Н.Г. Аужанов, канд. арх, руководитель ТОО «Градкомплекс»
А.Р. Кобдабаев, арх.
Содержание
Введение
Схемы и рисунки.
Литература
Введение
Территория страны является главным жизненным ресурсом государства и его населения. Устойчивое развитие территорий и населенных пунктов должно определиться в основных положениях генеральной схемы организации территории Республики Казахстан.
Для достижения государственных стратегических целей градостроительными средствами и обеспечения устойчивого развития населенных пунктов и межселенных территорий в Республике Казахстан необходимо решение проблем, присущих и другим странам — участницам СНГ, которые характеризуются как:
Особое место занимают вопросы экологического и социально-экономического плана, связанные с нарушением природно-экологического баланса и экологическими катастрофами (повышением уровня Каспийского моря, опустыниванием зоны Аральского моря, последствиями запусков космических аппаратов и испытаний на Семипалатинском и других военных полигонах).
К числу приоритетных направлений формирования среды обитания населения Республики Казахстан, а также качественного повышения его жизненного уровня градостроительными средствами следует отнести:
1) создание условий для экологического равновесия на осваиваемых территориях и в населенных пунктах, включая природоохранные и социально-экологические мероприятия;
2) рациональное использование природных ресурсов при градостроительном освоении и застройке территорий;
3) рациональное потребление воды и энергии;
4) развитие и экологизация инфраструктур;
5)законодательное, нормативно-техническое и информационное обеспечение устойчивого развития межселенных территорий и населенных мест при реализации прав граждан на полноценную и безопасную среду обитания.
До 1970 года отдельными регионами республики ( Павлодарская, Карагандинская, Джезказганская области) занимались центральные институты Москвы, Ленинграда, Киева.
Первый опыт работы подобного рода следует отнести к периоду 1960-1964 г.г. когда институтом «Казгорстройпроект» была разработана районная планировка «Алма-Атинского экономического административного района », который охватывал границы Алма-Атинской , Талды-Курганской и Джамбулской областей. Выполненная работа была одобрена заинтересованными министерствами и ведомствами, но из-за административных экономических и территориальных преобразований рассматриваемого региона ,не все ее проектные предложения были реализованы.
До 1970 года почти на все административные районы Казахской ССР были выполнены проекты сельскохозяйственной районной планировки. Методические несовершенства этих работ привели к тому ,что впоследствии от их выполнения отказались ,так как большая часть проектных предложений осталось нереализовано, потому , что они базировались на неправильных предпосылках и ориентировались на не реальные объемы сельскохозяйственного производства и капитальных вложений. Однако предложения по расселению сельского населения заложенные в этих проектах в большей части реализуются.
Мощное развитие экономического потенциала республики , строительство новых городов и поселков способствовало необходимости разработки комплексных проектов районной планировки.
С этой целью в 1960-1970 годах при институте «Казгорстройпроект» были созданы специализированные архитектурно-планировочные мастерские по разработке «Схем» и «Проектов» районной планировки на территории республики.
Мастерские были укомплектованы квалифицированными кадрами градостроителей, которые на вооружение получили новые «Рекомендации по совершенствованию методики районных планировок», разработанные ЦНИИП градостроительства в 1969 году с 1 января 1973 года была введена в действие новая инструкция по составлению схем и проектов районной планировки СН-446-72, утвержденная государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства , в 1974 году ЦНИИП градостроительства выпустил проект новых рекомендаций по составлению схем и проектов районной планировки. Кроме того в этот же период было разработано и рекомендовано ряд методических указаний институтами Киева и Москвы по проектированию системы межселенного культурно-бытового обслуживания, указания по планировке и застройке курортов ,зон отдыха и туризма и др., которые также использовались проектировщиками при разработке схем и проектов.
Для обмена опытом проектирования специалистам проектного института разрешались командировки в специализированные институты Москвы, Киева, Ленинграда. На все специализированные семинары, совещания и высшие инженерные курсы по районной планировке Госстрой Казахской ССР содействовал направлению специалистов — проектировщиков.
Благодаря этим мерам, принимаемым республиканскими организациями, за относительно – короткий срок удалось подготовить специалистов в области районной планировки , которые разработали большую часть схем и проектов для нашей республике.
Одной из известных работ по проблемам урбанизации населения Казахстана является работа института «КиевНИИП градостроительства» «Прогноз развития городов Казахской ССР», выполненной в 1976 году. Отмечается, что по уровню развития производительных сил Казахстан занимает в составе СССР одно из первых мест, благодаря выгодному эконом-географическому положению, наличию богатейших природных и земельных ресурсов.
Более 80% основных городских фондов создано за послевоенный период, т.е. с 1946 года.
Данная работа представляет собой долгосрочную научно-обоснованную концепцию развития сети населенных мест.
К 1979 году на все области Казахстана имелись разработанные схемы районной планировки , из них на 12 областей схемы разработаны «Казгорстройпроектом» и «Казгипгроградом» и лишь на 7 областей (Карагандинскую, Джезказганскую, Павлодарскую, Джамбулскую, Актюбинскую, Семипалатинскую и Кустанайскую ) схемы были разработаны институтом Москвы , Киева и Ленинграда. Из 19 схем районной планировки областей Казахстана по состоянию на 1 июля 1979 года утверждены 13 Советом Министров Казахской ССР ,из них 7 разработаны республиканскими институтами.
На 141 административный район республики имелись утвержденные проекты районной планировки ,54 административных района находились в стадии разработок и согласований.
В 1981 году Госстрой Казахской ССР планировалось покрыть всю территорию республики разработанными и утвержденными схемами и проектами районной планировки.
Одной из серьезных работ выполненной в ГПИ «Казгипроград» в 1978 году (ГИП – Тукенов Э.А.) является научный отчет по теме: «Региональная схема расселения на территории Казахской ССР», где выделены были крупные зоны расселения как: Южная, Юго-Восточная, Северная, Центральная (с выделением Западной подзоны).
Даются экономические и градостроительные характеристики для каждой из этих зон.
Для Южной зоны в перспективе будет преобладать сельскохозяйственно-рекреационно-промышленное направление с устранением существующей моноцентричности систем расселения с существенным развитием вторых центров групповых систем.
Северная зона расселения – один из индустриально развитых районов. Располагает значительными резервами территорий, пригодных для градостроительного освоения за счет менее ценных земель для сельского хозяйства. Основная градостроительная политика – концентрация промышленности и населения в городах-центрах.
Северная, Южная и Юго-Восточная зоны расселения, несмотря на различия в климате, хозяйственного освоения территорий, в то же время обладают общими наиболее благоприятными предпосылками, позволяющие объединить их по условиям обитания человека в единую «подкову» наиболее интенсивного перспективного заселения в общей системе расселения.
Центральная зона расселения охватывает обширную территорию, богатую месторождениями цветных, редких и черных металлов от Караганды до северного прибалхашья.
Неблагоприятные природно-экологические условия территории Центрального Казахстана предопределены «оазисным» типом расселения в немногочисленных базовых поселениях.
Для Западной подзоны (район Жезказгана) принятый тип расселения – вахтовый.
Одним из недостатков рассматриваемой общей системы расселения является эксцентричное размещение регионального центра – г.Алма-Аты. Это вызывает необходимость выделения регионального подцентра г.Караганда с перспективной численностью населения 750.000 человек (Алма-Ата – 1.300.000 чел.).
В период развития суверенного Казахстана проблема разработки генеральной схемы развития территории страны возникала не один раз. Ещё в 2000 году Комитетом по делам строительства Министерства энергетики, индустрии и торговли РК был разработан проект концепции государственной градостроительной политики Республики Казахстан на период до 2015 года. Она была разработана на основании анализа современного состояния в организации территории, систем расселения и размещения производительных сил страны, материалов научно-исследовательской работы группы ученых Казахской государственной архитектурно-строительной Академии и других специалистов, выполненной в 1996-1998 годах.
Одной из главных задач в концепции была названа разработка генеральной схемы организации территории РК с системой расселения и размещения производительных сил с последующей разработкой региональных комплексных схем градостроительного планирования территории.
В июле 1999 года группой известных градостроителей под руководством президента Союза градостроителей Казахстана Н.К.Койшыбековым было выработано обоснование заявки на предоставление общего гранта помощи правительством Японии по проекту «Генеральная схема организации и развития территории Республики Казахстан».
Однако, по объективным и субъективным факторам данная заявка не была поддержана на должном уровне.
