А. БОЛЬШАЯ АЛМА-АТА
В процессе разработки ТЭО развития Алма-Аты были рассмотрены варианты возможных направлений территориального развития и основных путей формирования его функционально-планировочной структуры. На основе проработанных вариантов была построена перспективная модель территориальной планировочной структуры города (Большая Алма-Ата), рассчитанная на реализацию за пределами расчетного срока. Увеличение или уменьшение капиталовложений в жилищно-гражданское строительство или создание инженерно-транспортной инфраструктуры не влечет за собой принципиальных изменений функционально-планировочных решений, а лишь приближает или отдаляет их окончательную реализацию. Это позволяет надежно обеспечить решение задачи резервирования территорий для планомерного развития всех функциональных зон города на длительный срок, гарантировать устойчивость и гибкость основных решений вне зависимости от конъюнктурных влияний.
Решение комплекса проблем, стоящих перед Алма-Атой в области функционально-планировочной организации территории, в генеральном плане предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:
компактно-расчлененной структуры, где продолжается дальнейшая интенсификация использования сложившейся и вновь осваиваемой территории с широкими зелеными клиньями между промышленно-селитебными образованиями, которые будут способствовать оздоровлению окружающей среды города, проветриванию его территорий;
структуризации — формирования четкой иерархической планировочной структуры всех функциональных зон города. В рамках этого принципа предусматривается последовательное членение территории на законченные планировочные образования;
комплексности, предусматривающей создание предпосылок для законченности формирования всех элементов планировочной структуры города в совокупности с производственной, социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой.
Трактуя город и пригородную зону как динамичную систему неразрывно взаимосвязанных территорий, модель планировочной организации города, в которой реализуются изложенные, выше принципы, создает предпосылки для решения комплекса стоящих перед Алма-Атой функционально-планировочных проблем, а также для упорядочения всего многообразия сложившихся и прогнозируемых связей города и зоны его влияния. Отправной точкой для конструирования опорного каркаса важнейших транспортных магистралей и членения его на основные макроструктурные элементы при построении модели послужило сопоставление результатов анализа положения Алма-Аты в системе важнейших социально-экономических и функционально-планировочных связей с конкретной физико-географической ситуацией, присущей территории Алма-Аты. В южной части города предусмотрено продолжить развитие исторически сложившегося рисунка городских магистралей, ориентированных на горный ландшафт, вдоль гор в западном направлении до определенного предела. В соответствии с принятым в ТЭО генплана города основным вариантом территориального развития выбраны северные площадки, связанные с ядром агломерации скоростными связями. Кроме двух основных направлений, идущих от ядра к периферии (западное и северное) на перспективу возникают, по крайней мере, еще два — северо-западное (через поселок Бурундай и на Караганду) и восточное (к поселку Алатау). При этом каждому из перечисленных макронаправлений соответствует определенный сектор алма-атинской групповой системы населенных мест.
Таким образом, рисунок планировочной структуры «Большой Алма-Аты» приобретает веерообразное очертание с четырьмя главными макронаправлениями от ядра города и объединенными единой полукольцевой связью, соединяющей центры крупных планировочных образований (зон). Большие пятна зеленых клиньев, разделяющие планировочные зоны друг от друга, предполагается использовать под нужды рекреации, здравоохранения, спорта, для размещения научно-исследовательских и учебных учреждений.
Особую заботу вызывает функционально-планировочная организация так называемой промежуточной зоны в районе сел Заря Востока, Ужет, Кирова, Курылысши. От степени ее насыщенности зависит скорейшая реализация и жизнеспособность северо-западного макронаправления. Анализ современного использования этих территорий показывает, что здесь имеются потенциальные ресурсы для организации зоны лечебно-оздоровительных учреждений на базе минеральных источников, строительства крупных рекреационных комплексов общегородского значения вдоль пойм рек Большая Алмаатинка, Ащибулак, Теренкара. Наличие древних захоронений в виде целых групп крупных курганов, оставленных племенами саков и усуней( предполагает создание историко-этнографического парка республиканского значения. Кроме этого, здесь обнаружены остатки древних городищ-убежищ, исследуемых в настоящее время археологами. Функционально-планировочная организация территорий, заложенная в перспективной модели? по мере возникновения конкретных потребностей, изменения темпов и пропорций застройки города подлежит уточнению на последующих стадиях проектирования.
