ЧЕЛОВЕК И ПОДЗЕМНАЯ СТИХИЯ
В который раз мы убеждаемся, что, несмотря на технический прогресс, последние достижения науки, человек выглядит беспомощным перед силами природы.
Недавнее землетрясение в Японии с эпицентром в 7 баллов в городе-порту Кобе с населением почти в полтора миллиона жителей (почти как Алматы) вновь напомнило нам, что Алматинский сейсмический район относится к одним из активнейших на территории бывшего СССР.
Согласно обзорной карте сейсмического районирования территории СССР, в районе Алматы возможно возникновение очагов землетрясения с магнитудой более восьми баллов по шкале Рихтера. Интенсивная сейсмичность проявляется периодически. Так, в период с 1885 по 1911 годы здесь произошло несколько землетрясений, в т.ч. Верненское (1887 г), и Кеминское (1911 г.) с магнитудами 7,3 и более 8 баллов, Чиликское (1889 г.) с магнитудой 8,4, сказавшиеся на расстоянии 120 км в г. Верном с интенсивностью 7-8 баллов.
Учеными-сейсмологами, кроме балльности территории введена индексация 1, 2, 3, которая соответствует повторяемости расчетных землетрясений в 100, 1000 и 10000 лет.
Для Алматинского сейсмического района индексация равняется 1, т.е. один раз в 100 лет. Это означает, что данный район уже на пороге сильных землетрясений и к ним надо готовиться (кстати, промежуток между сильными землетрясениями в Ленинакане составил 62 года). Но в достаточной ли степени мы готовы к этому?
Если признаться, то, конечно, — нет. Учебная тревога, проведенная в конце 1994 года штабом гражданской обороны г. Алматы в 5 часов утра лично мне показалась очередным мероприятием, чтобы поставить дежурную галочку для самоуспокоения, как городских властей, так и нас самих.
Никто не даст гарантии того, что при настоящей тревоге многие жители ее не проигнорируют.
Согласно отчету о научно-исследовательской работе «Разработка системы мер по страхованию застройки и функционального использования территории для жизнеобеспечения г. Алматы и Алматинской групповой системы расселения в экстремальных условиях (I этап)», выполненной институтом сейсмического строительства и архитектуры и институтом «Алматыгенплан» в 1990 г. (в его составлении участвовал и автор данной статьи), удельный вес сейсмостойких жилых домов составляет 15—16 процентов общего количества жилых домов Алматы, в которых проживает 48 процентов жителей города. То есть более половины жителей Алматы проживает в сейсмоопасных зданиях, сейсмостойкость которых требует специальной оценки после соответствующего обследования.
Основная масса сейсмоопасных домов представляет собой 1—2-этажные здания ниже пр. Раимбека, в Малой станице и других районах города. Большинство из них построено с нарушениями норм сейсмостойкого строительства, с высокой степенью износа.
По данным проектных материалов 1984 года, в Алматы жилой фонд ниже пр. Раимбека по материалу стен распределялся следующим образом: крупнопанельное и монолитное жилье — 5 процентов, кирпичное — 19,3 деревянное — 11,9 саман, камышит — 63,8 процента. Естественно, эти данные за 10 лет существенно не изменились, а степень износа, скорее всего, увеличилась. В том же году в центральной части города крупнопанельные, и монолитные дома составляли 37 процентов, кирпичные — 50, деревянные — 2,0, саман, камышит — 10,4 процента. Бросается в глаза резкая разница, в наличии саманных и камышитовых домов. Вообще исторически, в планировочной структуре Алматы территории ниже пр. Раимбека всегда сильно проигрывали южной зоне города, как по экологии, так и по качеству жилья. Сюда же надо добавить и худшие горногеологические условия, то есть более высокую сейсмичность.
От землетрясения в г. Кобе (Япония) пострадали в основном ветхие деревянные и старые малоэтажные блочные дома. Все высотные здания — а в Кобе есть сооружения и в 20, и в 40 этажей — и застройки последних 10—20 лет благополучно выстояли.
Анализ последствий разрушительных землетрясений в Петропавловске — Камчатском, Жамбыле, Бухаресте, Ленинакане показал, что неплохо переносят удар подземной стихии крупнопанельные дома.
