Преимущественное развитие крупнейших городов сопровождается сложным процессом субурбанизации: падением численности населения центральных районов и его ростом в пригородной зоне. На протяжении последних десятилетий это существенным образом изменило само представление о большом городе. За его пределами возникла обширная, относительно густонаселенная территория, экономически и культурно связанная с центром (ежедневные производственные и культурно-бытовые контакты), фактически сросшаяся с ним.
Историю развития пригородных зон можно проследить с середины XIX века, когда с развитием железнодорожного транспорта самые богатые семьи получили возможность селиться за городом, наслаждаясь «деревенским воздухом»; вершина пирамиды богатства, ранее совпадавшая с аристократическим центром, начинает смещаться за его пределы. Появление конных, а затем электрических трамваев открыло доступ в пригородную зону, дав шанс пространственной мобильности и средним слоям общества.
С началом эры «автомобильной революции» первых десятилетий XX века и до конца 40-х годов перемещение в пригороды заметно усилилось, и этот переезд оказывал значительное влияние на жизнь самого города, несмотря на то, что он был доступен наиболее обеспеченным семьям.
В конце 40-х — начале 50-х годов появились первые поселки, построенные для ветеранов войны, — Парк-Форест около Чикаго, Лейквуд рядом с Лос-Анджелесом, Леввиттаун в Лонг-Айленде, Нью-Йорк. Это были пригороды, впервые возведенные методом массовой постройки. Именно в конце 40-х годов строительство пригородов было «поставлено на конвейер». Особенно ярко этот процесс проявился в крупнейших агломерациях. Здесь центральные части городов увеличили численность населения только на 1 процент, а на периферии прирост составил 71,3 процента.
В 70-х годах практически во всех старых агломерациях США продолжалась депопуляция центральной части их городов и рост пригородной зоны. Так, Сент-Луис потерял 50 процентов своей «пиковой» (1950 г.) численности и находился в 1990 году на уровне 1890 года.
В середине 80-х годов в Нью-Йорке было на 10 процентов меньше жителей, чем в 1950 году, а в Филадельфии, Балтиморе и Вашингтоне — примерно, на 17—20 процентов.
Площадь агломерации за пределами больших центральных городов, как правило, намного превосходит территорию последних. Например, метрополитенский ареал (СМА) Нью-Йорка простирается на площади в 2149 кв. миль, город же в муниципальных границах — всего на площади в 315 кв. миль; соответствующие цифры для Филадельфии — 3549 и 127, для Сан-Франциско—3313 и 48. Для Вашингтона—1485 и 61, для Сент-Луиса — 3187 и 61, для Балтимора — 1807 и 79, для Бостона—969 и 48 и т.д.
Таким образом, расселение людей в пределах крупнейших городских агломераций приобретает все более равномерный, рассредоточенный (деконцентрированный) характер, что характерно, помимо американских (первыми вступивших в полосу субурбанизации), также и для европейских, австралийских и японских метрополисов.
Столица Казахстана, вероятно, находится на порогов субурбанизации и деконцентрации населения, что подтверждается освоением под индивидуальную застройку земель совхоза «Пригородный» и ряда других районов. Притом, что около 66 процентов населения агломерации проживает и городе-центре, почти 1/4 жилого фонда в пределах городских границ относится к индивидуальным домам. И несмотря на негативные моменты, которыми сопровождается данный этап, следует признать, что отсутствие крупных финансовых и материальных средств для централизованного жилищного строительства, а также учет индивидуальных предпочтений людей делают оправданным дальнейшее развитие пригородных форм расселения и, как следствие, постепенную деконцентрацию населения.
Однако рассредоточенное расселение вызовет значительное поглощение сельскохозяйственных угодий в пригородной зоне, хотя оно будет сравнительно небольшим в масштабе области. Площадь всех сельхозугодий Алматинской области, по данным института «Казгипрозем», составила 7089729 га, в т.ч. 325880 га орошаемых угодий. Население области на 1989 г. составило 2110,1 тыс. человек. Таким образом, на 100 человек населения области приходится 336 га сельхозугодий, в т.ч. 15,5 га — орошаемых. Сопоставление этих цифр с удельными показателями в развитых и ряде развивающихся стран выявляет значительное превышение данных по Алматинской области. Так, на Западе площадь сельхозугодий на 100 человек населения колеблется в основном в пределах от 20 до 60 га (что более чем в 5,5 раз меньше), а поливных угодий — от 2 до 4 га (что более чем в 4 раза меньше, чем в Алматинской области).
