ресурсов, развития науки и техники.
Рыночная фаза развития города требует в высшей степени эффективного использования пространственных ресурсов, сокращения перепробегов транспорта и излишней протяженности инженерных коммуникаций, что положительно сказывается на цене валового внутреннего продукта. То есть, чем компактнее город, тем более возрастает его ресурсоемкость, фондоотдача и в целом — доход, получаемый от объема произведенной в пределах городской черты товарной продукции и оказанных услуг, а также от скорости оборота финансовых средств.
Очевидно, что наиболее конкурентоспособной окажется та продукция, в цене которой минимизированы как инфраструктурные затраты в целом (включая управление, инженерное обеспечение и транспорт), так и собственно производственные расходы. Поэтому совершенствование системы управления и функционально-планировочной структуры Акмолы — сравнительно простой способ повысить общую эффективность и инвестиционную привлекательность специальной экономической зоны.
Нурбек АУЖАНОВ – Новое поколение №10 (240) март 1998 г.