Позади шумное празднование Дня нашей новой столицы. Многочисленные гости разъехались, в очередной раз, удостоверившись в постепенном становлении города как цивилизованного центра молодого государства.
Тем не менее, проблемы остаются, и их надо решать, выделив из них приоритетные.
На майском совещании по вопросам обустройства столицы, проведенном Президентом страны Н.Назарбаевым в Астане, во главу угла поставлены вопросы обустройства окраин города. Если центральное ядро с главной площадью явилось уже сейчас устойчивой «визитной карточкой», то далеко не все жители Астаны чувствуют себя столичными жителями. Это касается не только вопросов подачи горячей и холодной воды, отопления домов. Оказывается, буквально в двух шагах от центра можно реально почувствовать себя жителем какого-нибудь захолустного районного центра, если бы не силуэты новых высотных административных и жилых доминант.
Сегодняшнее безавральное проектирование и строительство города, укрепление его имиджа как новой столицы дает возможность спокойно проанализировать процесс ее градостроительного развития, сделать определенные выводы и наметить дальнейшие шаги. Процесс разработки нового генерального плана Астаны, находящегося в стадии завершения, не должен служить препятствием для последовательного формирования и выявления узловых зон общегородского центра.
И у нас есть возможность в короткие сроки сформировать ядра подобных зон, вокруг которых потом разовьется своя инфраструктура.
Учитывая специфику акмолинского ландшафта, обусловленного совершенно плоским рельефом, и назревшую проблему поиска градостроительного своеобразия новой столицы, необходимо продуманное формирование градузлов со стороны главных въездных магистралей в город (ворот столицы): со стороны Караганды по пр. Абылай-хана; на въезде из Костаная по пр. Богенбая; со стороны аэропорта; на базе усиления узла железнодорожного вокзала; в районе недостроенного Дворца культуры при спуске с автодорожного моста Софиевского шоссе.
Этим достигается и визуальное пространственное обозначение границ города, его центральной части.
Сегодня уже идет активное формирование учебно-рекреационно-спортивного комплекса в районе р. Ащисай, некогда, по генплану ленинградских градостроителей, претендовавшего на главный центр Целинограда. Подобное активное формирование этой зоны является естественной реальностью, как продолжение ядра центра вдоль проспекта Кенесары и далее по Абылай-хана на Караганду. Как один из выездных градостроительных узлов он мог бы быть наделен определенным символическим знаком, подчеркивающим данное направление, например, выразить тему южной столицы Алматы. Кстати, не случайно и район называется в целом Алматинским. Подобная тема должна отразиться (особенно в праздничные дни) в вывесках, лозунгах, в рекламе на билбордах, названиях торговых точек, ресторанов и кафе, жилых районов и т.д.
Следующий объект «визитной карточки» новой столицы — узел железнодорожного вокзала. Основная тема могла быть следующей; «Астана — крупнейший транспортный узел Казахстана», Этот район требует его усиления общественно-деловыми и торговыми функциями. Во всех развитых странах подобные зоны являются важнейшими компонентами общегородских центров. Не случайно в проекте победителя международного конкурса японского мастера Кишо Курокавы узел железнодорожного вокзала является главным деловым центром Астаны. В будущем данный узел мог бы обслуживать не только прилегающие районы, но и транзитное и прибывающее в город население из пригородных поселков, перехватывая его у себя и одновременно разгрузив центральное ядро столицы. Кстати, концептуальный проект района железнодорожного вокзала был в свое время предложен проектно-строительной фирмой «Ак орда» в виде супер делового, общественного и торгового центра, что еще раз подтверждает актуальность его освоения.
Район пересечения проспекта Богенбая и речки Сарыбулак на базе двух 24-этажных жилых комплексов встречает гостей со стороны Костаная и Атбасара. В качестве символического знака здесь могла бы звучать тема дружбы с Россией, тема Евразии.
Сегодня идет активное формирование южного направления со стороны аэропорта (в соответствии с проектными материалами победителей последнего международного конкурса) на центр новой столицы. Уже проглядываются контуры очередного градкомплекса в виде строящегося бизнес-центра фирмы «Ренко», Дома приемов и Этнографического парка с мемориальным курганом жертвам сталинских репрессий. Данная территория должна получить развитие в виде столичных территориальноемких мемориальных и специализированных центров в создаваемом лесопарковом защитном поясе (рекреационных, этнокультурных типа «казахского аула», ботанического сада, технопарков и других парков познавательного плана).
Эта зона в перспективе является особой составной частью столичного центра и отражает в себе общеказахстанскую функцию. На главном въезде в Астану должны найти максимальное отражение символы новой столицы Казахстана с ее образными атрибутами и лозунгами типа рисунков (или панно) «барса», «Казахстан-2030», «города — центра Евразийского континента» с продолжением этой темы на проспекте Республики.
Постепенное преобразование этих и других зон общегородского центра Астаны, научно-методический и системный подход к сложнейшим вопросам формирования планировочной структуры города предоставляют градостроителям и архитекторам Казахстана прекрасную возможность реализации своих замыслов. Они могут построить гармоничный и красивый город, удобный для проживания и работы, избежать тех градостроительных ошибок, допущенных при строительстве Алматы и некоторых крупных городе Казахстана.
Рекламно-информационная газета – 16.07.1999 г. — №26
Н.Аужанов – компетентное мнение