Территориально-планировочная структура города

А. БОЛЬШАЯ АЛМА-АТА

В процессе разработки ТЭО развития Алма-Аты были рассмот­рены варианты возможных направлений территориального раз­вития и основных путей формирования его функционально-планировочной структуры. На основе проработанных вариантов была построена перспективная модель территориальной плани­ровочной структуры города (Большая Алма-Ата), рассчитанная на реализацию за пределами расчетного срока. Увеличение или уменьшение капиталовложений в жилищно-гражданское строи­тельство или создание инженерно-транспортной инфраструктуры не влечет за собой принципиальных изменений функционально-планировочных решений, а лишь приближает или отдаляет их окончательную реализацию. Это позволяет надежно обеспечить решение задачи резервирования территорий для планомерного развития всех функциональных зон города на длительный срок, гарантировать устойчивость и гибкость основных решений вне зависимости от конъюнктурных влияний.

Решение комплекса проблем, стоящих перед Алма-Атой в об­ласти функционально-планировочной организации территории, в генеральном плане предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

компактно-расчлененной структуры, где продолжается дальнейшая интенсификация использования сложившейся и вновь ос­ваиваемой территории с широкими зелеными клиньями между промышленно-селитебными образованиями, которые будут спо­собствовать оздоровлению окружающей среды города, провет­риванию его территорий;

структуризации — формирования четкой иерархической пла­нировочной структуры всех функциональных зон города. В рам­ках этого принципа предусматривается последовательное чле­нение территории на законченные планировочные образования;

комплексности, предусматривающей создание предпосылок для законченности формирования всех элементов планировоч­ной структуры города в совокупности с производственной, со­циальной, инженерной и транспортной инфраструктурой.

Трактуя город и пригородную зону как динамичную систему неразрывно взаимосвязанных территорий, модель планировоч­ной организации города, в которой реализуются изложенные, выше принципы, создает предпосылки для решения комплекса стоящих перед Алма-Атой функционально-планировочных проб­лем, а также для упорядочения всего многообразия сложив­шихся и прогнозируемых связей города и зоны его влияния. От­правной точкой для конструирования опорного каркаса важней­ших транспортных магистралей и членения его на основные макроструктурные элементы при построении модели послужило со­поставление результатов анализа положения Алма-Аты в системе важнейших социально-экономических и функционально-планировочных связей с конкретной физико-географической ситуацией, присущей территории Алма-Аты. В южной части города предус­мотрено продолжить развитие исторически сложившегося рисун­ка городских магистралей, ориентированных на горный ланд­шафт, вдоль гор в западном направлении до определенного пре­дела. В соответствии с принятым в ТЭО генплана города основ­ным вариантом территориального развития выбраны северные площадки, связанные с ядром агломерации скоростными связя­ми. Кроме двух основных направлений, идущих от ядра к перифе­рии (западное и северное) на перспективу возникают, по крайней мере, еще два — северо-западное (через поселок Бурундай и на Караганду) и восточное (к поселку Алатау). При этом каждому из перечисленных макронаправлений соответствует определен­ный сектор алма-атинской групповой системы населенных мест.

Таким образом, рисунок планировочной структуры «Боль­шой Алма-Аты» приобретает веерообразное очертание с четырь­мя главными макронаправлениями от ядра города и объединен­ными единой полукольцевой связью, соединяющей центры круп­ных планировочных образований (зон). Большие пятна зеленых клиньев, разделяющие планировочные зоны друг от друга, пред­полагается использовать под нужды рекреации, здравоохране­ния, спорта, для размещения научно-исследовательских и учеб­ных учреждений.

Особую заботу вызывает функционально-планировочная организация так называемой промежуточной зоны в районе сел Заря Востока, Ужет, Кирова, Курылысши. От степени ее насыщен­ности зависит скорейшая реализация и жизнеспособность северо-западного макронаправления. Анализ современного использования этих территорий показывает, что здесь имеются потенциаль­ные ресурсы для организации зоны лечебно-оздоровительных учреждений на базе минеральных источников, строительства крупных рекреационных комплексов общегородского значения вдоль пойм рек Большая Алмаатинка, Ащибулак, Теренкара. На­личие древних захоронений в виде целых групп крупных курганов, оставленных племенами саков и усуней( предполагает созда­ние историко-этнографического парка республиканского значе­ния. Кроме этого, здесь обнаружены остатки древних городищ-убежищ, исследуемых в настоящее время археологами. Функ­ционально-планировочная организация территорий, заложенная в перспективной модели? по мере возникновения конкретных потребностей, изменения темпов и пропорций застройки города подлежит уточнению на последующих стадиях проектиро­вания.