Кроме вышеназванных работ известны научные исследования и диссертации ученых Казахстана и бывшего СССР по проблемам расселения как по территории страны, так и отдельных регионов. Это исследования Т.К.Басенова, М.М. Мендикулова, О.И. Зельберг (Киев), В.А. Карамышева, Е.М. Конобрицкой, А.В. Манна, Э.Г. Меликова, В.И.Смирнова (Ленинград), Н.М. Смоляра (Москва), Л.М. Тажиевой, А.Ш.Чиканаева, Б.К.Каракбаева, Н.Г.Аужанова, Ж.Ш.Кекилова и других.
Разбирая стратегию территориального развития республики до 2015 года, утвержденного указом Президента РК 28 августа 2006г. №167, правительство практически заявило, что страна не собирается подтягивать каждый свой «уголок» до какого-то минимально приемлемого социального-экономического уровня развития за счет динамично развивающихся регионов. И, во-вторых, определило параметры, по которым тем или иным городам и весям будет отдаваться приоритет в развитии. Учитывая последнее обстоятельство, можно предположить, какие именно населенные пункты подразумевались, скажем, под «2-3 крупными городами общенационального значения», которым в будущем «светит» статус центров регионального значения (под «региональным» статусом в данном случае подразумевается Центральная Азия, а не только Казахстан). Несмотря на отсутствие географической привязки в самой стратегии, совершенно очевидно, что речь идет, скорее всего, об Астане, Алма-Ате и Атырау (Астана – административный ,географический и логистический центр, Алматы – финансовый и Атырау – экономический(?!) центр страны).
К такому выводу можно прийти, если рассмотреть основной принцип стратегии, согласно которому на смену концепции равномерного развития придет концепция «поляризованного развития», где «полюсами роста» должны стать наиболее динамично развивающиеся города или регионы, интегрированные в региональные и глобальные рынки и выступающие в роли «локомотивов» для всех остальных регионов страны. Укреплению последнего города Атырау в роли экономического центра должно способствовать развитие одного из приоритетных и в перспективе одного из самых высокорентабельных кластеров – нефтехимического.
Кроме того, утвержденный правительством документ предусматривает «осевой подход формирования территориального пространства страны», при этом каркасом для формирования этих»осей» станут существующие и намечаемые к формированию транспортно-коммуникационные коридоры, обеспечивающие выход на внешние рынки и интеграцию страны в региональную и мировую экономику. Для чего потребуются «важнейшие узлы» – динамично развивающиеся крупные города-лидеры и опорные города, являющиеся экономическими центрами территориальных хозяйственных систем («зоны опережающего роста»), интегрированные в региональные и глобальные рынки. Фактически речь идет о расположенных на этих транспортно-коммуникационных осях нынешних областных и районных центрах, автоматически вовлеченных, таким образом, в орбиту действия стратегии.
Разработчики стратегии предполагают, что Казахстан может успешно позиционировать себя на мировом рынке как крупного производителя и поставщика минерального сырья, продуктов переработки и зерновой продукции, а также как крупного поставщика промышленной и сельскохозяйственной продукции. Что, в итоге позволит стране стать центром региональной дистрибуции с созданием крупных торгово-логистических узлов, ориентированных на региональный рынок, а также транзитно-логистическим центром, предоставляющим выгодные условия для транзита грузов и пассажиров между Европой и Азией.
Можно предположить, что расселение при условии действительно мощного экономического развития того или иного населенного пункта в республике будет происходить отнюдь не в приказном порядке – люди сами будут стремиться перебраться из депрессивных регионов в областные или районные центры, где есть работа. Собственно, за примером такой добровольной внутренней миграции далеко ходить не нужно – Астана с конца 90-х годов прошлого столетия по настоящее время стала центром подобных процессов, за счет чего ее население прирастает гораздо более интенсивными темпами, чем заложено в различных прогнозах. Стратегия же предполагает частичное перенаправление миграционных потоков из трех наиболее благополучных в экономическом смысле городов республики – Астаны, Алма-Аты и Атырау – в те самые «осевые узлы», каковыми, согласно правительственному документу, могут и должны стать как областные и районные центры, так и обычные села, не имеющие статуса административных центров, но имеющие экономический и кадровый потенциал для организации или расширения производства.
Проектом стратегии также предусматриваются обустройство приграничных территорий как важнейших зон международного экономического сотрудничества, приоритетное развитие экономически перспективных сельских территорий и решение проблем неблагополучных территорий. В рамках совершенствования механизмов регулирования инфраструктуры предусматривается координация инфраструктурных проектов национальных компаний госхолдингом «Самрук», а также внедрение механизмов государственно-частного партнерства при строительстве и дальнейшей эксплуатации объектов инфраструктуры.
Реализация территориальной стратегии, безусловно, потребует совершенствования системы предоставления целевых инвестиционных трансфертов регионам с выработкой четких принципов и механизмов их выделения. А для этого, по мнению правительства, придется усовершенствовать систему межбюджетных отношений, прежде всего в части обеспечения равной доступности населению всех регионов услуг государственного сектора, гарантированных Конституцией и другими законодательными актами. В связи с чем, по словам К.Келимбетова, стратегия предусматривает в 2008 году переход на новую методику определения размеров официальных трансфертов общего характера, основанную на планировании затрат на численность потребителей бюджетных услуг.
В разработанной также концепции перехода Республика Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 года (указ Президента РК от 14 ноября 2006г.№216) среди основных приоритетов к устойчивому развитию указываются:
— развитие устойчивой транспортной системы;
— энергоэффективность и энергосбережение;
— региональные проблемы устойчивого развития;
— повышение уровня социальной безопасности населения;
— борьба с бедностью и др.
В качестве ближайших целей указываются создание в стране ряда элитных вузов и студенческих городков, расширение площади особо охраняемых территорий не менее чем до 10% территории страны, вывод вредных производств за пределы селитебных зон.
Наибольший интерес и близкий нам по целому ряду признаков представляет для нас как опыт России, так и бывшего СССР, сходной по природно-климатическим условиям и размерам своей территории.
В первые годы становления СССР проблемами градостроительства занимались крупные врачи-гигиенисты И.Г.Гельман и А.В.Мольков. Этим вопросам посвящает теоретические статьи и отдает богатый практический опыт В.Н.Семенов – архитектор, смотревший далеко вперед, чья плодотворная деятельность в области планировки городов еще ждет своего исследователя. В практическом решении многих сложных вопросов градостроительства видная роль принадлежит А.П.Иваницкому и А.В.Самойлову.
Пожалуй, трудно назвать город, в котором так или иначе не создавались бы проекты перепланировки, реконструкции, расширения… Характерно, что планировщики, нередко разделенные сотнями километров или ведомственными барьерами, закладывают в свои проекты одни и те же идеи и прежде всего рассматривают город как единый социальный организм, в котором людям должно быть удобно и радостно жить.
Градостроительные проекты тех лет отличались, как правило, трезвостью и реалистичностью. Нередко все же они носили компилятивный характер. В многочисленных проектах городов и поселков достаточно часто можно видеть отзвуки и прямые аналогии со схемой Э.Говарда. Тем не менее, прослеживается упорный и настойчивый поиск новой формы расселения, наиболее полно отвечающей духу социальных преобразований октябрьской революции 1917г.
Хорошо известны работы архитектурной мастерской при Московском Совете по составлению генерального плана Москвы. Они были начаты в 1918г. Какой будет Москва завтрашнего дня – это вопрос волновал зодчих в самые тяжелых дни интервенции и гражданской войны. Этот вопрос интересовал и главу молодого государства В.И.Ленина. И.В.Жолтовский вспоминал, с каким вниманием он расспрашивал об идее проекта перепланировки Москвы, как говорил о важности создания больших зеленых массивов. Встреча, о которой вспоминал И.В.Жолтовский, происходила осенью 1918г., а уже 20 декабря того же года первые эскизы проекта перепланировки и расширения Москвы рассматривались на заседании коллегии Отдела градостроительства Управления городского и сельского строительства ВСНХ (Угорсельстрой) совместно с представителями Московской архитектурной мастерской. В общих чертах разработка этих эскизов была закончена к 1920г. Руководили работами первоначально И.В.Жолтовский и А.В.Щусев, а впоследствии – А.В. Щусев. В этой же мастерской в 1919г. создается проект разгрузки Москвы при помощи городов-спутников. Однако еще раньше аналогично по форме, но иной по содержанию проект был выполнен архитектором Б.В. Сакулиным.
Большая эрудиция, разностороннее образование (Сакулин закончил Московский межевой институт и архитектурное отделение Петербургской академии художеств) и значительный опыт позволил Сакулину комплексно подойти к вопросам реконструкции крупного города. В 1918 г. Сакулин являлся членом коллегии Отдела градостроительства Угорсельстроя ВСНХ. Несомненно, что он был в курсе работ Московской архитектурной мастерской.
