Наиболее сложной проблемой в построении архитектурно-планировочной структуры города является организация целостной и органичной связи между его старой и новой частями. Размещение застройки на северных площадках по генеральному плану 1989 года влечет за собой крупную трансформацию сложившейся планировочной структуры города, способствует возникновению и развитию мощных меридиональных связей, реконструкции существующих транспортных магистралей: ул. Жансугурова (б. Белинского) Аэродромная, Щемякина, пр. Суюмбая (б. Красногвардейский тракт), Северо-западное кольцо.
С учетом существующей планировки и застройки, сложившейся в ходе исторического развития города под влиянием природно-климатических условий, планировочных ограничений, строительства Турксиба и начала развития народно-хозяйственного комплекса столицы, планировочная структура Алматы имеет свои особые отличия, как и любой город.
Определились отдельные планировочные зоны (ПЗ), разграниченные друг от друга крупными природными и транспортными ограничителями: Центральная, Западная, Северная и на перспективу, Восточная.
Деление территории любого города, особенно крупного, на свои особые градостроительные единицы соблюдается при разработке всех генеральных планов. Как пишут авторы генерального плана Киева: «Территории города, в целом, предусмотрено расчленить на комплексные селитебно-производственные планировочные зоны с населением около 500 тыс. чел. Сбалансированные, как правило, по всем показателям, характеризующими конечную социальную эффективность генплана балансу расселения и трудового тяготения, развитию системы общественного обслуживания и рекреации. В состав каждой планировочной зоны включаются соответствующая промышленная зона, селитьба и рекреация, а также определенные объекты общегородского центра, т.е. образуется «город в городе» позволяющий смягчить последствия, связанные с увеличением размеров городской территории по мере роста численности населения».
В идеальном варианте, планировочная зона и административная единица города должны совпадать по своим границам, что в действительности не наблюдается. Нынешнее административное деление территории г. Алматы досталась нам в наследство от коммунистической системы, где районирование отталкивалось скорее от количества членов партии, промпредприятий и от других, аллаху известных причин.
В генеральном плане Ленинграда и Ленинградской области, как наиболее образцово выполненном градостроительном документе, его авторы выделили на территории города так называемые планировочные направления, объединяющие производственные и жилые территории с постоянным населением от 400 до 700 тыс. человек каждый. На будущее, предполагается их совместить с границами административных районов. В пределах области планировочные направления переходят в планированные макронаправления, связывающие Санкт-Петербург с центрами крупных соседних экономических районов — Прибалтика, Москва, Псков…
В определившей планировочной разбивке территории Алматы наиболее высокой насыщенностью объектами культурно-бытового обслуживания, плотной сеткой городских магистралей, с масштабной человеку архитектурой, выделяется Центральная планировочная зона.
Западная ПЗ со своей главной осью, пр. Абая, проставляет собой продолжение исторически сложившегося развития города вдоль гор.
Северная ПЗ насыщена промышленностью и коммунально-складскими объектами с неблагоприятной экологией, где долинные ветры наблюдаются в северной ее части. Одной из главных осей Северной ПЗ предполагается быть ул. Жансугурова и далее, Капчагайскому шоссе. Появлению и жизнеспособности Восточной ПЗ способствуют перспективные связи на региональном уровне с восточными районами области и далее с Китаем, а также благоприятные природно-климатические условия местности. Главная улица идет вдоль Большого Алматинского канала. Впервые на данные территории было обращено внимание в проекте института «Ленгипрогор» в 1963г./арх.
Бобович Г.А./, где они назывались в качестве резервных.
Функционально-планировочная организация южной части города (Центральная и Западная ПЗ) и северных территорий — это целостная система с развитыми транспортными осями, общественными центрами на них, рекреационными зонами. В южной части планировочная структура имеет интенсивный рисунок. Трудовые, транспортные и социальные связи преимущественно развиваются в широтных направлениях. Во избежание излишних нагрузок на центральную часть города намечается усиление, реконструкция некоторых широтных магистралей, строительство многоуровневных развязок, возникновение обводных магистралей, позволяющих направить транспортные потоки в обход центра города.
Северная П3 характеризуйся ярко выраженными меридиональными связями, берущими начало в Центральной ПЗ и объединяющими места приложения труда, селитьбу, общественные центры по наиболее кратчайшим направлениям. Функционально-планировочная структура имеет линейный характер с несколькими широтными осями, последовательно разделяющими ПЗ для улучшения рокадных связей между отдельными структурными элементами. Самая крупная из них — Большой Алматинский канал (БАК) мощная рекреационная ось, соединяющая несколько городских зон отдыха в единую систему. Следующая ось — железнодорожная магистраль Ташкент-Новосибирск-Турксиб с примыкающими к ней многочисленными, в основном коммунально-складскими, предприятиями республиканского, областного и городского значения.