Большие отличия и в структуре сельскохозяйственных земель. В области пашня составляет всего 12 процентов от их общей площади, тогда, как на Западе она колеблется, в пределах, от 30 до 50 процентов, а в ряде стран (Япония, Дания, Норвегия, Швеция) даже более.
Это свидетельствует о преимущественно экстенсивном использовании имеющихся сельхозугодий в настоящее время: при равной и даже меньшей площади пахотных угодий на душу населения западные страны страдают от избытка продовольствия и жестко квотируют его производство, в то время как у нас обеспеченность сельхоз территориями пока не приводит к изобилию. Вероятно, это можно объяснить и относительно невысокой продуктивностью одного гектара, и плохой сохранностью урожая (при хранении, транспортировке, переработке), что вызывает стремление сохранить все имеющиеся сельскохозяйственные угодья для наращивания валовых показателей производства сельхозпродукции.
Однако фактом является крайне неравномерное использование земель в границах Алматинской области: наиболее освоены земли административных районов, прилегающих к основанию гор Заилийского Алатау, особенно в пригородах Алматы. Административные районы в зоне влияния Алматы, отличаясь наибольшей людностью, значительно уступают всем отдаленным районам по территории в административных границах и по общей площади сельхозугодий (особенно Жамбылскому, Куртинскому и Балхашскому). Так, в Илийском районе плотность населения 30 человек на квадратный километр, в Каскеленском — 97, Талгарском — 21, Энбекшиказахском — 33 человека, в то время как в других она колеблется от 1—2 человек (Куртинский, Балхашский) до 6—8 человек на квадратный километр. При этом в четырех пригородных адм. районах сосредоточены значительные площади пашни, в том числе орошаемой — соответственно 41 и 40 процентов от их областного объема. Сильно отличается и структура сельхозугодий пригородных районов (Каскеленского, Илийского, Талгарского, Энбекшиказахского), где доля пастбищ колеблется от 53 до 75 процентов, тогда как в оставшихся периферийных районах области она порой достигает 93 процентов, то есть культивируемые, возделываемые земли составляют менее 1,6 всех сельхозугодий этих районов, а в Балхашском — всего 7 процентов.
На четыре пригородных района приходится 83 процента площади всех многолетних насаждений области (садов, виноградников). Здесь же подавляющая часть, коллективных, садов и большая часть коллективных огородов—83 и 64 процента соответственно.
Подобный дисбаланс в сельскохозяйственном освоений и урбанизации: территории Алматинской области приводит к возникновению серьезных проблем в развитии столицы республики: ведь именно на ее пороге расположены наиболее обжитые, по сравнению с другими, административные районы. Как быть? Еще раз обратимся к зарубежному опыту.
Бурное развитие пригородных форм расселения при невысокой плотности (в Сиднее плотность застройки в пригородах составляет в среднем 8 участков на 1 га) сопровождается значительным изъятием земель, расположенных на «пороге» центрального города. В 60-х годах в городские формы использования земли США было переведено 36 тыс.кв.км сельской территории, а в 70-х годах — 48 тыс.кв.км. В результате к 1980 году под городской застройкой уже находилось 190 тыс.кв.км.
В этой связи весьма примечательна история развития долины Санта-Клара в Калифорнии. Около ста лет назад здесь стало быстро развиваться садоводство, и в начале века, путеводители рекомендовали Санта-Клару как одну из красивейших и самых плодородных долин Калифорнии. К 1930 г. под садами было занято 40 тыс. га, в том числе 34 тыс. га под черносливом; округ Санта-Клара давал 1/3 мирового сбора чернослива и по праву именовался «черносливовой столицей мира».
Создание исследовательского парка при Стэндфордском университете в Пало-Альто стало началом радикального изменения специализации долины Санта-Клара; здесь стало быстро расти число промышленных предприятий, на которых внедрялись новинки, созданные в Стэнфорде. Вскоре строительство электронных заводов приобрело лавинообразный характер; сады пали под ножами бульдозеров, их место заняли заводские корпуса, скоростные дороги, жилые дома. За 1960—1980 гг. численность населения выросла в три раза и достигла 1,3 млн. человек, 2/3 рабочих уже заняты производством полупроводников.