За несколько недель до того, эскизный проект перепланировки Москвы, разработанный в мастерской, впервые докладывался на заседании коллегии Угорсельстроя. Сакулин выступил в той архитектурной мастерской и на заседании строительного отдела Московского Совета рабочих депутатов с докладом на тему «Перепланировка г. Москвы как города будущего».
Графический материал, имеющийся в нашем распоряжении, а также основные теоретические высказывания Сакулина, как правило, относятся к 1922 г. Но небольшая газетная заметка, рассказавшая о заседании строительного отдела и довольно подробно осветившая ключевые положения доклада дает возможность датировать этот проект Сакулина 1918 г. Газетное описание проекта полностью совпадает со схемой, опубликованной в 1922 г.
Сакулин предлагал создать крупную городскую агломерацию с городами-спутниками, которые тремя кольцами опоясывали г. Москву. Первое кольцо составляли Люберцы, Паршино, Щелково и другие фабричные поселки, куда архитектор намечал вынести все заводы и фабрики из Москвы.
Во второе кольцо входили города Воскресенск, Подольск, Звенигород, Нара. В третье – Клин, Дмитров, Александров, Коломна, Можайск. Границу самой Москвы Сакулин предлагал проводить по окружной железной дороге. За ней он располагал широкий зеленый пояс с сельскохозяйственными угодьями, лесами и парками. До зеленого пояса радиально в центр Москвы архитектором проектировались широкие парковые улицы, несущие в город прохладу и свежий воздух.
Схема развития Москвы с прилегающими городами-спутниками внешне напоминает схему идеального города, созданную на рубеже XIX и ХХ веков английским градостроителем Э.Говардом. Однако Сакулин в одной из своих статей, приводя говардовскую схему, писал: «По идее Говарда город-сад – это враг существующему большому городу; он как отшельник бежит от цивилизации и культура такого города должна быть весьма невысока… Предлагаемая мной схема экономическо-технической организации территории устанавливает несколько иные принципы».
Прежде всего Сакулин предвидел неизбежность развития крупных городов и обреченность попытки создать оптимальный город с населением порядка 60 тысяч человек. Но он понимал и необходимость остановить безудержный рост городов, к которому приводит интенсивное развитие промышленности. Старые города, распространяясь в основном концентрически, вдоль удлиняющейся уличной сети, разрушают не только окружающую их природу, но и исторически сложившуюся застройку. Нормальное функционирование города требует пробивок новых и расширения старых магистралей, сопровождающихся сносом значительного количества зданий.
Сакулин предлагает остановить этот процесс созданием городов-спутников в системе агломерации.
Но эти города-спутники существенно отличаются от городов-садов Говарда, так как получают свою градообразующую базу – промышленность. Наличие промышленности Сакулин считает важнейшим фактором для развития города. Другим решающим моментом является, по его мнению, организация транспортной сети. Поэтому в схеме развития Москвы и прилегающего к ней района такое внимание уделяется системе железнодорожных магистралей.. В частности, большой интерес представляет предложение превратить Московскую окружную дорогу в пассажирскую, создать второе железнодорожное кольцо за пределами города и вынести на него сортировочные станции. Кстати ,в проектах новых 4-х городов под Алматы совершенно не учтены промышленно-складские зоны, что провоцирует в будущем интенсивные трудовые пассажиро-потоки в Алматы и обратно.
Думая над созданием рациональной структуры территории отдельного города с ее функциональным членением, системой зеленых насаждений, зонами отдыха и т.д., Сакулин приходит к заключению, что город должен быть звеном в организации целого экономического промышленного района. В проекте развития Москвы и зоны ее влияния четко намечены пути сообщения, обеспечивающие связь отдельных городов агломерации с центральным городом и между собой. Это, по сути дела, проект районной планировки. Разработанные им схемы районной планировки (или, как он называл, «инфлюэнтограммы») Москвы и Ярославля – один из первых в истории мирового градостроительства.
Передовые европейские градостроители наиболее развитых в экономическом отношении стран к этому времени уже осознали необходимость разработки более широких градостроительных проектов, включающих в себя крупный город и прилегающий к нему район или систему нескольких небольших городов. Большая часть созданных в годы после первой мировой войны проектов имела целью расселить жителей крупных городов и избежать дальнейшего их перенаселения. Так, в начале 1919 г. английская «Ассоциация городов-садов и проектирования городов» представила в департамент местного управления меморандум, в котором предлагала создать комитет для рассмотрения вопросов развития новых промышленных центров. Во Франции, Голландии, Германии разрабатываются проекты районной планировки. Одним из таких крупных проектов считается схема районной планировки Рурской области. Ее проектирование было возложено на специально образованную в 1920 г. федерацию. В 1919 г. французы объявляют конкурс на проект районной планировки Парижского района, а годом позже голландские градостроители разрабатывают схему развития территории Зюйдер-Зее площадью 2,3 тыс. кв.км.
Таким образом, советское градостроительство в этой области шло в ногу с передовым европейским градостроительством. Однако сравним масштабы европейских проектов районной планировки и проекта планировки Москвы и прилегающего к ней района. Схема районной планировки Рурской области охватывала территорию площадью 3,5 тыс.кв.км, схема «инфлюэнтограммы Москвы» Сакулина – 90 тыс.кв.км. Если же ограничиться только частью, заштрихованной на схеме, которую архитектор считал непосредственно районом экономического влияния Москвы, то и тогда эта территория составит 22,5 тыс.кв.км.
Но на этом градостроительная мысль советского архитектора не останавливается. Следующий проект – качественный скачок по сравнению с проектами районной планировки. Сакулин создает стройную систему расселения на территории площадью около 1 млн.кв.км. Его схема охватывает значительную часть европейской территории страны – от Костромы на севере до Белгорода на юге, от Минска на западе до Тамбова на востоке. В ней тщательно продумана система транспортных коммуникаций, обозначены существующие и развивающиеся городские центры различного значения, а также центры, намечаемые к будущему развитию. Такого проекта, такой постановки вопроса мировое градостроительство того времени не знало.
В работах известного академика И.М. Смоляра (г. Москва) разработано несколько уровней систем расселения:
1-й уровень – общая пространственная модель расселения по стране. Она определяет характер использования территории в разных частях страны, обусловленный географическими особенностями, общие тенденции развития расселения на перспективу с учетом экономико-математической и пространственной моделей развития народного хозяйства.
II-й уровень – региональные модели расселения по крупным районам (Европейская часть и Закавказье; Средняя Азия и Казахстан; Западная и Центральная Сибирь; Восточная Сибирь и Дальний Восток). В первом районе имеются все основные зоны распространения главных форм расселения: групповые (на основе развития существующих крупных городов и агломераций), линейные, сетевые и точечные (очаговые). Во втором и третьем районах преобладают новые групповые и очаговые формы (последние – на Крайнем Севере и в зоне пустынь); в четвертом – очаговые формы расселения.
Все более значительную роль в формировании системы расселения будут играть новые города. По предварительным подсчетам общий прирост городского населения к 2000 г. составит около 103 млн.человек. Из этого количества более половины могут «принять» новые города. В дальнейшем доля новых городов в общем приросте населения возрастет до 65%.
III-й уровень – территориальный комплекс групповых систем расселения. Например, в Сибири выделен комплекс групповых систем, занимающий территорию примерно 600х600 км. В этот комплекс входят групповые системы расселения, формирующиеся на основе существующих или новых городов. К ним можно отнести Кузбасскую, Новосибирскую, Новокузнецкую, Абакано-Минусинскую и другие. Территориальный комплекс групповых систем расселения можно рассматривать как градостроительное образование, формирование которого требует архитектурно-планировочной систематизации.
IV-й уровень – групповая система расселения, в которой наиболее тесно переплетается архитектурно-пространственные проселения и проблемы формирования планировочной структуры городов.
Впервые в России, в 1994 году была разработана долгосрочная стратегическая схема развития российских территорий и расселения (Гипроград, Москва). Она определяет основные решения проблем вынужденных русскоязычных переселенцев из стран СНГ, мигрантов из районов Крайнего Севера, а также семьи военнослужащих.
Зоны расселения: среднерусская система (она считается базовой), включающая Костромскую, Кировскую, Новгородскую, Ярославскую, Псковскую и Тверскую области. Южносибирская система – территория, находящаяся между Омском и Новосибирском. Тихоокеанская система расселения с территориями от Владивостока до Хабаровска, которая замкнет Россию на весь азиатско-тихоокеанский регион.