Б. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ ГОРОДА В ПРЕДЕЛАХ РАСЧЕТНОГО СРОКА
В пределах расчетного срока в рамках запроектированной модели генеральным планом намечено последовательное членение территории города на планировочные образования разных уровней. Территорию города в целом предусмотрено расчленить на комплексные селитебно-производственные планировочные зоны, сбалансированные, как правило, по количеству трудящихся и расселения населения, развитию системы культурно-бытового обслуживания и рекреации. В состав каждой планировочной зоны входят соответствующая промышленная зона включающая группу промышленных и коммунально-складских районов и узлов, селитебная и рекреационная зоны, а также определенные элементы общегородского центра, то есть образуется «город в городе», позволяющий смягчить последствия связанные с увеличением размеров городской территории по мере роста численности населения.
Предусматривается членение селитебных территории на планировочные направления, планировочные, жилые районы, микрорайоны и группы кварталов; промышленных и коммунально-складских территорий на промышленные и коммунально-складские районы и узлы, группы промышленных и коммунальных предприятий, складов и баз; рекреационных территорий на рекреационные районы, группы рекреационных учреждений. Этой функционально-планировочной иерархии соответствует и организационное построение системы общественных центров, в которой предусмотрено формирование общегородского центра (ОГЦ), его элементов в планировочных зонах и направлениях, центров жилых и промышленных районов.
Наиболее сложной проблемой в построении архитектурно-планировочной структуры города является организация целостной и органичной связи между его старой и новой частями. Размещение застройки на северных площадках влечет за собой крупную трансформацию сложившейся планировочной структуры города, способствует возникновению и развитию мощных меридиональных связей, реконструкции существующих транспортных магистралей: ул. Белинского, Аэродромная. Шемякина, Красногвардейский тракт, Северо-Западное кольцо.
С учетом существующей планировки и застройки, сложившейся в ходе исторического развития города под влиянием природно-климатических условий, планировочных ограничений, строительства Турксиба и начала развития народнохозяйственного комплекса столицы, планировочная структура Алма-Аты имеет свои особые отличия. Это определило разбивку территории города на следующие планировочные зоны (ПЗ), разделенные друг от друга крупными природными и транспортными ограничителями: Центральная, Западная, Северная и Северо-Западная. В свою очередь Западная и Северная ПЗ делятся надвое планировочными направлениями, каждая со своей главной улицей.
Центральная планировочная зона характеризуется высокой насыщенностью объектами культурно-бытового обслуживания, плотной сеткой городских магистралей, сомасштабной человеку жилой застройкой и архитектурными ансамблями.
Западная ПЗ, разделенная проспектом Абая на два планировочных направления — Ташкентское и Каргалинское — представляет собой продолжение исторически сложившегося развития планировочной структуры города вдоль гор. Ташкентское направление, представленное двумя главными улицами — проспект 50 лет Октября и ул. Комсомольская, в сложившейся застройке и улицами Комсомольская и Жубанова в перспективной части, имеет в своей структуре крупные промышленные районы с современными предприятиями, общегородскую зону отдыха на берегу водохранилища «Сайран» с крупным узлом общегородского центра.
Каргалинское направление с главными улицами Тимирязева, Джандосова, Шаляпина примыкает непосредственно к прилавкам гор, с немногочисленными, но крупными промышленными объектами как домостроительный и плодоконсервный комбинаты, радиотехнический завод. Здесь много проектных и научно-исследовательских институтов, учебных заведений. ВДНХ объектов лечебно-оздоровительного профиля. По природно-климатическим условиям находится в одной из самых благоприятных зон города.
Северная планировочная зона — ул. Белинского — Капчагайское шоссе — разбивается на Северное планировочное направление (ПН) и Илийское со своими главными улицами соответственно: Северо-западное кольцо и выход в Первомайский планировочный район, и проспект Сейфуллина и Красногвардейский тракт в Илийском ПН. Оба направления насыщены промышленными и коммунально-складскими объектами в экологическом положении находятся на благоприятной зоне, кроме северных участков, где наблюдается возникновение долинных ветров.
