Данная статья является логическим продолжением разговора, поднятого в июньском за 1995 год номере журнала в материале под названием «Пока гром не грянет…». В нем говорилось об угрозе землетрясения в Алматинском сейсмическом районе, известном высокой плотностью населения, концентрацией крупных производственных объектов, в том числе и химического профиля, представляющих угрозу для здоровья и жизни людей вследствие возможных разрушений. Приводился структурный анализ жилого фонда г. Алматы по материалу стен, где наилучшие характеристики по сейсмоустойчивости признаны были за крупнопанельными домами с учетом нашего и зарубежного опыта.
В производственной структуре столичного народнохозяйственного комплекса нужен постепенный переход к высокотехнологичным и безвредным производствам, требующим квалифицированных кадров, выноса за черту города складских и транспортных объектов, превращения Алматы в финансовый, культурный и учебный, центр страны. Кроме того, с учетом благоприятнейших природно-климатических условий и выгодного географического положения необходимо дальнейшее наращивание лечебно-оздоровительных учреждений и спортивно-туристических центров в зоне влияния Алматы.
Предлагаемый широкий комплекс мероприятий по развитию так называемой «Большой Алматы» (в радиусе до 70 км) с учетом безопасности проживания жителей, прежде всего, рассчитан на государственную поддержку, так как требует значительных единовременных финансовых и иных затрат. При этом в нескольких срезах рассматриваются народнохозяйственный комплекс, как самого города, так и отдельно зоны его влияния — Алматинской групповой системы населенных мест (АГСНМ).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Г. АЛМАТЫ С УЧЁТОМ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ
В экономической сфере необходимо изменение структуры градообразующей группы — сокращение доли промышленности, в частности, коммунально-складских объектов, представляющих взрыво- пожароопасность, базисных складов продовольствия и промтоваров (предусмотреть постепенный вынос их за пределы радиуса ударной волны и радиоактивных излучении); увеличение занятых в науке и научном обслуживании, других отраслях столичного характера.
Требуется запрещение размещения предприятий отраслей промышленности, не обеспеченных местными минерально-сырьевыми ресурсами, районами сбыта, энерговодоемных, отрицательно влияющих на экологическую обстановку.
Надо предусмотреть вывод из города промышленных, складских, транспортных и коммуникальных объектов, являющихся неблагоприятными в экологическом отношении, не требующих применения квалифицированного, труда, нерационально использующих территории. Перепрофилировать технологические процессы отдельных предприятий и цехов.
Больше уделять внимания развитию научных, научно-исследовательских и проектных организаций, связанных с решением задач научно-технического прогресса республики, расширением академических исследований и решением прикладных проблем, в том числе изучением всего круга проблем, связанных с расположением Алматы и АГСНМ в сейсмически активном регионе.
Вовлечь в дело избыток трудовых ресурсов из пригородных поселений по принципу «маятниковой трудовой миграции» с созданием благоприятных условий транспортного обеспечения.
В социальной сфере необходимы ввод в эксплуатацию нового жилого фонда, позволявшего решить вопрос обеспечения каждой семьи отдельной квартирой или домом к 2000 году; повышение безопасности проживания в условиях сейсмики, предусматривающих отселение жителей из несейсмостойких, преимущественно одноэтажных, в капитальные жилые дома, сокращение количества населения, проживающего в зонах с сейсмичностью более 9-ти баллов и тектонических разломов, а также в районах с опасностью возникновения оползневых явлений и селевых потоков. Нужны ликвидация ветхого и несейсмостойкого жилфонда, модернизация и сейсмоукрепление несейсмостойких и с большим износом зданий; строительство жилых домостроений и объектов культурно-бытового обслуживания в сейсмостойких конструкциях; в зонах с сейсмичностью более 9-ти баллов осуществляется только малоэтажная низкоплотная застройка, включая и индивидуальную.
В сфере транспортного и инженерного обслуживания, инженерной подготовки территорий предусмотреть развитие и совершенствование улично-дорожной сети, обеспечивающей пропускную способность перспективных объемов грузовых и пассажирских потоков, строительство и пробивку обводных магистралей, строительство транспортных развязок в разных уровнях, обеспечивающих устойчивое функционирование в чрезвычайных ситуациях.
Необходимы увеличение парка автотранспортных средств, в частности, спецавтотранспорта (с подъемными кранами, бульдозеры, самосвалы, мощные тягачи и другая спецтехника); развитие скоростных видов транспорта для обеспечения перевозок пассажиров из отдаленных периферийных районов и обратно с целью эвакуации; вынос из города Алматинского и Бурундайского аэропортов вследствие угрозы для безопасности проживания населения в зоне взлета и посадки самолетов, а также неблагоприятного шумового воздействия на здоровье людей.
Предусмотреть строительство теплоисточников, расширение водозаборных и очистных сооружений, газораспределительных станции и электроподстанций, реконструкцию существующих инженерных сетей и сооружений на случай чрезвычайных обстоятельств; определить комплекс мероприятий по инженерной защите: 6е-регоукрепление, устройство подпорных стенок, набережных, противопросадочные мероприятия на северных территориях развития города, противооползневые на «прилавках» гор, противовражные.
В сфере архитектурно-планировочной организации города необходимо добиваться в планировочной структуре расчлененности между составными частями города, формирования взаимоувязанной системы озеленения города и пригорода, создания зеленых зон шириной до 200 метров вдоль рек Малая и Большая Алматинки, Весновка, Каргалинка, Аксай. Иметь в виду создание новых парков, скверов и бульваров, образующих единую систему открытых пространств, обеспечивающих эвакуацию и временное расселение населения при чрезвычайных ситуациях; выбирать наиболее благоприятные в микросейсмическом и природном отношении территории для размещения больниц, поликлиник, профилакториев и объектов курортно-бальнеологического назначения как объектов первоочередных мероприятий по ликвидации последствий землетрясений.