Всем этим выше перечисленным регионам в рамках долгосрочной «Генеральной схемы» будут даны определенные послабления – налоговые и экономические льготы. Туда прежде всего будут направляться бюджетные ассигнования на строительство жилья, промышленных предприятий, разработку сырьевых ресурсов и полезных ископаемых, развитие дорог. Программа рассчитана в основном на местные строительные ресурсы: лес, глину, щебень. Для того, чтобы эти регионы как можно меньше зависели от крупных промышленных центров с их малоподвижными и малоуправляемыми сегодня домостроительными комбинатами и металлургическими заводами. Строительство жилья будет ориентировано на малоэтажные дома с приусадебными участками, чтобы люди смогли у себя, что называется, под боком выращивать сельскохозяйственную продукцию, держать скот и тем самым частично обеспечивать себя. Земля, кстати, будет раздаваться более чем свободно – сколько сможет взять и освоить сам человек.
Таким образом, предполагается привлечь как можно больше людей на эти территории и дать им реальную возможность здесь обжиться. По «Генеральной схеме» планируется на перспективу до 2000 года и дальше, учитывая нынешние миграционные процессы, расселить около 11 миллионов россиян.
В рамках «Генеральной схемы» также будут решаться проблемы создания непрерывной сети ландшафтно-природных национальных заповедников и парков, развитие малых и средних городов, разгрузки крупных российских мегаполисов – Москвы и Санкт-Петербурга – и создание новых, например Новосибирска. Разрабатываются к тому же основы градостроительной политики этих территорий и разделения их по функциям, а также целый пакет правовых документов.
В этом смысле часть программы – строительство и реконструкция транспортных узлов, которые свяжут, скрепят Россию в единое целое – уже реально воплощается. Строятся крупные порты в Ленинградской области, в Таганроге, Новороссийске и Благовещенске. На их реконструкцию планируется истратить в общей сложности около 50 миллиардов долларов капитальных вложений.
Однако, до сих пор финансирование Генсхемы отсутствует. Это, в свою очередь, сдерживает разработку территориальных комплексных схем градостроительного планирования регионов и генеральных планов городов, что не позволяет обеспечить системный подход к развитию территорий. Как подсчитали российские экономисты, при реализации крупных инвестиционных проектов это позволило бы сократить потребность в территории на 10-12 процентов, в инженерно-транспортных коммуникациях – на 50, в капитальных вложениях – на 8-15, в промышленно-производственном персонале – на 4-5 процентов. Однако, из-за неуправляемого рыночного эгоизма и плохой градостроительной подготовленности властей большие выгоды от территориальной организации производства сегодня практически не используются.
Российский ученый Дмитрий Орешкин в книге «Пространства и бремени» (Москва, 2007г.), сравнивая Японию и Россию, говорит о непосильном бремени огромных российских пространств, где квадратный километр японской земли в 200 раз(!) продуктивнее российского. ВВП Японии – 4 млрд. долларов, России- 1 млрд. долларов. В России среднедушевая норма жилья 21 кв.м, тогда как в побежденной Германии-более 40 кв.м., ВВП Эстонии на душу населения превысил 13000 долларов в год, России -11000, хотя у Эстонии нет таких сырьевых ресурсов. За счет чего? Компактное пространство продуктивней, люди живут лучше. Д.Орешкин говорит об угрозе структурного отставания страны, ведущей к катастрофе в будущем, если продолжать тормозить территориальное развитие с усилением позиций центра, не давать самостоятельности регионам. Российский ученый приводит интересную мысль, что Сталину было легко контролировать 22,5 млн. кв. м страны, т.к. пространство было устроено примитивно, с жесточайшей централизацией власти. То есть перед современной российской властью стоит выбор: или дозволить расширяться армии самостоятельных хозяев, что повышает продуктивность «наделов», но сильно затрудняет жизнь руководству. Или, наоборот, самостоятельность пресекать, недовольных наказывать, позиции центра усиливать.
Именно подобная регрессивная политика Москвы привела к распаду СССР, хотя называют и другие причины, как гонка вооружений (звездные войны президента США Р. Рейгана), война в Афганистане и т.д.
Общинная (и в особенности коммунистическая) политическая культура грозит монолитностью и однообразием, ищет единоличия и централизма. «Многочисленность», как утверждает Д. Орешкин- абсолютно необходимое условие для нормального развития гигантских пространств России (это подходит и для Казахстана с его территорией и слабой заселенностью). Чем многомерней и насыщенней пространство, тем оно конкурентоспособней, эффективней и привлекательней.
По вопросам освоения территории России рядом российских и зарубежных ученых высказываются очень интересные идеи, большая часть которых сводится к энергосбережению, компактности освоения территорий и т.д.
Академик Роберт Нигматуллин говорит о двух смертельных угрозах России – недостаток качественного питания и недостаток энергии. Он говорит о слишком высоких тратах на поддержание жизни в стране, обогрев помещений и производств. Поэтому инвесторы не желают вкладываться в производство, а размещают заводы в Азии, Северной Африке, где тепло и дешевая рабочая сила.
Член правления Совета по национальной безопасности В.Жарихин говорит, что 2/3 территории России – это дискомфортные и экстремальные для проживания, где для создания приемлемых условий надо истратить в 10-12 раз больше средств, чем в комфортных зонах.
Известный писатель и экономист А. Паршев в книге «Почему Россия не Америка» (Москва, 2000 г.) прямо предупреждает от опасности создавшейся территориальной структуры расселения населения по территории страны. Огромные расстояния, большие потери тепла, транспортные тарифы, проблема ежегодного «северного завоза» продовольствия, топлива в города Крайнего Севера и Сибири создает угрозу национальной безопасности.
В рамках содружества стран бывшего СССР ведомствами, подобными АС и ЖКХ РК предлагались схожие мероприятия по оздоровлению территорий своих государств в русле создания гармоничных схем расселения и разработок генеральных планов. Наиболее продвинулись в этом направлении градостроители Украины и Белоруссии, где со времен СССР удалось сохранить государственные научно-исследовательские и проектные институты с бесценными архивами и кадрами.
Из зарубежных исследователей-урбанистов наиболее известен проект «Эйкуменополиса», города, распространившегося на всю территорию США с населением к 2060 году 925 миллионов человек архитектора К. Доксиадиса. Интересны работы французских градостроителей по развитию большого Парижа, английских – по генплану Лондона, ряда европейских работ, в том числе стран бывшего соцлагеря.
Как говорит известный польский градостроитель Вацлав Островский: «Формирование структуры расселения страны – основная задача градостроительного проектирования. От правильного ее решения в значительной степени зависит возможность формирования надлежащей среды обитания для жителей городов и сел».
В 60-70-х годах ХХ века во многих странах Европы правительства прилагали огромные усилия и средства на осуществление так называемой «региональной политики», которая своей целью ставила децентрализацию промышленности и обслуживания. Так, например, в Великобритании ежегодно выделяли 1 млрд., в Италии – 60-0 млн., в ФРГ – 250 млн. долларов. Во Франции в середине 60-х годов эта политика стала давать ощутимые результаты, когда агломерации, насчитывающие более 200 тыс. жителей по приросту населения, почти вдвое опережали парижский регион. В 1971 году было принято решение об увеличении помощи малым городам.
План структуры расселения Швеции 1972 года предусматривал ,кроме агломераций крупнейших существующих агломераций Стокгольма, Гетеборга и Мальме с населением 1300, 600 и 300 человек, – 23 городских центра с населением около 100 тыс. человек и 60 центров с 30-тысячным населением.
Лица, селившиеся в активизируемых городах на севере страны, получали денежные пособия, расширялась сеть обслуживания.
В Польше работа над планом территориальной организации страны началась после войны. Уже в 1947 году была опубликована первая монография, в которой были представлены результаты проведенных исследований. Было намечено функциональное деление территории страны на зоны с определенным преобладающим типом хозяйства. Основной структурный костяк образовывали важнейшие пути сообщения, вдоль которых располагались так называемые «потенциальные зоны экономической активности и территории предполагаемого развития городских агломераций». В области индустриализации в монографии обращалось внимание на неравномерность размещения промышленного производства и выдвигались требования создать три новых промышленных центра на севере и востоке страны при одновременной децентрализации существующих крупных промышленных агломераций. Удачным решением было предложение создания полос урбанизации вдоль главных путей сообщений и рек.
Над концепцией пространственной структуры Чехословакии (ранее единой) работало несколько поколений (!) чехословацких архитекторов. Все они исходили из решающего значения ярко выраженных особенностей природной среды для формирования ее расселения, постепенное формирование урбанизированных полос вдоль рек Лабы, Моравы и Вага. По этому же пространственному принципу строилась территориальная структура ЧССР в экспериментальной модели II стадии урбанизации после 2000 года», разработанной в 1965 году в исследовательском институте строительства и архитектуры. Следующая работа под названием «Актуальная генеральная схема расселения в Чехословакии», выполненная в 1975 году «Терпланом» также исходила из взаимодействия агломерационных систем и крупных рекреационных территорий. Правда, ряд речных долин исключается из зон дальнейшего развития урбанизационных процессов и предназначены для преимущественного развития рекреаций. Чехословакия, среди стран бывшего соцлагеря, занимала первое место по проценту территорий, отведенных под национальные парки и охраняемые ландшафтные территории, не считая 564 (!) государственных заповедников природы.