Район Лос-Анджелеса, штат Калифорния, также на редкость благоприятен для произрастания самых разных субтропических культур. Железные дороги открыли для Южной Калифорнии огромный рынок, и уже к 1900 г. округ Лос-Анджелес занял по стоимости сельскохозяйственной продукции первое место в стране, которое он сохранял в последующие 50 лет. Однако со временем индустриализация и урбанизация оттеснили сельское хозяйство на второй план, и округ Лос-Анджелес по стоимости его продукции откатился во второй десяток ведущих округов. Фруктоводство теперь размещается на городских неудобьях и горных склонах, на которые не претендует урбанизация; оттесненное из окрестностей Лос-Анджелеса, оно процветает на окраинах района. Численность населения быстро растет, и в 1980-е годы урбанизированный ареал стал все шире перебираться за окружающие горы. Наступает очередь освоения западного соседа Лос-Анджелеса—округа Вентура, который слывет сейчас «лимонной столицей» (округ дает супермаркетам страны около 60 процентов лимонов). Сюда пробили многополосную автостраду, и людность округа быстро увеличивается.
В «аграрной супердержаве» — Нидерландах, где около 70 процентов территории занимают сельскохозяйственные угодья, ежегодно выводится из оборота под застройку более 8000 га, в то время как «отвоевывается» у моря менее 5 тысяч гектаров.
На японском архипелаге только 30 процентов территории пригодно для строительства и сельскохозяйственного освоения (что по площади чуть больше территории Алматинской области), однако живет там 122,6 млн. человек, 3/4 которых горожане.
В Южной Корее, которая по площади уступает Алматинской области, 80 процентов территории занято горами и холмами, и тем не менее, ее 42-миллионное население стремительно урбанизируется, причем этот процесс далек от своего завершения.
Масштабное изъятие сельскохозяйственных земель, являющееся следствием развития пригородной зоны и деконцентрации населения, во многом оправдывается значительно возросшей интенсивностью использования угодий (например, в Великобритании, по данным сельскохозяйственной комиссии, в ближайшие годы должно быть выведено из оборота 23 процента сельхозугодий как ненужных для производства продовольствия), расширением, международных поставок, но главным образом — важностью метрополитенских функций, выполняемых крупнейшими городами в национальном и региональном масштабе.
Развитие Алматы потребует застройки значительных территорий (чему, на наш взгляд, не следует препятствовать), однако речь должна идти не о простом исключении земли из сельхозоборота, а о поэтапном и компенсационном изъятии земли.
Если, к примеру, до 2030 года для нужд города потребуется 45 тысяч гектаров, то эта территория может прирезаться (осваиваться) постепенно, хотя бы по 1— 1,5 тысячи гектаров ежегодно.
Изымаемые земли должны «восстанавливаться» за пределами Большой Алматы (алматинской агломерации), для чего можно предусмотреть создание специального денежного «компенсационного фонда», куда поступали бы единовременные платежи за отводимые участки, а также часть рентных взносов в последующие годы. Аккумулированные финансовые средства должны поступать в дальнейшем для создания инфраструктуры (дорог, ирригационной сети, инженерных коммуникаций) в зонах сельскохозяйственного освоения за пределами Большой Алматы, выдачи «подъемных» (на обзаведение техникой, семенами и т.д.) и «компенсационных», в т.ч. финансовых, средств. Это должно дополняться прямыми ассигнованиями из республиканского бюджета (в целях развития столицы) для освоения перспективных зон сельскохозяйственного развития.
Решение проблемы, на наш взгляд, должно идти в трех уровнях:
1) областной уровень — перенос центра тяжести сельхозосвоения области во внешнюю зону за пределами Большой Алматы в радиусе около 52 километров;
2) республиканский уровень — усиление внутриреспубликанских связей по поставкам продовольствия и развития «солнечного пояса» (юга), республики;
3) глобальный уровень — интеграция в мировое экономическое пространство.
Диспропорции в сельскохозяйственном использовании территории области могут преодолеваться за счет, приоритетного освоения земель ближайшего внешнего пояса — Жамбылского, Куртинского, Балхашского, Чиликского районов — путем расширения культивируемых угодий с применением системы капельного полива и других интенсивных агротехнологий.
Однако главный упор следует сделать на опережающее развитие предгорных долин в Кегенском, Чиликском, Уйгурском, Нарынкольском и отчасти Жамбылском административных районах, имеющих развитую гидрографическую сеть, большой годовой уровень осадков — для специализации их на плодоводстве и виноградарстве.
Заслуживает внимания предложение института «Казгипроград» по использованию подземных термальных источников в Чиликском адм. районе (внешний пояс Большой Алматы) для создания теплично-паркового комплекса. Поймы рек Или (особенно ее дельта), Курты и Куртинского водохранилища могут быть зонами интенсивного поливного земледелия.
Внутри границ Большой Алматы (алматинской агломерации) участки, свободные от застройки и рекреации, могут служить основой создания тепличных хозяйств. Шампиньоны и некоторые другие культуры можно выращивать в подземных бункерах, а склоны гор могут быть использованы для разведения лекарственных трав. Конефермы предоставляли бы требуемое количество кумыса, который некоторые западногерманские фармацевтические фирмы используют для приготовления лечебно-косметического крема.