Как уже отмечалось, часть территории Северной ПЗ находится в условиях полного безветрия и наряду с большой насыщенностью промышленных я других объектов требует радикальных преобразований в планировочной организации территории: постепенный вывод многих складских и транспортных предприятий с большими грузооборотом, экологически вредных промпредприятий, расширение и благоустройство зеленых меридиональных ходов вдоль пойм многочисленных речек, строительство низкоплотного жилья и градостроительных узлов на пересечении важных городских магистралей.
Функционально-планировочная организация на перспективных северных территориях в районе п. Первомайка носит другой характер, в отличие от южной части города. Членение этих территорий на различные структурные элементы, трассировка магистралей, функциональное зонирование определяется геоморфологи цепким рисунком рельефа, наличием многочисленных речек, слабым уклоном местности. Организация жилой застройки должка вестись с учетом влияния долинных ветров, более континентального климата. Промышленные предприятия с невредным характером производства располагаются непосредственно в селитебной зоне, вблизи главных городских магистралей.
В отличие от многих крупных разработок по таким городам, как Санкт-Петербург, Киев, Шнек, Ташкент, Московские градостроители в генеральном плане Москвы и Московской области отказались от некоторых положений предыдущего генерального плана, который, как они утверждают, строился на концепции замкнутого баланса территории. То есть в старом генплане территория города разбивалась на восемь планировочных зон, где работа и обслуживание было по месту жительства.
В новом генплане Москвы и Московской области не выделены какие-то самодостаточные зоны. Есть четыре самых крупных региональных центра -кроме общегородского — работающих не только на Москву, но и на всю агломерацию.
При таком подходе, когда на первый план выходит потребность горожанина в расширении выбора работы, услуг, отдыха и т.д. — как объективная тенденция социального развития — особую значимость играет мощное и многостороннее развитие как улично-дорожной сети, так и видов городского и внегородского транспорта.
Параллельно должны формироваться целостная система городского центра, узловые региональные и локальные центры. Для того, чтобы жители периферийных Московских районов почувствовали, что они тоже москвичи, предлагается создать на базе уникальных столичных объектов специализированные центры с одной ведущей тематикой. Такие объекты столичного уровня обслуживания предполагается разместить во всех административных районах Москвы и области.
Предполагаемая система общегородского центра и его региональных и специализированных узлов для Алматы будет рассматриваться в отдельной главе этой книги.В развитие основных положений генерального плана Алматы и АГСН в институте Алматыгенплан была разработана Концепция градостроительного развития г. Алматы / 1993г., где авторы, с привлечением специалистов других организаций подготовили варианты территориального развития города, и агломерации.
Развитие Алматы рассматривается до 2030 г. с расчетным населением 1,85 млн. чел. Экологически «грязные» и сейсмоопасные предприятия выносится за пределы города в район ж/д станций «Кайрат» Шамалган, здесь же размещаются новые производства с образованием городских поселений. Учитывая необходимость строительства, железнодорожного отвода от станций Узун-Агаш к станции Кадчагай, минуя Алматы, а также возникновение нового аэропорта, в районе с. Междурченское появляется возможность в формировании нового города Жанакала.
В вариантах территориального развития города и агломерации предполагается развитие г.г. Каскелен, Талгара, п. Дмитриевка, ст. Кайрат, п.Заречный, Алатау и др. с ростом населения до 100-200 тыс.чел. с размещением в них агрорно-промзводственных комплексов, НИИ, современных производств объекгов международного туризма, обслуживания, деловых центров.
Практически все варианты предлагают первоочередное развитие на прилегающих к Алматы, территориях (Первомайка, частично Бурундай, Калкаман, КИРГ и, при необходимости, район вертолетного поля) в пределах первого транспортного кольца города с расселением на этих площадках 200-300 тыс. чел.
При нынешних сложных финансово-экономических условиях Республики Казахстан, недостаточно проработанных предложений по переносу столицы в г. Акмолу, на первый план выдвигаются реальные материально-технические и иные возможности для воплощения в жизнь проектных предложений по Алматы.
Из таких же соображений отталкивались проектировщики генерального плана Ташкента, когда выбирали основной вариант развития.
I вариант — компактное развитие/3,3 млн.чел/, в основном, южном направлении.