В Дании, в начале 60-х годов прошлого века, образовали Комитет национальной планировки, где была разработана первая схема зонирования Дании, охватывающая всю территорию страны. По этой схеме вся территория делится на четыре функциональные зоны: зона существующих городских и промышленных районов; зона территорий потенциального развития промышленного и городского строительства; зона ландшафтно ценных земель, пригодных для отдыха, туризма и дачного строительства, включающая часть сельскохозяйственных земель; зона чисто сельскохозяйственных территорий.
Из наиболее известных публикаций и вызвавшей большой отклик как в России, так и за рубежом вызвала книга американских исследователей Фионны Хилл и Клиффорда Гауди «Сибирское проклятие: как коммунистические плановики заморозили Россию» (Вашингтон, 2003 г.).
Одним из препятствий, создающих проблемы в строительстве конкурентной рыночной экономики и нормального демократического общества является неправильное распределение населения и городов на обширной территории, физически слабо связанных между собой. Треть населения России живет и работает в особо неблагоприятных климатических условиях. Около десятой части живет и работает в почти невыносимо (!) холодных огромных сибирских городах: Норильск, Воркута, Магадан и др. Стоимость жизни там почти в четыре раза выше, чем где-либо еще в России, тогда как издержки промышленного производства иногда еще больше. Из-за своей прежней системы централизованного планирования Россия обременена проблемами и затратами, связанными с территориальным размером и холодом, чем любая другая крупная страна в северных широтах, в частности, Соединенные Штаты, Канада или скандинавские страны (хотя фактически население Швеции, Норвегии и Финляндии сконцентрировано на побережье и на юге, где температуры существенно не отличаются от остальной Европы. То же верно и для Канады, где большинство людей живет у южной границы).
Если раньше, как известно в истории, холод и огромные территории в качестве стратегического актива останавливали армию Наполеона и дивизии Гитлера, то в современных рыночных реалиях эти факторы являются даже препятствием для экономического развития. В списке 100 самых холодных российских и североамериканских городов с населением свыше 100 тыс. человек содержится 85 российских, 10 канадских и 5 американских городов. Столица Аляски – город Анкоридж стоит на 135 позиции, пропустив вперед 112 российских городов, хотя этот штат американцы считают предельно холодным регионом. Правильно, но американцы не строят там больших городов.
Американские ученые утверждают, что ни один сибирский город не может считаться экономически самодостаточным, несмотря на огромные размеры инвестиций, направляемых в них в советские годы. Сжатие расстояний и увеличение связей – стойкая тенденция в истории других стран. Под давлением рынка США, Австралия и Канада сконцентрировали свои ресурсы намного плотнее, чем Россия, получив огромные экономические выгоды и сэкономив, тем самым, миллиарды долларов.
Британский географ Майкл Брэдшоу рекомендует российским властям переходить с трудоинтенсивных методов на трудосберегающие технологии и производства, привлекающие временных рабочих. При подобном подходе в России большинство населения жило бы рядом с рынками Европы, а также в самых теплых краях страны. Сибирские города стали бы намного меньше, чем сейчас. В самых отдаленных областях, где сосредоточены ключевые полезные ископаемые, поселения служили бы опорными пунктами (не городами). Они имели бы небольшое число постоянных жителей и обслуживали сезонных рабочих.
Несмотря на распространенные в России опасения, большинство аналитиков не предполагает массового наплыва мигрантов из Китая через российские границы. В долгосрочной перспективе необходимо заключение международных договоров с Китаем и США, гарантирующие территориальную целостность России.
2.Современное состояние градостроительной сферы в Республике Казахстан
Предшествующий опыт градостроительства в СССР и в Казахстане имел как положительные, так и отрицательные моменты.
С одной стороны градостроительство опиралось на достаточно развитую научную основу. Сеть союзных и республиканских научно-исследовательских центров обеспечивала интересы всего обширного пространства страны в плане охвата основополагающими инструкциями и рекомендациями.
С другой стороны, привязка градостроительства к жестко централизованной плановой экономике зачастую сводила на нет прогрессивные достижения теории, обостряя ее противоречия с реальной практикой. Отсутствие правовой документации заменялось директивными инструкциями, нормативами, декларирующими равные права граждан на комфортную среду обитания. В то же время остаточный принцип финансирования социальной сферы оборачивался нереальностью полноценного развития среды обитания населения.
Результатом такой политики стало однобокое формирование монофункциональных территорий, целиком зависящих от состояния ведущей в регионе отрасли, разительные контрасты в развитии городов и сел, промышленно развитых центров и аграрной окраины. А одним из серьезных градостроительных просчетов в Казахстане стало резкое обострение экологических проблем, явившееся следствием долговременной политики полумер в этой сфере, а также безудержной промышленной и военной экспансии в ущерб окружающей среде.
Республика Казахстан располагается на территории площадью более 2,7 миллионов квадратных километров, где проживает 16 миллионов человек. Казахстан, в ряду других стран участниц СНГ, считается относительно урбанизированной страной, где более половины населения проживает в городах.
При этом, одной из главных отличительных особенностей Республики Казахстан является низкая плотность заселения территории страны, составляющая 6,2 человека на квадратный километр, а также неравномерность расселения жителей по регионам. Общая площадь территории, занимаемой городскими поселениями, составляет 1626 тысяч гектаров, в том числе застроенная часть 475 тысяч гектаров. Плотность населения в среднем составляет около 20 человек на гектар застроенной части городских поселений.
Значительную часть территорий юга, юго-востока и востока Казахстана площадью 450 тысяч квадратных километров занимает зона с повышенной сейсмической активностью, оцениваемую в 7 и более баллов. Население, проживающее в сейсмоопасных районах, составляет около 7 миллионов человек (около 50% всего населения Республики Казахстан). При этом в наиболее опасных районах с сейсмичностью 9 и более баллов проживает почти 1,6 миллиона человек (более 10%). В зоне с повышенной сейсмической опасностью расположено 19 городов. В их числе,самый крупный мегаполис страны – город Алматы.
Вместе с тем в кризисном состоянии оказалась и проектная практика, причем не только в силу отсутствия заказов на разработку градостроительной документации, но и по причине утери привычных ориентиров. Прежняя нормативная база проектирования в значительной степени оказалась несостоятельной в новых социально-экономических условиях, а препятствием для создания новой, помимо вопросов достаточного финансирования, стало отсутствие современных теоретических работ, в которых был бы дан анализ сложившийся ситуации и намечены пути для дальнейшего развития градостроительной отрасли.
Формирование градостроительных систем на территории Казахстана происходило в результате действия различных факторов. Огромную роль играли природно-климатические условия, структура населения и уровень экономики. При этом градостроительные факторы являются результирующим вектором этих условий. В то же время нельзя не учитывать закономерностей их зарождения и развития.
В этом аспекте целесообразно рассмотреть тенденции развития территориальной структуры населенных мест Казахстана, начиная с 1926 года, то есть с периода реализации крупномасштабных планов экономического роста республики. Можно выделить пять характерных этапов в этом процессе:
1-й этап (до 1926 года). В структуре населенных мест преобладает сельский тип. Населенные пункты тяготеют к периферийным пограничным территориям с наиболее благоприятными природно-климатическими условиями вдоль основных торговых путей и вблизи наиболее крупных административно-хозяйственных центров того периода Оренбурга, Орска, Омска, Уральска, Семипалатинска.
2-й этап (1926-1959 годы). Структура населенных мест существенно изменилась в результате возникновения новых индустриальных центров при освоении месторождений полезных ископаемых, эвакуации промышленных предприятий из западных регионов СССР в период Великой Отечественной войны, освоения целинных и залежных земель. Возникло большое количество новых городов, было положено начало зарождению городских агломераций и территориально-производственных комплексов.
Расселение из периферии все больше перемещается в центральные районы Казахстана, способствуя формированию и усложнению инженерно-транспортной инфраструктуры.
3-й этап (1959-1980 годы). Этот этап характеризуется ярко выраженными урбанизационными процессами, в результате которых фактически сложился современный каркас расселения.
Территориальная концентрация производства и рост численности городского населения дали толчок к появлению крупных и больших городов. Начинается бурное развитие городских агломераций. Происходит укрупнение сельских населенных мест на основе создания крупных сельскохозяйственных предприятий и аграрно-промышленных комплексов.