Чем вызвана стойкость этих домов, в том числе девятиэтажных? Как говорят специалисты, одной из причин является многоячейковая структура системы с частым расположением несущих стен. В них даже повреждения в виде разрушений отдельных связей или элементов не вызывают обрушения здания.
Немаловажно и то, что масса крупнопанельных домов, по сравнению с каменными, значительно меньше, что качество основных конструкций обеспечено условиями заводского изготовления, что панели пронизаны вертикальной и горизонтальной арматурой, повышающей сопротивление стен.
Таким образом, хорошо уже то, что в Алматы многие живут в крупнопанельных домах.
Что же реально делается в городе для подготовки населения к сильному землетрясению?
Новые жилые дома как в кирпичном, так и в крупнопанельном исполнении сооружаются с соблюдением антисейсмических мероприятий. Однако, повторяю, более половины жителей Алматы проживает в несейсмостойких домах.
В основных положениях генерального плана Алматы (1989 г.) предусматривается комплекс мероприятий по обеспечению безопасности проживания жителей. Это, прежде всего, снос несейсмостойкого жилья в зоне тектонических разломов, пересекающих город во всех направлениях и на территориях с сейсмичностью более 9 баллов в районе проспекта Раимбека и ниже до железнодорожной станции Алматы-1, Малой станицы. Этот жилой фонд наиболее беззащитен перед сильным землетрясением.
На следующем этапе необходимо отселение людей из несейсмостойкого жилфонда, расположенного на территории с девятибалльной сейсмичностью. В основном он находится выше пр. Раимбека, и отдельные его пятна — в районе железнодорожного вокзала Алматы I.
Мероприятий намечено много. Беспокоит одно — нет реальных подвижек, потому что государство не находит на это денег.
Так, в постановлении Совета Министров Казахской ССР от 19 мая 1989 г. № 163 «О мерах по снижению ущерба от возможных землетрясений в сейсмоопасных районах Казахской ССР и ликвидации последствий» предусматривается широкий комплекс мероприятий по безопасности проживания вне сейсмостойком жилом фонде, определены ответственные организации, в том числе имелось в виду выделение материальных и финансовых ресурсов.
Однако истинного переживания власть предержащих за жизни тысяч алматинцев, проживающих в несейсмостойких домах, не чувствуется. Дежурные сигналы тревоги здесь не в счет. В самом деле, средства на строительство различных дворцов, на бесчисленные поездки парламентариев и других за границу, покупку и содержание дорогих служебных иномарок и т.д. находятся. А вот найти небольшую сумму на совершенствование сейсмических датчиков не только в Алматинском сейсморайоне, но и по всему Южному Казахстану, наиболее подверженному риску сильнейших землетрясений и, как ни печально, с очень высокой плотностью населения, до сих пор не можем.
Почему наши городские власти не обратятся к положительному опыту москвичей, не пытаются понять, как мэру Ю. Лужкову удалось за 1994 год построить жилья в 2,5 раза больше, чем в 1991 году. Наверное, не только за счет придумывания бесчисленных дополнительных налогов, а скорее всего благодаря умелому распределению бюджета города, налоговым льготам, привлекающим деньги потенциальных инвесторов в строительный бизнес.
Видимо, надо шире использовать такую возможность, как выделение земли в престижных районах города для строительства дорогостоящих особняков с единым подрядчиком и заказчиком, что гарантирует соблюдение антисейсмических мероприятий. А полученные благодаря этому средства направлять на строительство жилья для социально необеспеченных слоев населения.
Отсутствие полнокровного, а не лозунгового рынка привело к резкому сокращению выпуска продукции крупнейшего в Казахстане столичного домостроительного комбината, других предприятий стройиндустрии. Если в недавнем прошлом ежегодные объемы жилищного строительства в Алматы достигали 600 тыс. м2 , то в 1994 году было введено в строй лишь 125 тыс. м2, в т.ч. 55 тыс. м2 — крупнопанельное домостроение.
Там, где отсутствует мощный подрядчик, возникает стихийный «самострой», люди пытаются «дешево и сердито», с нарушениями антисейсмических норм построить себе крышу над головой.
Коли крупнопанельное домостроение хорошо «держит» подземные толчки, необходимо, думаю, переориентировать часть продукции домостроительного комбината и завода КПД в п. Заречный близ г. Капчагая на малоэтажные дома, обладающие к тому лее высокой степенью сборки и отличающиеся дешевизной строительства. Но для того, чтобы профинансировать проектирование архитектурно — выразительных малоэтажных домов для разных категорий населения, типов семей и даже природно-климатических условий, потребуется государственная поддержка. Немалые ресурсы нужны для переоснастки технологических линий, изготовления разнообразных пресс-форм и т.д.