Б. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ   ГОРОДА В ПРЕДЕЛАХ РАСЧЕТНОГО СРОКА

В пределах расчетного срока в рамках запроектированной модели генеральным планом намечено последовательное члене­ние территории города на планировочные образования разных уровней. Территорию города в целом предусмотрено расчле­нить на комплексные селитебно-производственные планировоч­ные зоны, сбалансированные, как правило, по количеству тру­дящихся и расселения населения, развитию системы культурно-бытового обслуживания и рекреации. В состав каждой плани­ровочной зоны входят соответствующая промышленная зона включающая группу промышленных и коммунально-складских районов и узлов, селитебная и рекреационная зоны, а также определенные элементы общегородского центра, то есть обра­зуется «город в городе», позволяющий смягчить последствия связанные с увеличением размеров городской территории по мере роста численности населения.

Предусматривается членение селитебных территории на пла­нировочные направления, планировочные, жилые районы, микрорайоны и группы кварталов; промышленных и коммунально-складских территорий на промышленные и коммунально-склад­ские районы и узлы, группы промышленных и коммунальных предприятий, складов и баз; рекреационных территорий на рекреационные районы, группы рекреационных учреждений. Этой функционально-планировочной иерархии соответствует и органи­зационное построение системы общественных центров, в которой предусмотрено формирование общегородского центра (ОГЦ), его элементов в планировочных зонах и направлениях, центров жилых и промышленных районов.

Наиболее сложной проблемой в построении архитектурно-планировочной структуры города является организация целост­ной и органичной связи между его старой и новой частями. Раз­мещение застройки на северных площадках влечет за собой круп­ную трансформацию сложившейся планировочной структуры города, способствует возникновению и развитию мощных мери­диональных связей, реконструкции существующих транспортных магистралей: ул. Белинского, Аэродромная. Шемякина, Красногвардейский тракт, Северо-Западное кольцо.

С учетом существующей планировки и застройки, сложившей­ся в ходе исторического развития города под влиянием природно-климатических условий, планировочных ограничений, строи­тельства Турксиба и начала развития народнохозяйственного комплекса столицы, планировочная структура Алма-Аты имеет свои особые отличия. Это определило разбивку территории го­рода на следующие планировочные зоны (ПЗ), разделенные друг от друга крупными природными и транспортными ограничите­лями: Центральная, Западная, Северная и Северо-Западная. В свою очередь Западная и Северная ПЗ делятся надвое плани­ровочными направлениями, каждая со своей главной улицей.

Центральная планировочная зона характеризуется высокой насыщенностью объектами культурно-бытового обслуживания, плотной сеткой городских магистралей, сомасштабной человеку жилой застройкой и архитектурными ансамблями.

Западная ПЗ, разделенная проспектом Абая на два планиро­вочных направления — Ташкентское и Каргалинское — представ­ляет собой продолжение исторически сложившегося развития планировочной структуры города вдоль гор. Ташкентское направление, представленное двумя главными улицами — проспект 50 лет Октября и ул. Комсомольская, в сложившейся застройке и улицами Комсомольская и Жубанова в перспективной части, имеет в своей структуре крупные промышленные районы с современными предприятиями, общегородскую зону отдыха на берегу водохранилища «Сайран» с крупным узлом общегородского центра.

Каргалинское направление с главными улицами Тимирязева, Джандосова, Шаляпина примыкает непосредственно к прилавкам гор, с немногочисленными, но крупными промышленными объектами как домостроительный и плодоконсервный комбинаты, радиотехнический завод. Здесь много проектных и научно-исследовательских институтов, учебных заведений. ВДНХ объектов лечебно-оздоровительного профиля. По природно-климатическим условиям находится в одной из самых благоприятных зон города.

Северная планировочная зона — ул. Белинского — Капчагайское шоссе — разбивается на Северное планировочное направление (ПН) и Илийское со своими главными улицами соответст­венно: Северо-западное кольцо и выход в Первомайский планировочный район, и проспект Сейфуллина и Красногвардейский тракт в Илийском ПН. Оба направления насыщены промышлен­ными и коммунально-складскими объектами в экологическом положении находятся на благоприятной зоне, кроме северных участков, где наблюдается возникновение долинных ветров.