4-й этап (1980-1990 годы). Этап характеризуется стабильностью урбанизационных процессов. В экономике накапливаются застойные явления. Обнажаются социально-экологические проблемы крупных городов, постепенно приходит в упадок инфраструктура, увеличивается разрыв в показателях качества среды между регионами Казахстана, в городской и сельской местности.
В структуре расселения важное место заняли городские агломерации. Их число достигло 18. Занимая всего 19% территории республики они сосредоточили почти 70% всего населения (в том числе 80% городского).
По степени воздействия на окружающую среду можно выделить следующие категории городских агломераций:
1) остропроблемные – сюда относятся Алматинская, Карагандинская, Усть-Каменогорская, Жамбылская, Шымкентская, Павлодар-Экибастузская агломерации, которые требовали приоритетного решения экологической проблемы градостроительного регулирования, в том числе за счет их преобразования в групповые системы населенных мест, жесткой регламентацией и установленными порогами территориальной концентрации производства.
2) проблемные – складывающиеся на базе крупных месторождений полезных ископаемых, как правило, в границах природных комплексов, слабоустойчивых к антропогенному давлению: Актауская, Атырауская, Жезказганская, Актюбинская, Костанайская агломерации. С учетом того, что эти агломерации относятся к числу развивающихся, необходимо было не допускать ошибок градостроительного освоения территории, характерных для первой группы, а при необходимости внедрять нетрадиционные формы расселения – вахтовые и экспедиционные. Следовало бы уделять особое внимание развитию социальной инфраструктуры, вести эффективный градостроительный мониторинг.
5-й (современный) этап. Последний этап характеризуется новыми тенденциями в структуре расселения, обозначившимися в результате коренного изменения социально-экономической ситуации. Эти тенденции прежде всего связаны с кризисными явлениями в экономике и изменениями в структуре населения.
Кроме этих факторов большое влияние на структуру расселения на современном этапе оказывают новые геополитические условия суверенного Казахстана, в том числе такие как:
1) центральное положение на субконтиненте на пересечении путей из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион:
2) удаленность республики от внешних морских путей – главных транспортных артерий мировой экономики:
3) возможность превращения Казахстана в крупнейшего в мире поставщика нефти и газа на базе запасов углеводородного сырья и регионе Каспийского моря;
4) общая граница с Россией и Китаем – крупнейшими потенциальными экспортерами важнейших видов сырья и готовой продукции.
Эти факторы объективно способствуют коренному преобразованию прежде всего транспортной инфраструктуры, относящейся к наиболее активным системообразующим элементам сети расселения. Уже сейчас формируется планировочная ось в направлении Москва – Астана — Достык – Пекин с ответвлением в южные порты Китая и прямым выходом в Индокитай. Усиливается роль казахстанских железных дорог, имеются объективные предпосылки для размещения на территории республики нескольких международных аэропортов на пересечении воздушных трасс, а также создания крупных международных логистических центров в особа крупных транспортных узлах.
Перенос столицы Казахстана в Астану дает дополнительный импульс развитию северного и центрального регионов и формированию новых планировочных осей. С другой стороны установление особого экономического статуса для Алматы, ориентированного на превращение бывшей столицы в крупный центр международной культуры, туризма, торговли, деловых отношений и банковских структур, создает возможности для нового строительства, реновационных и реконструктивных мероприятий, что оживит градостроительную деятельность в юго-восточном регионе.
Правительством Казахстана еще 1 июля 2003 года была принята государственная программа развития сельских территорий. Целью программы, по словам тогдашнего вице-премьера — министра сельского хозяйства А. Есимова, является: «…создание нормальных условий жизнеобеспечения села на основе оптимизации сельского населения ..» (точнее сказать, «расселения»). Проведенные до этого исследования показали, что в 15% сельских населенных пунктах проживать нельзя, в 136 селах, обозначенных на картах, никто не живет, а 300 тыс. селян живет в таких поселках, потенциал которых признан очень низким. Только 1,5 млн. человек проживает в поселках с высоким потенциалом развития.
Признание такого факта, что на селе в Казахстане проживает больше населения, чем это надо для нормального производства сельхозпродукции, поставило перед тогдашним правительством задачу: начать «великое переселение» в 2010 году.
Известный политик и ученый Гани Калиев прямо говорит об удручающем состоянии казахского села. Намечающееся вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) неизбежно приведет к угрозе продовольственной, а вместе с ним и национальной безопасности страны.
Как утверждает ученый, естественная биологическая продуктивность климата составляет всего 40-50 баллов, что в 4-5 раз ниже, чем в развитых странах из-за неблагоприятных природно-климатических условий. Весь Казахстан можно назвать зоной рискованного земледелия, за исключением юго-восточного региона. Зоной рискованного земледелия считается территория с уровнем осадков 500 мм и меньше в год. В США и Великобритании среднегодовое количество осадков по основным земледельческим районам от 600 до 2000 мм, во Франции – от 600 дол 1000 мм. В странах «большой семерки» осадков меньше 700 в год почти не бывает, а крестьяне засушливых территорий Португалии, Испании и Италии ежегодно получают дотации в размере 46 млрд. евро.
У нас в Казахстане – от 200 до 500 мм, т.е. намного меньше нормы. От среднегодовых температур воздуха зависят затраты на производство продукции и жизнеобеспечения человека. В Нью-Йорке, например, в январе и декабре – 1,+3 градуса, летом – до 28 градусов. В Казахстане с сентября по май месяцы все надо обогревать, особенно в Центральных, Северных и Восточных регионах. В США на отопление 1 кв. метра расходуется 55 квт/час, в Казахстане – 400 и более.
Каковы затраты (чел/час на 100 кв.м) на возведение жилых домов из кирпича в Лос-Анжелесе или в Петропавловске или Усть-Каменогорске? 50 и 700 соответственно. Где проще и дешевле лить металл: в климатических условиях Нью-Йорка, Объединенных арабских Эмиратах или Темиртау, где за окном от -45 до +40 и более 40 процентов добываемых энергоносителей идет на отопление и кондиционирование? Это является на сегодня одним из препятствий привлечения перерабатываемых производств и высоких технологий зарубежных инвесторов (сюда надо добавить коррупционную составляющую, высокий уровень оплаты местного персонала, плохую трудовую дисциплину). Следовательно, поток инвестиций идет в страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки, Южной Америки. Именно сюда перемещаются филиалы крупных заводов США, государств Западной Европы, Японии. Сегодня даже Китай переносит, в основном , вредные производства в соседние страны с еще большей дешевой и дисциплинированной рабочей силой.
Кроме процессов опустынивания, в Казахстане идет процесс миграции из села в города. Великий джут (мор, голод) 1932-1933 годов, охвативший всю территорию Казахстана, особенно свирепствовал в казахских «резервациях» -пустынных и полупустынных зонах. По переписи 1939 года казахов оказалось всего около 3-х млн. человек (в 1918 году-6 млн. казахи,4 млн- русские и другие диаспоры). А жители земледельческих районов — русские и другие представители этнической части населения- достойно выдержали такое испытание. То есть, географическая среда в жизни человека и общества играет решающую роль. Где бедна природа, там и жители часто подвергаются голоду и ограничены в широком доступе к плодам цивилизации.
Известный писатель и ученый Сапабек Асипулы бьет тревогу по поводу ухудшающего положения и качества жизни казахского населения на селе. Низкая заработная плата, недостаточный уровень медицинского и социального обеспечения, плохое состояние обслуживания, сети дорог и инженерных коммуникаций, удаленность от развитых городских центров, некачественная питьевая вода и другие факторы привели к исчезновению целых сотен аулов, рабочих поселков, деградации малых и средних городов расположенных в пустынных и полупустынных регионах (гг. Кентау, Жанатас, Сарань, Шахтинск,Аркалык и др.). Миллиардные вложения оказались потраченными впустую, тысячи семей не могут уехать, из-за отсутствия средств, хотя бы поближе к цивилизованным благам.
Казахстан должен эффективно и интенсивно мобилизовать внутренние ресурсы (труд и капитал), прекратить их деградацию и утечку за рубеж.
Для Казахстана особое значение имеет энергетика. Имеющиеся запасы угля, нефти и газа частично компенсируют холодные зимы, но за последнее десятилетие у нас имеется аномальный износ энергетического оборудования, инженерных коммуникаций и объектов почти во всех городах, что увеличивает риск замораживания целых городов (недавние примеры в гг.Семей, Приозерск).