II вариант — развитие по четырем направлениям в сторону г.г. Келес, Улугбек, Бектемир и Зангиат.
III вариант — по двум основным направлениям вдоль долины р. Чирчик.
Ввиду значительных капвложений на I очередь и мощного развития транспортных и инженерных сетей по II и III вариантам, был выбран I вариант.
Миллионные города бывшего СССР, а ныне СНГ имеют один и те же застарелые и запущенные болезни, вылечить которые в одночасье не представляется возможным. По примеру крупнейших городов развитых стран, как Лондон, Париж, Вена, Берлин и других, единственным выходом из создавшегося положения являются подлинно рыночные механизмы воздействия на развитие города — которые у нас до сих пор не работают.
Использование социально-экономических методов (отпираясь на мировой опыт), заключающееся в комбинации рент трех видов (за землю, воду, энергоресурсы) и санкций (за грузооборот, на сброс стоков, выбросы в атмосферу, а также запахи, шумы, вибрацию) сделает невыгодным размешаться в Алматы некоторым предприятиям. Они должны будут перебазироваться в другие населенные пункты, где ниже плата за ренту за санкции.
Как одно из предложений по генеральному плану Алматы и пригородной зоны по принципу однородности различных по уровню интеграции территории, выделены укрупненные средовые зоны.
В отличие от планировочных зон и направлений средовые зоны характеризуются некоторой статичностью, к каждой из которых определяется особый набор средств и методов совершенствования, свой экологический режим градостроительного проектирования.
Ядро городского центра — сосредоточение материальных и духовных ценностей, созданных на сравнительно короткое время, комплексы выразительных градостроительных ансамблей и памятников архитектуры. Необходимо особо бережное отношение к сложившейся структуре и облику застройки. Основные градостроительные мероприятия должны нести щадящий характер.
Городской центр выделяется функциональной насыщенностью по сравнению с другими зонами, разнообразием культурных и торгово-бытовых учреждений, центр приложения трудовых ресурсов города, занятых, в основном, в культуре торговли, культурно-бытового обслуживания, в деловых и научно-исследовательских и проектных институтах. Необходима постепенная разгрузка этой зоны от некоторых людоемких обърктов, запрещение строительства крупных общественных торгово-бытовых комплексов, запрещение проезда грузового и транзитного автотранспорта, строительство подземных гаражей и стоянок автотранспорта, увеличить площадь зеленых насаждений общего пользования путем организации новых парков и скверов.
Подобные и другие мероприятия градостроительного, организационного и технического характера позволят улучшить экологическую обстановку в данной зоне, поднимут престиж и притягательность ее как городского центра Алматы.
Установить охранные зоны и объекты архитектурно-художественной и культурной значимости значимости, наметить комплекс мер для постепенного воссоздания и сохранения облика города -сада.
Выставочная зона-вторая по значимости и функциональной насыщенности средовая зона. Необходимо развивать и совершенствовать планировочную структуру путем возникновения крупных общественных центров вблизи озера Сайран по проспекту Абая, по ул. Комсомольской, пр. Рыйымбека, ул. Темирязева как главных широтных магистралей в западном направлении. Проводить постепенный снос малоценного жилого фонда с заменой его на жилые и общественные объекты, строительство парков и скверов. Максимальный снос и расширение, с устройством набережных и зеленых ходов пойм рек Весновка, Большая Алмаатинка для свободного прохождения горных бризов в жилые кварталы города.
Западная зона — представлена, в основном микрорайонной застройкой 50-60-70 годов. Необходима комплексная реконструкция крупнопанельного домостроения первого поколения серии КЗ-464, усиления их сейсмостойкости при возможности улучшения их архитектурно-планировочного блика, а возможно и массового сноса по примеру московских властей.
Развитие общественных центров внутри селитьбы и на крупных магистралях, строительство крупного торгово-бытового комплекса вблизи центрального автовокзала.
Ново-западная зона — в трассировке магистралей требуется максимальный учет природного ландшафта, сохранение широких меридиональных зеленых коридоров вдоль рек.
Предусмотреть развитие вдоль прилавков гор зоны лечебно-оздоровительных учреждений, в дополнение к существующим.
Застройка ведется градкомплексами с одновременным формированием всех элементов жилой среды. Концентрация объектов соцкультбыта вблизи станции метрополитена.
Размещение объектов с невредным характером производства в структуре селитебной зоны на крупных общегородских магистралях.
Промышленно-селитебный пояс — в настоящее время представляет собой конгломерат промышленных, коммунальных и складских объектов, перемыкающихся с малоэтажной жилой застройкой.