Общетоварные, производственные и специализированные склады размещать по возможности рассредоточено, в нескольких специально организуемых коммунально-складских зонах.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГСНМ С УЧЕТОМ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ
В экономической сфере. Развитие народнохозяйственного комплекса АГСНМ, направленного на обеспечение потребностей г. Алматы и АГСНМ, в товарах народного потребления, продуктах питания и сырьевыми ресурсами для предприятий перерабатывающей промышленности;
рациональное размещение производительных сил с приоритетным развитием северной части АГСНМ, размещение новых и выводимых из города предприятий в формируемые промышленные районы, размещение предприятий с благоприятными в экологическом отношении технологическими процессами;
развитие агропромышленного комплекса, направленного на удовлетворение потребностей населения г. Алматы и АГСНМ в скоропортящихся продуктах питания;
приоритетное развитие отраслей, осуществляющих заготовку, хранение и транспортировку продукции, увеличение емкости хранилищ и холодильников.
В социальной сфере. Осуществить развитие базы крупнопанельного и иного строительства в малоэтажном исполнении; расширение за счет различных источников финансирования объемов нового жилищного строительства с полным благоустройством и ориентированного преимущественно на малоэтажную застройку.
Путем улучшения условий труда, быта и отдыха в сельской местности приостановить миграцию населения в города и поселки АГСНМ; повышать сейсмостойкость застройки и отдельных сооружений, предусмотреть замену сейсмоопасных жилых домов и производственных вооружений, сейсмоукрепление и модернизацию существующего несейсмостойкого жилфонда, строгое ограничение жилищно-гражданского и производственного строительства в зоне с сейсмичностью более 9-ти баллов.
Приступить к формированию единой системы обслуживания с созданием подцентра АГСНМ в г. Капчагае, центров районных систем расселения в Каскелене, Талгаре, Иссыке, п. Энергетическом, с. Узун-Агаше как будущих пунктов эвакуации городских жителей.
Развить сеть рекреационно-оздоровительных учреждений, расширять зону преимущественно длительного отдыха в низкогорной части Заилийского Алатау, кратковременного отдыха — в северном направлении и на территориях с преимущественно пониженной сейсмичностью как будущих резервных пунктах приема и расселения эвакуируемого населения.
Продолжать освоение территории под аграрно-рекреационные зоны (коллективное садоводство), как зоны потенциально возможного расселения части эвакуируемого населения.
В сфере транспортного и инженерного обслуживания. Продолжать развитие и совершенствование единой транспортной системы АГСНМ в тесной взаимосвязи с Алматы, обеспечивающей региональные, областные и внутригородские перевозки грузов и пассажиров на основе строительства крупных железнодорожных сортировочных станций в районах г. Капчагай и ст. Чемолган, а также обходного железнодорожного пути в северо-западной части АГСНМ с целью исключения транзитных перевозок через г. Алматы, а также строительства вторых железнодорожных путей. Осуществлять создание взаимоувязанной системы автомоторных дорог, полукольцевой дороги вокруг г. Алматы (Каскелен —.Чемолган — Междуреченское — Караой — Дмитриевка — Новоалексеевка — Талгар); устройство обходных автодорог вокруг городов, поселков и сельских населенных пунктов АГСНМ, лежащих вдоль основных магистралей.
Расширение систем инженерного оборудования должно сопровождаться обеспечением всех населенных пунктов централизованным водоснабжением, обеспечением всех городских и сельских поселений, производственных объектов местными системами централизованного канализования и строительством комплексов по биологической очистке сточных вод.
Полностью газифицировать населенные пункты, подключив к природному газу поселения, вблизи которых пройдут магистральные газопроводы. Добиться максимальной централизации систем теплоснабжения за счет строительства районных и местных котельных, полной радиофикации и телефонизации населенных пунктов АГСНМ с целью оповещения населения.
В АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ АГСНМ.
В этом вопросе главное — определение функциональных зон и специализации отдельных зон по приоритетности развития народного хозяйства АГСНМ, определение зон перспективного жилищно-гражданского и промышленного строительства с учетом сейсмичности территории, близости развитых инженерно-транспортных коммуникаций.
Уделить внимание созданию пояса строгого градостроительного регулирования, предполагающего ограничение промышленного и жилищного строительства на территории данного пояса, административное управление областным и городским уровнем власти на паритетных условиях с целью недопустимости строительства объектов в нарушение основных положений генерального плана г. Алматы и АГСНМ. Не забыть о формировании системы зеленых насаждений в тесной взаимосвязи с зеленым каркасом Алматы.
Приведенные нами основные направления развития Алматы и АГСНМ — требуют поэтапного осуществления мероприятий под эгидой единого координационного центра, который видится в лице научно-проектного объединения на базе института «Алматыгенплан». К сожалению, нынешнее сложное финансово-экономическое положение, отсутствие бюджетных средств уже явилось причиной утечки профессиональных кадров градостроителей в коммерческие и иные структуры постепенной утраты позиций своеобразной школы алматинских зодчих.
Но жизнь продолжается, на очереди разработка нового генерального плана г. Алматы и АГСНМ с учетом уже нынешних реалий, внедрения рыночных отношений. Время терять нельзя. Иначе городским властям придется приглашать опытных градостроителей из стран ближнего и дальнего зарубежья. А это обойдется недешево.
Н. Аужанов – журнал «Казахстан: экономика и жизнь» №12, 1995 (стр. 29-31)