Ряд специалистов утверждает, что Казахстану грозит угроза тотального энергодефицита, особенно в южном регионе. Глава КЕГОКа озвучил цифру в 14,8 млрд. долларов (данные 2007 года) инвестиций до 2015 года. Однако, с учетом строительства и реконструкции магистральных и местных сетей (изношенность до 65%) необходимо найти более 22 млрд. долларов, что на 5 млрд. больше государственного бюджета Казахстана в 2007 году.
В газете «Известия Казахстан» от 23-24 сентября 2011г. представитель АО «КЕГОК» подтвердил ,что дефицит электроэнергетики в нынещний (2011г.) осенне-зимний период в Казахстане составит более тысячи мегаватт, что приведет к введению ограничения электропотребления.
Такое положение вещей (когда рост приобретения электроэнергии в стране превышает возможности генерирующих мощностей) приведет к закупу Казахстаном «дорогой российской электроэнергии»(в пересчете на тенге она будет стоит 12 тенге за киловатт/час). В случае возможного отказа российских поставщиков от продажи электроэнергии, это грозит, так называемыми, веерными отключениями.
Создавшееся положение в отрасли отчасти обусловано ее инвестиционной малопривлекательностью, долгосрочным возвратом вложенных средств.
Мысли о неисчерпаемости энергоресурсов до сих пор мешают проектировщикам, как разрабатывать генеральные планы городов, так и реализовывать их. Если говорить о вышеупомянутом южном регионе, то как раз здесь проживает большая часть населения Казахстана, именно сюда направлены крупные потоки как внутренних, так и внешних (оралманов) мигрантов. Именно этот регион как в настоящем, так и в будущем будет притягивать инвестиции из-за благоприятного климата, дешевой рабочей силы, квалифицированного инженерно-технического персонала.
Необходимость экономии энергоресурсов обуславливает поиск новых , более эффективных проработок в генеральных планах городов и систем расселения в целом . Не секрет , что именно из-за континентальной климата Казахстан затрачивает очень высокую долю электроэнергии и теплоносителей на поддержание жизни в стране, обогрев помещений и производств. Одним из путей энергосберегающей политики в больших и крупных городах остаётся повышение общей компактности городского плана, включая оптимизацию общегородской схемы функционального зонирования, взаиморазмещения энергопроизводящих и энергопотребляющих объектов, интенсификацию функционального использования территории жилых и промышленных районов, сокращение неиспользуемых территорий, совершенствования инженерных объектов и сетей. Ещё в советское время, ученые Киев НИИП градостроительства выявили, что повышение компактности городского плана в пределах 1га в больших и крупных городах снизит потребление до 50 тонн условного топлива в год.
Если же перенести принцип компактного освоения пространств в пределах городских агломераций и систем расселения по стране, продуманного размещения производств, то экономия средств достигает миллиардов условных единиц. Японское экономическое чудо заключается во многом в плотности освоения пространства, а не только в технологических решениях. То есть, сконцентрированная инфраструктурная составляющая делает конечный продукт конкурентно способным на мировом рынке.
На примере городских пространств в рыночной экономике появляются доходные территории, каждый условной гектар должен давать прибыль. В целом, исходя из выше- изложенных доводов в пользу компактности освоения пространств, высокой экономии средств за счет энергосбережения выстраивается вполне логичная модель расселения по территории Казахстана.
3.Перспективы развития систем расселения на территории Казахстана
Ресурсорасточительный характер развития народнохозяйственного комплекса во времена бывшего ССР, перешедший по наследству и наблюдаемый, к сожалению, во всех сферах деятельности, оказал активное влияние на разработку планировочных структур как населенных мест, так и систем расселения в целом.
За 70-летнее большевистское правление на территории Казахстана, благодаря героическому и порой, нечеловеческому труду сотен тысяч человек, в том числе узников ГУЛАГа, возникли тысячи шахт и рудников, заводов и фабрик, городов и поселков, протянуты многие километры железных и автомобильных дорог.
Анализируя карту Казахстана, обращаешь внимание на огромные, выжженные летом и продуваемые зимними буранами, территории центральной части, «Арки», с хребта который нигде не задерживаясь, стекают немногочисленные степные речки, как Нура, Есиль, Сары-су, Тобол. Ниже проходит так называемый, «солнечный пояс», с благоприятнейшими природно-климатическими условиями для проживания, с орошаемыми горными речками землями, мягким оздоровительным климатом.
Верхний «северный пояс», берёт начало с горных хребтов Восточно-Казахстана, захватывая бассейн р. Иртыш, рассекает северные промышленно развитые центры и достигает г. Уральска.
В условиях огромной территории, нехватки материальных и людских ресурсов, продолжающегося неустойчивого положения в экономике, государство должно скоординировать все силы и имеющиеся резервы на развитие и подъём регионов с достаточной урбанизированностью территорий, где наблюдается еще некоторый баланс народно-хозяйственного комплекса, определенный интеллектуальный потенциал, благоприятные природно-климатические условия. Этим требованиям, прежде всего отвечает южный «солнечный пояс» и северный «промышленный пояс», с относительный густой сетью поселений, водными и энергетическими ресурсами, развитой инженерной и транспортной инфраструктурой.
Срединная зона Казахстана, с бескрайными степями, пустынями и полупустынями представляет собой крупнейшую природную экосистему и экологический ресурс, оказывающей глобальное влияние на климат в пределах евразийского пространства, и который необходимо сохранять и дальше в этом качестве. Существующие здесь очаговые системы расселения, в основном, с добывающим характером производства, замедлили своё развитие, а где-то наблюдается регрессивные тенденции, что и не удивительно в условиях общего упадка производства, оттока населения и, что немаловажно, крайне дискомфортного климата.
Такое приблизительное и укрупнённое зонирование территории Казахстана подсказывает некоторые пути реализации концепции градостроительного освоения данных территорий с учетом новейших тенденций устойчивого развития систем расселения.
Мировое сообщество под понятием устойчивого развития понимает борьбу с бедностью, экологией, но не затрагивает проблему территорий, рациональной организации пространства, что, по моему мнению, является первичным фактором.
В частности, на прошедшем в апреле 1997 года в г. Алматы первом международном конгрессе «Экологическая методологии возрождения человека и планеты Земля» были обнародованы факты о потеплении климата в глобальном масштабе под влиянием, в основном, парниковых газов, основанные на исследованиях доктора географических наук Бегильбаева М.Е. В частности, территория Северного и Центрального Казахстана подвергается интенсивной аридизации (потепление климата в 3-4 превосходит средне- глобальный уровень). Подобное потепление в регионе будет способствовать расширению полупустынной и пустынной зон, их перемещения на север. В свою очередь, произойдет реструктуризация сельского хозяйства, особенно в производстве зерновых культур. Может произойти «сужение» черноземной зоны и темно-каштановой под зоны почвы. Житница республики может значительно сократить свою площадь. На сегодняшний день площадь опустыненных земель в Казахстане составляет около 180млн.га или 60% от всей территории, а в Северном и Центральном Казахстане опустыниванию подвержено более 18 млн. га и 25 млн. га земель соответственно.
Хотя отмеченные явления и процессы будут проходить постепенно, следует в настоящее время учитывать возможные изменения в народном хозяйстве ХХI века, и прежде всего, в направлениях и темпах урбанизации территории Казахстана.
Казахстан в настоящее время представляет собой государство « пустых» пространств с редкими сгустками населенных мест. Это доказывается и высокой урбанизированностью территории, как например,в Карагандинской области 84,9% населения живут в городах, Жезказганской области — 79,9%, Мангистауской — 79,6% и в то же время в Южно-Казахстанской области 61,6% населения –это сельские жители, Талды-Курганская область — 42,7%, Жамбылская 46,3%.
Нынешние попытки оздоровления экономики вступают в противоречие с современными тенденциями расселении населения, где огромная часть Валового Внутреннего Продукта (ВВП) бесцельно отвлекается на малоперспективные проекты в добавок к уже омертвленным капиталом в виде сотен шахт, рудников, заводов и фабрик, малых городов и поселков, расположенных в крайне экстремальных условиях .
Наблюдающийся стихийный миграционный процесс населения в Казахстане, государство должно взять под свой контроль, направив людские потоки , а это наиболее активная и трудоспособная часть населения – в нужную сторону . В США и Италии, например, умело организованный миграционный процесс (налоговые льготы, благоприятный инвестиционный климат и т.д.) стал толчком для экономического развития территорий. У нас же до сих пор продолжается заселение кризисных регионов репатриантами из Монголии,Туркмении,Узбекистана и из других стран (г.Жанаозен).
Схожие по некоторым признаком с Казахстаном страны, как Канада и Австралия сосредоточили свои усилия на узких, благоприятных по природно-климатическим условиям территориях. Например, «урбанизационная ось Канады» — полоса расселения вдоль границы США и Великих американских озёр – занимает площадь 170 тыс. кв. км. от Виндзора до Квебека, где на расстоянии 1200 км. сосредоточено более половины населения страны.
