Каковы современные тенденции в развитии современных городов?
Компактная структура, что влечет минимизацию расходов на строительство и эксплуатацию инженерных сетей, дорог, жилого фонда и объектов соцкультбыта.
Повышается комфортность проживания, близкие расстояния «работа-дом».
Плотностные характеристики освоения среды, по выражению доктора архитектуры С.Д. Митягина, в границах городов сегодня могут быть отнесены к категории деревенских.
Городской внутренний валовый продукт мог бы быть значительно более рентабельным, если бы в его совокупной цене удалось бы снизить транспортные, энергетические и ресурсные составляющие.
Бережное отношение к земле и реконструкция основных фондов, насыщение городской среды, максимальное использование потенциально возможного строительного пространства должно быть основной целью любого генерального плана. И не только северных городов (Астана, Караганда, Петропавловск, Костанай, Жезказган), но и где мягкая зима.
Анализ генерального плана г. Атырау показал градостроительную некомпетентность его разработчиков (ТОО «Казгипроград1»). Это и экстенсивное развитие города по обеим берегам р. Урал, преобладание в новой застройке малоэтажного жилого фонда, полное игнорирование принципа компактности территорий, что влечет растяжение всех коммуникаций, огромные затраты на строительство мостов через реку, бессмысленная трата личного времени на передвижения населения. А почему не правобережное развитие? Почему в концепции не было такого варианта и т.д.
К сожалению, на местах, заказчики таких очень затратных по финансам работ, тоже не умеют грамотно оценить проекты генеральных планов, проектов детальных планировок. Не удивительно, что через 2-3 года возникает необходимость их корректировок, а это – большие бюджетные средства.
Сегодняшняя столица, Нур-Султан, строится гигантскими темпами, уходя куда-то в степи за десятки километров. Помнится, президент Назарбаев устно делал замечания тогдашнему Акиму города – Исекешеву — по поводу выделения земли вдали от центра, игнорируя существующие дачные массивы в городской черте. Безразмерный бюджет города за счет остальных регионов как Алматы, Атырау, Актау не дает задумываться властям города об элементарной экономии средств, затрачивая наши нефтедоллары на строительство дорог к далеким жилым массивам, многокилометровых инженерных коммуникаций, бездарно задуманной линии легкорельсового транспорта (ЛРТ).
Еще раз подчеркиваю, Астана – это северный город, с суровой зимой, с буранными ветрами, коротким летом. Должна быть компактная структура города в основе генерального плана, присущая всякому живому организму в экстремальных условиях. А это, в первую очередь, экономия энергосбережения в городе, спрос на который будет всегда увеличиваться.
По данным международных аналитиков, к 2025 году ожидается удвоения мощностей энергопотребления в мире, что влечет поиск альтернативных источников энергии.
Стоимость строительства зданий в условиях Северного Казахстана в 2-3 раза выше, чем в Западной Европе, а по сравнению с субтропиками в несколько раз.
Компактное развитие города, учитывающее особенности климата, отвечает также и рыночным реалиям, так как повышается ресурсоемкость его территорий, фондоотдача и, в целом, доход, полученный от объема, производимого в пределах городской черты, товарной продукции и оказанных услуг, а также от скорости оборота финансовых средств. То есть, цена готовой продукции с 1 га компактной территории на порядок меньше такой же продукции, произведенной на условно размазанной территории, благодаря коротким связям между субъектами бизнеса, экономии времени ресурсов. Эти рыночные правила актуальны для любого поселения, независимо от природно-климатических условий – будь это Астана, Атырау или теплый Шымкент.