Появлению и жизнеспособности Бурундайского направления способствуют перспективные связи на региональном уровне с Центральным Казахстаном, Южно-Казахстанской ГРЭС на базе Нижнеилийского буроугольного бассейна, возможностью строительства — крупного аэропорта на плато Караой, возникновению нового города на базе выносимых из Алма-Аты промышленных и коммунально-складских предприятий. Главная улица Бурундайского ПН идет вдоль Большого алма-атинского канала, проходит мимо протяженного плато с сакскими курганами, где намечается создание историко-этнографического музея под открытым небом и вливается в центральную часть северной половины ПН.
Функционально-планировочная организация южной части города (Центральная и Западная ПЗ) и северных территорий (Северная и Бурундайская ПЗ) — это целостная система с развитыми транспортными осями, общественными центрами на них, рекреационными зонами. В южной части планировочная структура имеет интенсивный, развитый рисунок. Трудовые, транспортные социальные связи преимущественно в широтных направлениях. Во избежание излишних нагрузок на центральную часть намечается усиление, реконструкция некоторых широтных магистралей, строительство многоуровневых развязок, возникновение обводных магистралей, позволяющих направить транспортные потоки в обход центра города.
Северные планировочные направления характеризуются ярко выраженными меридиональными связями, берущими начало в Центральной ПЗ и объединяющими места приложения труда, селитьбу, общественные центры по наиболее кратчайшим направлениям. Функционально-планировочная структура имеет линейный характер с несколькими широтными осями, последовательно разделяющими северные планировочные направления для улучшения рокадных связей между отдельными функционально-планировочными структурными элементами. Самая крупная из них — Большой алма-атинский канал (БАК) — мощная рекреационная ось, соединяющая несколько городских зон отдыха в единую систему. Следующая ось — железнодорожная магистраль Ташкент — Новосибирск (Турксиб) с примыкающими к ней многочисленными, в основном коммунально-складскими предприятиями республиканского, областного и городского значения. Широтная перспективная магистраль, намеченная на новых северных территориях, проходит через общественные центры на Бурундайской и Первомайской площадках, а в системе Большой Алма-Аты полукольцевой связью объединяет узлы общегородского центра в одно целое.
Как отмечалось выше, часть территории Северной планировочной зоны находится в условиях полного безветрия и наряду с большой насыщенностью промышленными и коммунально-складскими объектами требует радикальных преобразований в планировочной организации территорий, в целях оздоровления окружающей среды: постепенный вывод многих складских и коммунальных предприятий с большим грузооборотом, экологически вредных промпредприятий, расширение и благоустройство зеленых меридиональных ходов вдоль пойм многочисленных речек, строительство низкоплотного жилья и градостроительные узлы на пересечении важных городских магистралей.
Функционально-планировочная организация на вновь осваиваемых северных территориях в районе поселков Бурундай, Первомайска носит другой характер, в отличие от южной части города. Членение этих территорий на различные структурные элементы, трассировка магистралей, функциональное зонирование определяется геоморфологическим рисунком рельефа, наличием многочисленных речек, слабым уклоном местности. Широкий зеленый клин между Бурундайской и Первомайской площадками предлагается использовать под развитие крупных рекреационных комплексов общегородского, а возможно и республиканского значения, спортивного многофункционального центра, филиала республиканского ботанического сада, научно-исследовательских и учебных заведений. В южном направлении данный зеленый клин, являясь важной композиционной осью, доходит до Большого алма-атинского канала, вбирая в себя территорию историко-этнографического музея под открытым небом, и далее развивается на базе лечебно-оздоровительной зоны с прилегающими участками перспективной малоэтажной застройки.
Организация жилой застройки на северных площадках должна вестись с учетом влияния долинных ветров, более континентального климата. Необходимо активно использовать живописный рельеф территории с целью создания архитектурно выразительных жилых групп и общественных центров в узлах пересечения главных городских магистралей. Промышленные территории предполагается развивать на базе существующих, вдоль железнодорожной магистрали и в районе городских канализационных»‘очистных сооружений. Ряд промпредприятий с невредным характером производства можно размещать непосредственно в селитебной зоне вблизи главных городских магистралей. В качестве резервной зоны для вновь размещаемых промышленных предприятий и выносимых из селитебной зоны объектов коммунально-складского назначения в генеральном плане предлагается организовать Восточную промышленную зону вблизи села Гагарино.
Н. Аужанов – журнал «Архитектура и строительство Узбекистана»
№ 11, 1989 г. (стр. 8-9)