Одним из убедительных примеров коренных социальных преобразовании является Казахстан, превратившийся за годы Советской власти в республику с высокоразвитым промышленным потенциалом, немалым числом новых городов и поселков. В ее пределах сегодня формируется и развивается ускоренными темпами ряд мощных территориально-производственных комплексов. Но эти темпы наряду с решениями задач рационального размещения производительных сил, все с большей остротой выдвигают в порядок дня и демографические проблемы, в частности, проблемы наилучшего расселения людей в регионах.
Карагандинский территориально-производственный комплекс (ТПК), о котором ниже пойдет речь, по объему производства промышленной продукции, численности промышленно-производственного персонала, основным фондам и другим показателям является самым крупным в республике. И его народнохозяйственное значение в перспективе будет неуклонно возрастать. Однако уже сейчас обнаруживают себя некоторые негативные тенденции, мимо которых нельзя проходить. Например, шахтеры бассейна и десяток пятилетке заметно снизили темпы добычи угля. Причин тому, разумеется, много. Но одна из наиболее существенных состоит в том, что на шахтах в минувший период недоставало нескольких тысяч человек: сказалась большая текучесть кадров.
Тщательный анализ сложившейся ситуации выявил довольно любопытную закономерность: почти все шахты, испытавшие острый недостаток рабочей силы, располагались на западе бассейна в районе городов Сарани, Абая, Шахтинска. Условия разработки угли здесь, правда, более сложные по сравнению с шахтами Караганды, но это, по мнению специалистов, во многом компенсируется более совершенной технической вооруженностью здешних шахт. А вот уровень бытового обслуживания населения городов Сарани, Абая, Шахтинска в полтора-два раза ниже, чем в Караганде. Это относится и к сфере общественного питания, и к медицинскому обслуживанию и т.д. Не случайно и рост населения в этих городах существенно отстает от темпов, определенных их генеральными планами: в Сарани — в полтора, в Шахтинске — почти в два раза.
Казалось бы, такие факторы, как благоприятное расположение этих городов, более чистый, чем в Караганде, воздух, хорошее автобусное сообщение с областным центром, должны были способствовать притоку сюда населения и развитию малых городов. Но на деле, как видим, происходит иное. Дело в том, что не был учтен в полной мере социальный фактор.
Исследования показывают, что число высококвалифицированных рабочих в промышленности Карагандинского угольного бассейна всего за десять лет — с 1965 по 1975 г. — возросло более чем в два раза. И за тот нее период резко уменьшилось число малоквалифицированных. Другими словами, иным стал современный рабочий, иными — его запросы. Сегодня только один материальный стимул — высокая заработная плата — решает далеко не все, так как сами по себе деньги не могут удовлетворить всех потребностей современного рабочего или специалиста. Современный человек хочет бывать в театре красиво и модно одеваться, получать высококвалифицированную медицинскую помощь в хорошей клинике или больнице, слушать классическую или эстрадную музыку в современном концертном зале и т.д. Сегодняшние же города-спутники (не говоря о поселках) зачастую не могут удовлетворить этих запросов.
На современном этапе экономического развития Карагандинского ТПК все более очевидной становится зависимость увеличения производительности труда от таких факторов, как закрепление кадров, устранение нежелательной миграции. А этой цели можно достичь, лишь решив социальные проблемы, улучшив работу сферы обслуживания населения, обеспечив рабочими местами вторых членов шахтерских семей.
Кстати, проблемы эти не чисто местного характера. Те же тенденции проявляются в ряде других районов республики и страны. Например, по оценкам специалистов, не менее 40% оттока населения из городов Сибири обусловлено недостаточным уровнем развития сферы обслуживания населения.
Хотя города Сарань, Абай, Шахтинск, Актау и другие появились на карте области в 50-е годы и избежали в той или иной мере в своей планировке неорганизованной застройки, работа над проектом дальнейшей застройки Шахтинска (институт «Карагандагорсельпроект», 1978 г.) и обследование Абая и Актау показали, имеющиеся резервы территории для размещения крупных общественных и торговых зданий в центрах этих городов используются нерационально. Они или пустуют, или заняты по сей день молочным одноэтажным жильем. Между тем тенденция укрупнения шахт в Карагандинском угольном бассейне требует перехода от стихийного строительства мелких поселков возле каждой шахты к возведению благоустроенных городов с численностью населения до 100 и более тысяч, где могут быть созданы условия для удовлетворения всех культурно-бытовых потребностей жителей.
Очевидно, что теперь при проектировании так называемых малых городов необходимо также, как и в больших, стимулировать строительство крупных специализированных домов быта и универсамов, дворцов культуры и спорта и вводить их в строй наряду с жильем. Без этого не обеспечить в малых городах и рабочих поселках современного уровня комфортности. И фактор времени тут играет также первостепенную роль. Людей устраивает бытующая практика, когда магазины в новом микрорайоне появляются лишь через 2—3 года после сдачи жилья, детсады и ясли — через 5—7, а дворцы культуры, спортивные залы — спустя 15—20 лет.