Поставки сельхозпродукции в Алматы могут быть осуществлены и из других областей республики. Только посевных площадей в Республике Казахстан, по, данным статуправления, 35,7 млн. га (или 215 га на 100 человек населения), а площадь орошаемых земель в сельхозпредприятиях составляет 1,9 млн. га (или 11,6 га на 100 человек). При более высокой продуктивности одного гектара сельхозугодий и резком сокращении потерь при транспортировке, переработке и хранении сельхозпродукции Казахстан мог бы стать ее крупным производителем и экспортером (например, потери сельхозпродукции в Голландии составляют менее одного процента, а в нашей республике они достигают 30 процентов).
В Алматы продовольствие может поставляться (частично уже поставляется) и из-за рубежа, из ближайших стран Центральной Азии, Китая, а в дальнейшем — и из более отдаленных частей мира.
Кстати, на оптовый продовольственный рынок Нью-Йорка поставляется продукция из большинства штатов страны и из 35 стран мира. Финляндия завозит продовольствие из 45 стран мира.
Таким образом, Алматы в перспективе в обмен на свои товары и услуги, при конвертируемости (даже внутренней) денежной единицы могла бы получать продовольствие, из любой точки земного шара. Попытка сохранить архаичное положение, при котором город потребляет только то, что произведено на его пороге, выглядит, как стремление законсервировать натуральный тип хозяйства в ущерб гармоничному сбалансированному развитию столицы республики, невозможному без рассредоточения населения и изъятия большого количества земли. Вопрос состоит в том, следует ли всеми силами пытаться сохранить сельскохозяйственное производство области в пригородной зоне (которое может не выдержать конкуренции с другими адм. районами, областями Казахстана и аграрным сектором других стран), либо сместить его в другие зоны, раскрыв путь для свободного развития Алматы.
Хотя темпы роста численности Алматы по сравнению с 1970—80-ми годами заметно снизились, наступление города на сельскохозяйственные земли, особенно в западном направлении, продолжается. В связи с сокращением объемов государственного строительства растет удельный вес малоэтажного индивидуального сектора в районе поселений Таугуль, Дружба, Калкаман, Кирова, Заря Востока, Ожет. Это объясняется рядом причин, важнейшие из которых — непосредственная близость города, развитые транспортные магистрали, готовые инженерные сети и сооружения.
В этой связи представляется поспешным планируемое в «пожарном порядке» проектирование жилых районов на северных территориях, где отсутствует крупный источник тепло- и энергоснабжения. Необходимо постепенное и разумное проектирование жилья и инженерных сооружений на северных площадках в районе поселков Бурундай и Первомайский с предварительным детальным инженерно-геологическим изучением территорий будущего массового строительства.
Тенденции прошлых десятилетий не оставляют почти никаких сомнений в том, что ив дальнейшем планировочный механизм будет функционировать в обществе, ориентированном на растущий уровень жизни, главным последствием чего в организации пространства будет увеличение количества отдельных домашних хозяйств и приобретение все большим числом семей домов в пригородных и загородных районах. Это обусловит и рассредоточение других видов деятельности — торговли, досуга. Город расширится, и моделью будущего все больше будет становиться географически рассредоточенный «город». Таким образом, индивидуальный потребительский выбор склоняется скорее в пользу рассредоточения и деконцентрации, а не компактности и концентрации.
Необходимо создавать земельные участки под заселение в темпах (и масштабах), соразмерных с потребностью. Однако под городскими землями должны пониматься не любые земли в любом месте, а только те, что находятся в пределах обслуживания общественным транспортом и примыкают к местам возможной работы. Поэтому под застройку должны отводиться любые участки, удобно расположенные в градостроительном отношении, невзирая на их бонитет и характер использования (исключение может делаться только для садов и виноградников).
Накопленный научный, культурный и финансовый потенциал Алматы дает реальные шансы для формирования информационно-ориентированной многогранной городской экономики и динамичного развития наукоемкой промышленности в агломерации. Есть все основания рассчитывать на то, что в XXI веке Алматы можно будет расценивать как «город, базирующийся на знаниях».
Предлагаемые нами пути сглаживания противоречий, между городом и пригородной зоной, перенос центра тяжести сельскохозяйственного производства в другие районы в целях свободного и гармоничного развития Алматы позволяют оптимистично смотреть на будущее этого города.
Н. Аужанов, А. Каймолдин. Журнал «Казахстан: экономика и жизнь»
№ 9, 1994 г. (стр. 50-54)