В результате Канада, огромная как Россия, с гораздо меньшим населением, но за счёт разумной организации территории даёт многократно больший валовый продукт на душу населения в сравнении с той же Россией или Казахстаном.
В нашем случае, особенно в срединной зоне, продолжается налоговый прессинг, высокая ресурсо-энерготрудоёмкость ВВП. Рост в нём транспортной и инфраструктурной составляющих, в сравнении с мировыми ценами делают экономику Казахстана в целом неконкурентоспособной и закрепляют за страной функцию мирового сырьевого придатка.
Необходимо территориальную структуру хозяйства привести в соответствие с рыночной структурой, т.е. прекратить распыление по территории, сконцентрировать усилия на тех народнохозяйственных комплексах, имеющих достаточно высокий потенциал для производства высококачественной продукции. Чем плотнее будем расселяться, тем лучше будем жить.
Срединная зона, малопригодная для полноценной жизни, но исключительно богатая по своим природным недрам, больше всего для вахтового метода освоения, когда человек , проработав 2-3 недели и заработав хорошие деньги, возвращается на юг или север на своё постоянное место жительства. При этом экономятся огромные средства, прежде затрачиваемые на строительство жилья, соцкультбыта, инженерно-транспортную инфраструктуру, и самое главное- человек избавляется от постоянного комплекса борьбы с природными явлениями (жара летом, холод-зимой, постоянный ветровой режим, сопровождаемый хроническим авитаминозом ). Сюда надо добавить повышенный радиационный фон от открытых урановых и других разработок, последствий ядерных подземных и надземных взрывов, начиная с полуострова Мангышлак до исторической родины казахского поэта и просветителя Абая, многочисленных запусков больших и малых ракет как с космического полигона Байконур, так и других военных баз, в своё время бесконтрольно сжигавших атмосферу и засорявших степь на огромных просторах. Вследствие преступных действий самого мощного в мире военно-промышленного комплекса бывшего СССР жителей пустынных и полупустынных регионов Казахстана ожидает печальная перспектива медленного и неотвратимого генетического угасания. Города Караганда, Жезказган, Аркалык, Кызыд-Орда, Актау, Атырау в силу развитости своей инфраструктуры должны иметь статус опорных городов, развитие которых должно быть нацелено, прежде всего на реконструктивные, без приращивания производственных мощностей, мероприятия по реорганизация селитебных территорий, поиска оптимальных ресурсосберегающих средств энерго- и теплоснабжения, неводоемких технологий и самое главное- по созданию максимально комфортных условий для проживающего там населения.
Конечно, не впадая в крайности, как например, в Жезказгане и Кызыл-Орде, где местные власти особо не утруждая себя экономическими расчетами выстроили огромные лечебно-восстановительные комплексы стоимостью под 100 млн. долларов каждый и пустующие сегодня из-за отсутствия клиентов по причине дороговизны лечения. Элементарное отсутствие концепции развития территории Казахстана помешало разместить подобные комплексы в южном или северном поясе расселения.
Очень схожие проблемы у наших соседей, россиян, возникают в связи с массовым «бегством» из городов и посёлков Крайнего Севера. Былые лозунги «покорять и обживать» оказались не состоятельными из-за неспособности затратной экономики держать на плаву самые убыточные производства. Оказывается, при чрезвычайно низкой плотности населения (1-5 чел. на кв. км.) людей в российской Арктике примерно в 4 раза больше чем на сопредельных землях у соседей по Ледовитому океану (Канада, Норвегия, США).
Благоприятный для проживания, и потому густонаселённый, «солнечный пояс» Казахстана имеет большие территориальные резервы для приёма миграционных волн с центральной и западной аридных зон. Например, на японском архипелаге только 30% территории пригодно для строительства и сельскохозяйственного освоения (что по площади меньше территории нынешней Алматинской области), однако там живёт 122,6 млн. чел.,3/4 из которых горожане. В Южной Корее, также в два с лишним раза уступающей Алматинской области, 80% территории занято горами и холмами, и тем не менее, её 42- миллионное население стремительно урбанизируется.
Масштабное изъятие сельскохозяйственных земель, являющиеся следствием развития пригородной зоны и деконцентрации населения, во многом оправдывается значительно возросшей интенсивностью использования угодий (например, в Великобритании, по данным сельскохозяйственной комиссии, в ближайшие годы должно быть выведено из оборота 23% сельхозугодий как ненужных для производства продовольствия).
Экстенсивное использование сельхозугодий в Казахстане привело к тому, что при равной и даже меньшей площади пахотных земель на душу населения западные страны страдают от избытка продовольствия и жестко квотируют его производство, в то время как у нас ежегодно происходят «битвы за урожай».
Ввиду вполне ожидаемого миграционного бума, необходимо заранее выработать научно разработанную градостроительную политику освоения территорий «северного « и «южного» поясов Казахстана, особенно пригородных зон больших городов, обладающих мощным притягательным полюсом. Под перспективными под застройку землями должны пониматься не любые земли в любом месте, а только те, что находятся в приделах обслуживания общественным транспортным и примыкают к местам возможной работы, поэтому под застройку должны отводиться любые участки, удобно расположенные в градостроительном отношении, невзирая на их бонитет и характер использования (исключение может делаться только для садов и виноградников).
Бурное развитие пригородных форм расселения при невысокой плотности в индустриальных странах сопровождается значительным изъятием земель, расположенных на «пороге» центрального города. В 60-х годах в городские формы использования земли в США было переведено 36 тыс. кв. км. сельской территории, а в 70-х годах — 48 тыс. кв. км. При необходимости, под урбанизированные направления забирались самые лучшие сельскохозяйственные земли, как например, долина Санта-Клара, одна из самых плодородных долин Калифорнии, где собирали 1/3 мирового сбора чернослива.
Под угрозой освоения находится один из пригородов Лос-Анжелеса, округ Вентура, дающий супермаркетам страны около 60% лимонов. Сюда пробили автострады, и людность округа быстро увеличивается.
В связи с предлагаемой автором градостроительной политикой преимущественного освоения территорий северного и южного поясов Казахстана и ожидаемых сюда миграционных волн, неожиданно возникает проблема в отношении реализации указов президента страны по продаже земли в частную собственность и сдачи её в аренду на длительный срок с правом наследования. Возникает реальная угроза такой ситуации, когда будущее поколение собственников в благополучных регионах республики не пустит вынужденных мигрантов-степняков на «свои» территории, что вызовет неизбежный социально-политический кризис и дестабилизирует государство.
Учитывая перспективу подобных явлений необходима более гибкая и ответственная политика в реализации подобных указов, касающихся собственности на землю и её долгосрочной аренды, особенно в южном и северном поясах расселения.
В связи с неизбежной потерей ценных сельскохозяйственных земель, в чт. поливных, на примере Алматинской области, как наиболее притягательной для миграционных волн, решение продовольственной проблемы должно идти в трёх уровнях:
Диспропорции в сельскохозяйственном использовании территории области могут преодолеваться за счёт активного освоения земель ближайшего внешнего пояса-Жамбылского, Куртинского, Балхашского, Чиликского районов путём расширения культивируемых угодий с применением системы капельного полива и других интенсивных агротехнологий.
Кроме этого, в восточных районах Алматинской области и на территории бывшей Талды-Курганской области имеются большие резервы в виде предгорных долин с развитой гидрографической сетью, большим годовым уровнем осадков.Эти районы должны в первую очередь заселяться мигрантами из других регионов в целях предотвращения демографического давления со стороны Китая.
Наблюдаемый в настоящее время и ожидаемый на будущее миграционный поток населения должен найти многочисленные сферы приложения труда не только в таких традиционных отраслях народнохозяйственного комплекса как промышленность, строительство, транспорт, связь и.т.д. Учитывая, что среди мигрантов есть довольно значительная часть квалицированных и энергичных людей, необходимо ускоренно развивать такие отрасли, как туризм, здравоохранение, спорт, учёба, переподготовка кадров, финансы, наука, страхование и.т.д.
Прошли времена, когда на первое место ставили производство, а потом сгоняли к нему целыми эшелонами людей, не особо заботясь об условиях их труда, быта и отдыха. Сегодня, в целях сохранения стабильного и устойчивого общества, первоочередная забота государства – это, прежде всего человек, его благосостояние, здоровье, создание ему комфортных условий во всех сферах жизнедеятельности: труде, отдыхе и, прежде всего, в благоприятных местах проживания. Необходимо всегда иметь в виду один непреложный постулат: человек рождается на свет и живёт только один раз.
Литература
Автор: Аужанов Н. Г. — кандидат архитектуры