Сегодня характер расселения городского населения в Карагандинской области имеет ряд отличительных особенностей, с которыми нужно считаться. На фоне других населенных пунктов Караганда, где число жителей перевалило за 500 тыс., выглядит таким гигантом, рост которого пора уже ограничивать. Это первое. Именно здесь, а также вообще в зоне влияния Карагандинского угольного бассейна концентрируется 85% городского населения области (перепись 1979 г.).
Такая структура в основном сохранится на перспективу. Но предпочтение надо отдать развитию таких городов и поселков, как Сарань, Абай, Шахтинск, Актау Топар. По сравнению с Карагандой и Темиртау, где уже затруднено размещение промышленности из-за дефицита городской территории, они находятся в более благоприятных условиях. Если же предприятия продолжить размещать в центрах агломераций, то здесь будут существенно возрастать нагрузка на уличную сеть, удлиняться инженерные коммуникации, повышаться транспортная усталость жителей при поездках на работу и домой, ухудшаться состояние окружающей среды. Причем решительный крен в сторону развития малых городов надо делать уже сегодня, если мы не хотим дальнейшего оттока населения из них, стихийного гипертрофированного роста городов-гигантов.
По расчетам Московского института ЦНИИП градостроительства, численность городского населения Карагандинского ТПК к 1990—2000 годам достигнет 1,5—1,6 млн. человек (при нынешнем уровне немногим более миллиона). И к такому росту следует быть готовым. Демографическими процессами пора уже управлять.
Один из решающих рычагов такого управления — градостроительство: тщательный и всесторонне обоснованный выбор места для размещения жилых кварталов и промышленных предприятий городов в Караганде, Темиртау. Сарани, Абае, Шахтинске, а также в перспективе и для новых поселков и городов в основном в западной части угольного бассейна.
Важнейший фактор, в значительной мере определяющий все стороны развития Карагандинского ТПК, это совершенствование его инфраструктуры, то есть системы автомобильных и железных дорог, связи, инженерных сетей и коммуникаций и т.д. Еще К. Маркс писал, что «…плотность населения есть нечто относительное. Страна, сравнительно слабо населенная, но с развитыми средствами сообщения, обладает более плотным населением, чем плотно населенная страна с неразвитыми средствами сообщения». Анализ современного состояния инфраструктуры в этом регионе свидетельствует об отставании уровня ее развития от современных требований.
Плотность железных дорог в расчете на 1000 км2 территории здесь, правда, приближается к среднему по СССР показателю, но для такой промышленно-развитой области этот показатель низок. Скажем, в Донецкой области плотность железнодорожной сети в десять раз, а плотность автодорожной сети в 7,1 раза больше, чем у нас.
Создание в Карагандинском ТПК развитой инфраструктуры, особенно транспортной сети, позволит повысить эффективность освоения территорий региона под промышленное и гражданское строительство не только в крупных, но практически в любых населенных пунктах. Такая система расселения позволит избежать чрезмерного сосредоточения промышленных предприятий, чреватого нарушением экологического равновесия, и обеспечит жителям малых городов более широкий доступ к театрам, концертным залам, клиникам, крупным торговым центрам и другим предприятиям культуры и быта. С возрастанием же в перспективе скоростей транспортных средств поездки из одного города промышленной агломерации в другой вообще перестанут быть проблемой.
В качестве первоначальной меры усовершенствования сети автодорог в системе населенных мест Карагандинского ТПК целесообразно создать внешнее замкнутое кольцо автомагистралей, которое связало бы между собой все периферийные районы. Это активно способствовало бы их развитию. Намеченная в генеральном плане Караганды (ЦНИИП градостроительство) сеть транспортных дорог, соединяющих городской центр с пригородной зоной, также будет способствовать погашению уровня бытового комфорта в этом крупнейшем центре ТПК.
Западное от Караганды направление и в перспективе останется главным в смысле градостроения, что связано с размещением угля в бассейне. В восточном же направлении, как показывают исследования, целесообразно создание центров отдыха населения ТПК. Это, в частности, ослабит нагрузку на зоны отдыха в существующих городах, куда сейчас направляется основной поток отдыхающих. Такие водохранилища, как Петровское, Борлисайское, Курминское, после их соответствующего обустройства станут притягательными для горожан в силу своей относительной близости к Караганде и Темиртау наличия автомобильной и железнодорожной связи, лучшей гигиенической характеристики данной местности. Именно здесь следует строить санатории и дома отдыха, пионерские лагеря и туристские базы. Такое разделение зон труда и отдыха позволит рационально использовать наиболее благоприятные в природном отношении места региона в целях дальнейшего улучшения условий отдыха трудящихся.
В заключение следует подчеркнуть, что добыча угля и производство другой промышленной продукции в Карагандинском ТПК в перспективе должны расти. Однако успешно решить такую задачу без развития на современной основе малых и средних городов, таких, как Сарань, Абай. Шахтинск. Топар и других, трудно, что уже с достаточной очевидностью показала жизнь. В основных направлениях развития народного хозяйства СССР решению социальных проблем придается особо важное значение. Среди них в ряду кардинальных стоят вопросы расселения населения и развития системы населенных мест.
Н. АУЖАНОВ