Появлению и жизнеспособности Бурундайского направления способствуют перспективные связи на региональном уровне с Центральным Казахстаном, Южно-Казахстанской ГРЭС на базе Нижнеилийского буроугольного бассейна, возможностью строительства — крупного аэропорта на плато Караой, возникновению нового города на базе выносимых из Алма-Аты промышленных и коммунально-складских предприятий. Главная улица Бурундайского ПН идет вдоль Большого алма-атинского канала, проходит мимо протяженного плато с сакскими курганами, где намечается создание историко-этнографического музея под открытым небом и вливается в центральную часть северной половины ПН.

Функционально-планировочная организация южной части города (Центральная и Западная ПЗ) и северных территорий (Северная и Бурундайская ПЗ) — это целостная система с развитыми транспортными осями, общественными центрами на них, рекреационными зонами. В южной части планировочная структура имеет интенсивный, развитый рисунок. Трудовые, транспортные социальные связи преимущественно в широтных направлениях. Во избежание излишних нагрузок на центральную часть намечается усиление, реконструкция некоторых широтных магистралей, строительство многоуровневых развязок, возникновение обводных магистралей, позволяющих направить транспортные потоки в обход центра города.

Северные планировочные направления характеризуются ярко выраженными меридиональными связями, берущими начало в Центральной ПЗ и объединяющими места приложения труда, селитьбу, общественные центры по наиболее кратчайшим направлениям. Функционально-планировочная структура имеет линейный характер с несколькими широтными осями, последовательно разделяющими северные планировочные направления для улучшения рокадных связей между отдельными функционально-планировочными структурными элементами. Самая крупная из них — Большой алма-атинский канал (БАК) — мощная рекреаци­онная ось, соединяющая несколько городских зон отдыха в еди­ную систему. Следующая ось — железнодорожная магистраль Ташкент — Новосибирск (Турксиб) с примыкающими к ней много­численными, в основном коммунально-складскими предприятиями республиканского, областного и городского значения. Широтная перспективная магистраль, намеченная на новых север­ных территориях, проходит через общественные центры на Бурундайской и Первомайской площадках, а в системе Большой Алма-Аты полукольцевой связью объединяет узлы общегород­ского центра в одно целое.

Как отмечалось выше, часть территории Северной планиро­вочной зоны находится в условиях полного безветрия и наряду с большой насыщенностью промышленными и коммунально-складскими объектами требует радикальных преобразований в планировочной организации территорий, в целях оздоровления окружающей среды: постепенный вывод многих складских и коммунальных предприятий с большим грузооборотом, экологи­чески вредных промпредприятий, расширение и благоустройство зеленых меридиональных ходов вдоль пойм многочисленных ре­чек, строительство низкоплотного жилья и градостроительные узлы на пересечении важных городских магистралей.

Функционально-планировочная организация на вновь осваи­ваемых северных территориях в районе поселков Бурундай, Первомайска носит другой характер, в отличие от южной части города. Членение этих территорий на различные структурные элементы, трассировка магистралей, функциональное зонирова­ние определяется геоморфологическим рисунком рельефа, нали­чием многочисленных речек, слабым уклоном местности. Ши­рокий зеленый клин между Бурундайской и Первомайской пло­щадками предлагается использовать под развитие крупных рек­реационных комплексов общегородского, а возможно и респуб­ликанского значения, спортивного многофункционального цент­ра, филиала республиканского ботанического сада, научно-исследовательских и учебных заведений. В южном направлении данный зеленый клин, являясь важной композиционной осью, доходит до Большого алма-атинского канала, вбирая в себя тер­риторию историко-этнографического музея под открытым не­бом, и далее развивается на базе лечебно-оздоровительной зоны с прилегающими участками перспективной малоэтажной за­стройки.

Организация жилой застройки на северных площадках долж­на вестись с учетом влияния долинных ветров, более континен­тального климата. Необходимо активно использовать живописный рельеф территории с целью создания архитектурно выразитель­ных жилых групп и общественных центров в узлах пересечения главных городских магистралей. Промышленные территории предполагается развивать на базе существующих, вдоль желез­нодорожной магистрали и в районе городских канализацион­ных»‘очистных сооружений. Ряд промпредприятий с невредным характером производства можно размещать непосредственно в селитебной зоне вблизи главных городских магистралей. В качестве резервной зоны для вновь размещаемых промышлен­ных предприятий и выносимых из селитебной зоны объектов ком­мунально-складского назначения в генеральном плане предла­гается организовать Восточную промышленную зону вблизи села Гагарино.

Н. Аужанов – журнал «Архитектура и строительство Узбекистана»

№ 11, 1989 г. (стр. 8-9)

Предыдущая запись Елорда ертеңге лайық болсын
Следующая запись Это вам не Канберра! В XXI век с генпланом Целинограда?

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.