Так как данный пояс с двух сторон отходят две мощные магистрали с большими грузопотоками, то состояние качества окружающей среды находится под угрозой.
Необходим максимальные вынос коммунально-складских предприятие в более благоприятную зону, упорядочение жилой застройки путем организации удобной улично-дорожной сети, уменьшения плотности жилфонда, строительство комфортабельных 1-2 этажных коттеджей с приусадебными участками внутри застройки и возведение многоотажных высотных комплексов по пр. Раимбека на пересечении с важнейшими городскими магистралями.
Срединная зона — один из самых экологически неблагоприятных районов города.
Характеризуется как плохо проветриваемая зона с большими территориями, занятыми промышленными и коммунально-складскими объектами. Необходимо максимальное освобождение территории этой зоны от грузоёмких коммунально-складских предприятий, расселение жилых домов, расположенных в санитарно-защитных зонах, расширение существующих и строительство новых магистралей, как ул. Жансугурова, Шемякина, Аэродромная, пр. Суюмбая, ул. Степана Разина, Советской Конституции.
Здесь предлагается, в основном, малоэтажное жилищное строительство с акцентированием важных градостроительных узлов в районе ст. Алма-Ата-I, на пересечении ул. Жансугурова, и Степана Разина и т.д.
Требуется расширение пойм рек, пробивка сквозных меридиональных зеленых коридоров. Развитие широтного зеленого хода, вдоль БАКа, как одной из важнейших композиционных осей в планировочной структуре города, будет также способствовать оздоровлению окружающей среды в данном районе.
В вопросах функциональной организации данной зоны и развития планировочной структуры в первую очередь, должен ставиться экологический подход, охрана окружающей среды.
Северная зона — территория совершенно отличная от южной предгорной зоны. Необходима разработка типа жилого дома, рассчитанного на 8-бальную сейсмику, учета континентального климата данного района. Планировочная структура должна учитывать геоморфологию участка, более активный ветровой режим.
Северо-западная зона — территория отличается сильно пересеченным рельефом с широкими и глубиной до 7-10 метров поймамирек Б. Алмаатинка, Теренкара, Ащибулак с выбивающими на поверхность горячими и холодными источниками минерализованных вод. Б широтном направлении данная зона разрезается Большим Алматинским каналом (БАК). Промышленное строительство исключено, кроме некоторых объектов сельскохозяйственного назначения /теплицы, парники/. Трассировка магистралей и инженерных сетей должна вестись с учетом охраны окружающей среды. Преимущественное развитие здесь получают рекреационно-оздоровительные функции; жилищное строительство намечается вести в малоэтажном исполнении, южнее БАКа.
На базе имеющихся древних сакских курганов предполагается создать крупный историко-этнографический парк с музейным комплексом.
Зона перспективного территориального развития г. Алма-Аты находится в северо-западном направлении за железнодорожной магистралью. Природно-климатические условия одинаковы с Первомайской площадкой, т.е. более активный ветровой режим, спокойный рельеф. Следующая зона является своеобразным поясом строгого регулирования строительства, где резко ограничивается размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов, инженерных сетей и сооружений.
В силу того, что данный пояс является резервной территорией для возможных, на далекую перспективу, урбанизированных всплесков Алматинской агломераций, то любое, намечаемое к размещению, сооружение должно проходить обязательное согласование в головной проектной организации.
Зона перспективной урбанизации прилегает к существующим и будущим мощным транспортно-коммуникационным коридорам. Наиболее развитой по своим параметрам является северное направление вдоль железнодорожной магистрали и автодороги союзного значения Алматы — Капчагай, где наблюдается относительно густая сеть поселений /п. Энергетический, с.с. Дмитриевка, Алий, Жаналык, Николаевка, Заречный, где проектировщики предлагают на сегодня 4 крупных города/.
Следующие направления данной зоны расположены в восточном и западном секторах от перспективных границ г. Алматы вдоль предгорий Заилийского Алатау с г.г. Каскелен, Талгар, Есик. Параллельное развитие здесь должны получить лечебно-оздоровительные и спортивно-развлекательные функции с детскими лагерями отдыха, домами и базами отдыха санаториями и т.д.
Зона разреженного расселения отличается редкой сетью поселений, отсутствием развитых магистралей, а на северных территориях еще и неблагоприятными природно-климатическими условиями.
В целом, подобное средовое зонирование представляет собой кратко сформулированную концепцию перспективной градостроительной политики в масштабах групповой системы расселения крупнейшего города и может служить аналогом для некоторых других крупных зон их влияния.