Среди множество причин, способствовавших неожиданно прозвучавшей идее переноса столицы Казахстана из Алматы, несомненно, самая важная – это активизация освоения северных и центральных территорий страны, народнохозяйственный комплекс которой переживает в настоящий момент непростые времена. Предпосылки для этого имеются в виде развитой железно- и автодорожной сети, наличия энергетических и водных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и грамотно инженерно-технического персонала. Новая геополитическая роль города как столицы Республики Казахстан и стремление к интеграции в мировые культурные и экономические отношения значительно меняют масштаб и уровень его социально-экономического развития, прежде всего требования к его функционально-планировочной организации. Речь идет о выборе наиболее рациональной территориальной модели ее дальнейшего развития.
В Астане, как и в абсолютном большинстве городов Казахстана, накопился ряд крупномасштабных проблем, затрудняющих нормальное развитие и функционирование городской среды.
* Очень много в городе препятствий вызывает наличие большого массива ветхого малоэтажного жилфонда, нередко в центральных частях города, с недостаточно развитой инженерной инфраструктурой.
* Ограниченной является пропускная способность городских дорог, недостаточное количество путепроводов, пешеходных переходов, объездных дорог и т.д.
* Свое влияние оказывает экологически неблагополучное состояние воздушной среды, подземных вод и грунтовых массивов.
* Постоянно нарастающий дефицит питьевой воды.
Градостроительство сегодня — это постоянный поиск взаимобаланса между антропогенной деятельностью человека и хрупкой природной экосистемой, особенно на тех территориях, где развивается Астана.
Город расположен в верхней трети бассейна р. Есиль, где идет начало формирования ее стока, своеобразная зона питания этой небольшой степной речушки. Поэтому активное народнохозяйственное освоение здесь абсолютно невозможно, а рост численности населения Астаны нужно максимально ограничивать.
Прежде всего, Астана должна развиваться как административный город страны с размещением здесь органов законодательной и исполнительной власти, ряда других госучреждений республиканского значения, дипломатического корпуса. При этом южная столица в значительной степени сохраняет функции делового, образовательного, научного, туристического и культурного центра.
В соответствии с этим в органах управления и учреждениях, обеспечивающих нормальную работу государственных структур, а также в подвергшейся модернизации производственной сфере будет занято свыше 50% трудовых ресурсов города. При этом возможен переток и переквалификация части трудовых ресурсов из сферы материального производства в сферу услуг, которые во всех столичных городах имеют значительный вес и стремительно развиваются. Необходимо также задействовать интеллектуальный потенциал относительно близко расположенных Караганды, Павлодара, Кокшетау, переместив в эти города ряд родственных по их народнохозяйственному профилю министерств и ведомств.
В связи с закрытием и сокращением ряда предприятий и учреждений в этих городах дефицита специалистов не будет. В то же время появление государственных органов управления вдохнет в них жизнь, поднимет их статус и удалит налет провинциализма, что крайне им сейчас необходимо.
К примеру, размещение в Кокшетау Министерства экологии и природных ресурсов помогло многим его жителям найти себе работу, а само министерство без проблем разместило своих сотрудников.
Подобная рассредоточенность государственных, финансовых, учебных и других управленческих структур очень характерна для США, где Нью-Йорк — признанный финансовый и культурный центр, Лос-Анджелес — центр аэрокосмической техники и киноиндустрии, Сан-Франциско — средоточие банков и новейших технологий (знаменитая Силиконовая долина), Чикаго и Детройт — промышленные и автомобильные гиганты, Даллас — процветающий центр самолетостроения и радиоэлектроники, Хьюстон — штаб-квартира национального космического агентства (NASA) и т.д.
Из Вашингтона в пригороды переместились такие министерства и ведомства, как Бюро стандартов, Комиссия по атомной энергии, Министерство военно-морского флота, Бюро переписи, Центральное разведывательное управление и многие другие.
В Федеративной Республике Германии большая часть государственных органов расположена не в Бонне, а разбросана по федеральным землям.
В Японии был принят четвертый комплексный план развития территории до 2000 года. В его основе — концепция развития Токио как одного из мировых центров. Все развитие японской столицы шло с акцентом на экономику (как в Алматы), и это привело к сверхконцентрации в нем населения, к астрономическим ценам на землю.
Выход из сложившейся ситуации японскими градостроителями видится в реализации концепции «японского коридора». Речь идет о рассредоточении всех функций столицы на территории от Токио до Осаки с двумя равнозначными промежуточными центрами. Новый единый городской организм, 12 министерств и 8 управлений составляют государственную администрацию вдоль 500-километрового участка сверхмегаполиса и обслуживаются круглосуточными рейсами сверхскоростных поездов.
В последнем генеральном плане Москвы и Московской области также предлагаются варианты развития столичного региона с выносом столичных функций за пределы центрального экономического района.
Вообще подобные системы развития столиц и рассредоточения, государственных финансово-деловых, научных, учебных и других управленческих функций способствуют равномерному и гармоничному развитию территории страны, росту и оживлению народнохозяйственных комплексов в городах и стабилизации численности населения в них, минимализации ущерба в случае непредвиденных обстоятельств (землетрясения, наводнения, сели, пожары, техногенные катастрофы, агрессия другого государства и т.д.).
Казахстан крайне нуждается в разработке новейшей схемы расселения по территории страны с учетом рыночных преобразований, что позволит ясно увидеть приоритеты государственной градостроительной политики и пути их достижения.
ЦЭС-инфо — №41 от 09.10.1998 г. Реформы (стр. 12)