В конечном счете, речь идет о безопасности проживания тысяч людей не только в городе, но и в сельской местности. Вспомним Спитакское землетрясение 1988 года, когда первые спасатели, бросившись вытаскивать раненых и убитых из-под обломков домов города, забыли о сельских жителях, пострадавших вне меньшей степени от природной стихии.
В сельской местности морально и физически устаревшая застройка по площади составляет значительную долю в общем жилом фонде населенных пунктов, расположенных в сейсмических районах. Все это также усугубляется отсутствием должного архитектурно-строительного контроля.
В творческом багаже наших проектировщиков немало достойных внимания наработок, однако, они плохо внедряются в практику. Интерес, например, представляют дома из объемных блоков типа «колпак», изготовляемых по технологии и на оборудовании, разработанных институтом «КазпромстройНИИпроект». Предлагаемая технология эффективна для малоэтажной застройки при индивидуальном строительстве и строительстве «хозспособом». Преимуществом является относительно низкая стоимость капитальных вложений на создание подобной базы. Полигоны по изготовлению объемных блоков предлагалось создать на ряде предприятий стройиндустрии.
В стороне осталась проблема промышленных предприятий, большая часть которых построена 40-50 лет назад. Кто даст гарантию, что при сильных подземных толчках они не погребут под собой целые бригады и рабочие смены, как это произошло в Ленинакане. Нам еще далеко до добросовестности и квалификации японских строителей, благодаря чему в г. Кобе благополучно выстояли мощные заводские корпуса, в т.ч. с полным металлургическим циклом, сложной химией и электроникой.
Из генплана в генплан переходят у нас предложения градостроителей о выводе за черту города, ряда экологически вредных предприятий, в том числе взрыво- и пожароопасных, не работающих на столичный народнохозяйственный комплекс складов и баз, транспортных предприятий, а воз и ныне там.
Необходимы тщательный анализ структурной организации градообразующей базы города, сравнение ее с постановкой дел в других крупнейших городах. В столичном городе в перспективе все большую роль должны играть так называемые «четвертичные»* отрасли экономики, как наиболее высокоинформационные и исключительно динамичные в своем развитии. Это в первую очередь — наука, финансы, управление и координация развитием народнохозяйственного комплекса, подготовка и обучение кадров, культура, отдых.
Преобразование Алматы в город со столичными функциями должно идти по пути Вашингтона, Бонна, Канберры, Вены. Китайские градостроители, например, в генеральном плане Пекина подчеркнули такую фразу, характеризующую облик столицы: «Пекин — это административный, деловой и культурный центр страны». Нам к этому надо тоже прислушаться. Присмотреться. Говорят, нет худа без добра. Так, нынешнее тяжелое экономические положение, к счастью, приостановило исполнение многих «благих» пожеланий руководителей некоторых министерств и ведомств по расширению и реконструкции совершенно ненужных для столичного комплекса предприятий, в том числе сейсмонеустойчивых и людоемких. Будем надеяться, что будущее выздоровление нашей экономики будет идти параллельно со структурной перестройкой производственной и социальной инфраструктуры столицы Казахстана.
Цель данной статьи заключается не в том, чтобы запугать людей, а в том, чтобы обнажить остро стоящую перед алматинцами проблему — реально существующую угрозу разрушения домостроений, гибели людей, вследствие предполагаемого землетрясения.
Давно, видимо, пора создать в Казахстане по примеру России, министерства по чрезвычайным ситуациям, наделив его самыми широкими полномочиями, мощной материальной и финансовой базой. Одной из первых задач этого министерства была бы немедленная реализация первоочередных мероприятий вышеупомянутого постановления № 163 от 19 мая 1989 года.
* «Первичные» отрасли — сельское хозяйство и добывающая промышленность. «Вторичные» — обрабатывающая промышленность и строительство.
«Третичные» — транспорт, связь, торговля, общепит, бытовое обслуживание, здравоохранение.
Н. Аужанов – журнал «Казахстан: экономика и жизнь»
№ 6, 1995 г. (стр. 71-74)